КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сравнительный анализ
А.А. БОГУСТОВ
ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПОЛЬШИ:
Осуществление реформы гражданского законодательства повышает значимость сравнительно-правовых исследований. На наш взгляд, серьезного внимания заслуживает законодательство стран Восточной Европы. Это обусловлено тем, что они, так же как и страны СНГ, переживали в последние десятилетия процесс трансформации социалистической правовой системы в романо-германскую и сталкивались при этом со схожими проблемами. В связи с этим интерес представляет проведение сравнительно-правового анализа польского законодательства, устанавливающего ограничения права собственности. На основании анализа положений ГК Польши <1> и специальных законов можно сделать вывод, что систему вещных прав составляют: -------------------------------- <1> Kodeks Cywilny z 23.04.1964 // Dziennik Ustaw. 1964. N 16б. P. 93б ze zm.
а) право собственности (prawo wlasnosci); б) вечное пользование (uzytkowanie wieczyste). Вечное пользование по сути представляет собой разновидность суперфиция. Однако правовая доктрина Польши не относит данное право к числу ограниченных вещных прав: "Согласно доминирующей в настоящее время точке зрения вечное пользование представляет собой вещное право, промежуточное между правом собственности и ограниченными вещными правами" <1>. Эта точка зрения основана на решении Верховного Суда Польши от 17 января 1974 г. <2>; -------------------------------- <1> Gniewek E. Prawo rzeczowe. Warszawa: C.H. Beck, 2003. S. 165. <2> Orzecznictwo Sadu Naiwyzszego, 1974. P. 197.
в) ограниченные вещные права (ograniczone prawa rzeczowe): - узуфрукт (uzytkowanie); - сервитут (sluzebnosc); - залог (zastaw); - ипотека (hipoteka); - право собственности члена кооператива на жилое помещение, право использования членом кооператива жилого помещения, право на односемейный дом в жилищном кооперативе (wlasnosciowe spoldzielcze prawo do lokalu mieszkalnego, spoldzielcze prawo do lokalu uzytkowego, prawo do domu jednorodzinnego w spoldzielni mieszkaniowej). Необходимо отметить, что ГК Польши не содержит терминов "узуфрукт" и "сервитут". Это связано с тем, что законодательство Польши традиционно стремится использовать национальную терминологию, не прибегая к заимствованиям. Вместо термина "узуфрукт" ГК Польши использует термин "пользование" (uzytkowanie), а вместо термина "сервитуты" - "служебности" (sluzebnosci). Любопытной в связи с этим представляется аналогия с дореволюционным законодательством и доктриной России, использовавшей для обозначения узуфрукта и сервитута термины "пользовладение" <1> и "угодье" <2>. -------------------------------- <1> См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Спарк, 1995. С. 231. <2> См.: Мейер Д.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2000. С. 433.
Как фактическое состояние обладания вещью, не относящееся ни к праву собственности, ни к ограниченным вещным правам, в ГК Польши самостоятельное регулирование получило владение (posiadanie). Право собственности в польском законодательстве определяется как абсолютное право. Само определение этого права в ГК Польши выглядит традиционным для романо-германской правовой традиции: ст. 140 ГК устанавливает, что в рамках, определенных законами и принципами общественного сосуществования, собственник может, устраняя иных лиц, пользоваться вещью в соответствии с общественно-хозяйственным назначением своего права, в частности может получать выгоду и иные доходы от вещи. В этих рамках собственник может распоряжаться вещью. Данное определение имеет наибольшее сходство с формулировкой, содержащейся в праве Голландии. ГК Нидерландов (ч. 2 ст. 1 разд. 1 гл. 5) <1> установил, что собственник может свободно использовать вещь с исключением любого другого лица при условии, что такое использование не противоречит правам других лиц и что при этом учитываются ограничения, основанные на законодательных предписаниях и правилах неписаного права. -------------------------------- <1> Гражданский кодекс Нидерландов. Лейден: Лейденский ун-т, юрид. фак-т; Институт восточно-европейского права и россиеведения, 2000. Кн. 2, 3, 5, 6 и 7.
На абсолютный характер права собственности указывает ст. 143 ГК Польши, закрепившая, что в границах, определенных общественно-хозяйственным назначением земельного участка, собственность распространяется на пространство над и под ее поверхностью. Подобная формулировка является общепринятой для законодательства стран романо-германской системы права (ч. 1 ст. 552 ФГК <1>, § 905 ГГУ <2>, ч. 1 ст. 21 разд. 3 гл. 5 ГК Нидерландов, ст. 667 ШГК <3>). -------------------------------- <1> Французский гражданский кодекс. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. <2> Германское право. М.: МЦФЭР, 1996. Ч. 1: Гражданское уложение. <3> Швейцарское гражданское уложение // Журнал Министерства юстиции. 1908. N 8. Ч. 4: Вещное право. С. 201 - 236.
В настоящее время общей тенденцией развития гражданского права является законодательное закрепление ограничения права собственности <1>. Эта тенденция имеет универсальный характер и оказывает влияние на определение содержания права собственности и в польском праве. -------------------------------- <1> См., например: Зенин И.А. Гражданское и торговое право капиталистических стран. М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 83 - 85; Гражданское и торговое право зарубежных стран / Под общ. ред. В.В. Безбаха и В.К. Пучинского. М.: МЦФЭР, 2004. С. 222 - 224; Гражданское и торговое право зарубежных государств: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Васильев, А.С. Комаров. М.: Междунар. отн., 2004. Т. 1. С. 26 - 27.
Анализ ограничений права собственности представляется необходимым начать с характеристики источников правового регулирования данных отношений. Конституция Польши <1> содержит довольно мало предписаний, относящихся к праву собственности. Она ограничивается тем, что: -------------------------------- <1> Konstytucja Rzeczypospolitej Polskiej z 02.04.1997 // Dziennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej. 1997. N 78. P. 483.
- во-первых, называет частную собственность одной из опор "социального рыночного хозяйства", являющегося основой экономического строя Польской Республики (ст. 20); - во-вторых, признает, что государство "охраняет собственность и право наследования" (ч. 1 ст. 21); - в-третьих, допускает экспроприацию только в том случае, "если она осуществляется в публичных целях и за справедливое возмещение" (ч. 2 ст. 21). Следует отметить, что в отличие от конституций ряда стран Западной Европы <1> в Конституции Польши практически полностью отсутствуют указания на собственность как социальную функцию. На наш взгляд, это может быть объяснено только теми социально-экономическими условиями, в которых принималась Конституция. Закрепив окончательный отказ от социалистической системы права и социалистической экономики, Конституция Польши по идеологическим причинам не могла содержать правил о каких-либо существенных ограничениях права собственности в общественных интересах. Однако подобные ограничения в настоящее время выступают универсальным механизмом, обеспечивающим сочетание интересов собственника и общества в целом. Это приводит к тому, что отсутствие в Конституции Польши указаний на собственность как социальную функцию на практике имеет лишь декларативный характер, поскольку нивелируется предписаниями специального законодательства. -------------------------------- <1> См. подробнее: Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада // Кулагин М.И. Избранные труды. М.: Статут, 1997. С. 246 - 247.
Гражданский кодекс (Kodeks Cywilny) от 23 апреля 1964 г. составляет основу нормативного регулирования отношений собственности и является самостоятельной основой существования ряда вещных прав. Книга II "Право собственности и иные вещные права" состоит из четырех титулов. Титул I "Собственность" в настоящее время составляют разд. II "Содержание и исполнение собственности" (ст. ст. 140 - 154), разд. III "Приобретение и утрата собственности" (ст. ст. 155 - 194), разд. IV "Совместная собственность" (ст. ст. 195 - 221), разд. V "Защита собственности" (ст. ст. 222 - 231). Титул II "Вечное пользование" (ст. ст. 232 - 243). Титул III "Ограниченные вещные права" объединяет разд. I "Общие положения" (ст. ст. 244 - 251), разд. II "Узуфрукт" (ст. ст. 252 - 284), разд. III "Сервитуты" (ст. ст. 285 - 305), разд. IV "Залог" (ст. ст. 306 - 335). Титул IV посвящен владению. Следует отметить, что в вопросе вещных прав ГК Польши отходит от применяемого им в большинстве случаев метода "рамочного регулирования", который заключается в том, что ГК составляет своего рода "общую часть" для того или иного правового института. ГК не играет при этом большой роли в правовом регулировании этого института и не создает самостоятельной основы для существования его отдельных форм. Например, подобный рамочный порядок регулирования применяется ГК Польши в отношении юридических лиц, ценных бумаг <1> и др. -------------------------------- <1> См. подробнее: Богустов А.А. Ценные бумаги в праве Польши: сравнительно-правовой анализ // Бюллетень нотариальной практики. 2008. N 1. С. 9 - 13; Он же. Юридические лица по гражданскому праву Польши // Цивилист. 2008. N 4. С. 9 - 13.
Исследуя систему источников, регулирующих вещно-правовые отношения, следует учитывать, что кодексы в Польше (в том числе и ГК) не имеют по юридической силе каких-либо отличий от иных законов. Значимость ГК определяется лишь той системообразующей ролью, которую он играет. В связи с этим большое значение в регулировании вещно-правовых отношений приобретают специальные законы, которые можно разделить на несколько групп. К первой группе можно отнести законы, регулирующие отношения по поводу отдельных видов ограниченных вещных прав, как указанных, так и не указанных в ГК Польши. К этой группе, на наш взгляд, относятся Законы от 6 июля 1982 г. "О кадастровых книгах и ипотеке" <1>, от 15 декабря 2000 г. "О жилищных кооперативах" <2>, от 6 декабря 1996 г. "О регистрации залога и реестре залогов" <3>. К данной группе можно отнести и Закон от 13 июля 2000 г. "Об охране приобретателей права пользования зданием либо жилым помещением в определенное время в каждом году и изменении Гражданского кодекса, Кодекса о правонарушениях и закона о кадастровых книгах и ипотеке" <4>, регулирующий отношения "таймшера" и трактующий его как разновидность узуфрукта. -------------------------------- <1> Ustawa z 06.07.1982 o ksiegach wieczystych i hipotece // Tekst jedn. Dziennik Ustaw. 2001. N 124. P. 1361. <2> Ustawa z 15.12.2000 o spoldzielniach mieszkaniowych // Tekstjedn. Dziennik Ustaw. 2003. N 119. P. 1116. <3> Ustawa z 06.12.1996 o zastawie rejestrowym i rejestrze zastawow // Tekst jedn. Dziennik Ustaw. 2009. N 67. P. 569. <4> Ustawa z 13.07.2000 o ochronie nabywcow prawa korzystania z budynku lub pomieszczenia mieszkalnego w oznaczonym czasie w kazdym roku oraz o zmianie ustaw Kodeks cywilny, Kodeks wykroczen i ustawy o ksiegach wieczystych i hipotece // Dziennik Ustaw. 2000. N 74. P. 855, z 2004. N 96. P. 959.
Ко второй группе следует отнести ряд законов, регулирующих порядок установления и реализации вещных прав в отношении недвижимого имущества. Например, Законы от 24 марта 1920 г. "О приобретении недвижимости иностранцами" <1>, от 21 августа 1997 г. "Об управлении недвижимостью" <2>, от 19 октября 1991 г. "Об управлении недвижимостью сельскохозяйственного назначения, принадлежащей Государственной казне, и изменении некоторых законов" <3>. -------------------------------- <1> Ustawa z 24.03.1920 o nabywaniu nieruchomosci przez obcokrajowcow // Tekst jedn. Dziennik Ustaw. 2004. N 167. P. 1758. <2> Ustawa z 21.08.1997 o gospodarce nieruchomosciami // Tekst jedn. Dziennik Ustaw. 2004. N 261. P. 2603. <3> Ustawa z 19.10.1991 o gospodarowaniu nieruchomosciami rolnymi Skarbu Panstwa oraz o zmianie niektorych ustaw // Tekst jedn. Dziennik Ustaw. 2007. N 231. P. 1700.
Третья группа объединяет комплекс законов, посвященных регулированию отношений государственной (публичной) собственности. К указанной группе можно отнести Законы от 8 августа 1996 г. "О принципах реализации прав, принадлежащих Государственной казне" <1>, от 25 сентября 1981 г. "О государственных предприятиях" <2>, от 30 августа 1996 г. "О коммерциализации и приватизации" <3>, от 8 марта 1990 г. "О самоуправлении гмин" <4>, от 5 июня 1998 г. "О самоуправлении поветов" <5>, от 5 июня 1998 г. "О самоуправлении воеводств" <6>. -------------------------------- <1> Ustawa z 08.08.1996 o zasadach wykonywania uprawnien przyslugujacych Skarbowi Panstwa // Dziennik Ustaw. 1996. N 106. P. 493 ze zm. <2> Ustawa z 25.09.1981 o przedsiebiorstwach panstwowych // Tekst jedn. Dziennik Ustaw. 2002. N 112. P. 981. <3> Ustawa z 30.08.1996 o komercjalizacji i prywatyzacji // Tekst jedn. Dziennik Ustaw. 2002. N 171. P. 1397. <4> Ustawa z 08.03.1990 o samorzadzie gminnym // Tekst jedn. Dziennik Ustaw. 2001. N 142. P. 1591. <5> Ustawa z 05.06.1998 o samorzadzie powiatowym // Tekst jedn. Dziennik Ustaw. 2001. N 142. P. 1592. <6> Ustawa z 05.06.1998 o samorzadzie wojewodztwa // Tekst jedn. Dziennik Ustaw. 2001. N 142. P. 1590.
К четвертой группе можно отнести законы, устанавливающие специальные правила, касающиеся реализации правомочий собственника, обусловленные особыми свойствами объектов права. Это, в частности, Законы от 28 сентября 1991 г. "О лесах" <1>, от 3 февраля 1995 г. "Об охране сельскохозяйственных и лесных земель" <2>, от 24 июня 1994 г. "О собственности на квартиры" <3>, от 18 июля 2001 г. "О водном праве" <4>, от 29 ноября 2000 г. "Об атомном праве" <5>, от 4 февраля 1984 г. "О геологическом и горнодобывающем праве" <6>. -------------------------------- <1> Ustawa z 28.09.1991 o lasach // Tekst jedn. Dziennik Ustaw. 2005. N 45. P. 435. <2> Ustawa z 03.02.1995 o ochronie gruntow rolnych i lesnych // Tekst jedn. Dziennik Ustaw. 2004. N 121. P. 1266. <3> Ustawa z 24.06.1994 o wlasnosci lokali // Tekst jedn. Dziennik Ustaw. 2000. N 80. P. 903. <4> Ustawa z 18.07.2001 Prawo wodne // Tekst jedn. Dziennik Ustaw. 2005. N 239. P. 2019. <5> Ustawa z 29.11.2000 Prawo atomowe // Tekst jedn. Dziennik Ustaw. 2001. N 3. P. 18. <6> Ustawa z 04.02.1994. Prawo geologiczne i gornicze // Tekst jedn. Dziennik Ustaw. 2005. N 228. P. 1947.
Следует отметить, что к законодательству о праве собственности и иным вещным правам не относится законодательство о ценных бумагах. Это вызвано тем, что законодательство и правовая доктрина Польши рассматривают ценные бумаги как обязательства. Наиболее распространенным является мнение, что ценная бумага как документ является своего рода вещью, и "некоторые предписания, касающиеся перехода права собственности на вещь, относятся также и к обороту ценных бумаг. Однако не лист бумаги (вещь) обозначает смысл ценной бумаги, а определенное содержание, обозначенное на этом листе. Поэтому проблематика ценных бумаг была урегулирована в разделе, посвященном обязательственному праву" <1>. -------------------------------- <1> Radwanski Z. Prawo cywilne - cresc ogolna. Warszawa: C.H. Beck, 2004. S. 126.
На наш взгляд, можно сделать вывод, что сама по себе дифференциация источников правового регулирования вещно-правовых отношений служит средством ограничения абсолютного характера права собственности. В условиях существования большого числа специальных законов, устанавливающих особенности возникновения и реализации права собственности и ограниченных вещных прав, трудно говорить об абсолютном праве собственности, характер которого не зависит от особенностей статуса его субъектов и объектов. Ряд ограничений абсолютного характера права собственности закрепляется непосредственно в ГК Польши. Как указывалось выше, ст. 140 ГК установила, что собственник должен реализовывать право собственности в соответствии с его общественно-хозяйственным назначением. Это является частным проявлением общего правила о границах реализации гражданских прав. Согласно ст. 5 ГК нельзя использовать свое право в противоречии с его общественно-хозяйственным назначением и принципами общежития. Существование большинства из закрепленных в ГК ограничений права собственности обусловлено необходимостью обеспечения "прав соседства". Например, ст. 144 ГК Польши закрепила, что собственник недвижимости обязан при использовании своего права воздерживаться от действий, которые нарушали бы использование недвижимости, находящейся по соседству сверх границы, вытекающей из общественно-хозяйственного назначения недвижимости и местных отношений, а ст. 147 ГК запретила собственнику проведения земельных работ способом, угрожающим обрушением соседних недвижимостей. Собственнику земельного участка предоставляется возможность зайти на соседний участок с целью уборки свешивающихся с его деревьев веток и фруктов (ст. 149 ГК Польши). Большая часть мер, направленных на обеспечение "прав соседства", содержащихся в ГК Польши, не имеет больших отличий от законодательства стран германской подсистемы гражданского права. Так, § 1 ст. 142 ГК содержит предписание о крайней необходимости, которое состоит в том, что собственник не может воспротивиться использованию и даже повреждению или уничтожению вещи иным лицом, если это является необходимым для предотвращения опасности непосредственно грозящей личным благам этого лица либо третьего лица. Однако собственник может требовать возмещения, возникшего вследствие этого ущерба. Очевидно, что это правило практически дословно воспроизводит положения § 904 ГГУ и ст. 701 ШГК. При этом ГК Польши расширяет пределы действия правила о крайней необходимости: в соответствии с § 2 ст. 142 действие этого правила распространяется и на опасность, грозящую имуществу, если возможный ущерб собственнику очевидно и несоизмеримо меньше, чем ущерб, который мог бы возникнуть. Можно обнаружить влияние § 917 ГГУ о праве прохода по чужому владению на содержание ст. ст. 145 - 146 ГК Польши, закрепивших порядок установления и использования "дорожного сервитута". Статья 148 ГК Польши предусматривает, что плоды, упавшие с дерева или куста на соседний земельный участок, считаются плодами этого земельного участка. Эти правила не применяются, если соседний земельный участок находится в общественном пользовании. Очевидно, что указанная норма аналогична правилам, установленным § 911 ГГУ и ст. 45 разд. 4 гл. 5 ГК Нидерландов. Правило о том, что собственник вправе на своем участке собрать нависающие с чужого участка ветви и плоды, обрубить проросшие с чужого участка корни и присвоить их (ст. 150 ГК Польши), корреспондирует с § 910 ГГУ, ст. 687 ШГК и ст. 44 разд. 4 гл. 5 ГК Нидерландов. Предписания ст. 151 ГК Польши об обязанности собственника претерпевать за вознаграждение неумышленное нарушение границ земельного участка при застройке сходны по смыслу с § 912 ГГУ. Также схожи положения ст. 152 ГК Польши и § 912 ГГУ о сотрудничестве собственников земельных участков при установке межевых знаков, ст. 153 ГК и § 920 ГГУ о разделении спорных участков, ст. 154 ГК, § 921 ГГУ и ст. 670 ШГК о совместном использовании пограничных сооружений. Ограничения права собственности в интересах соседей помимо ГК Польши могут содержаться и в специальном законодательстве. Например, п. 2 ст. 13 Закона "О собственности на квартиры" установил, что по требованию управляющего домом "собственник обязан разрешать доступ в квартиру каждый раз, когда это необходимо для проведения консервации, ремонта или ликвидации аварии в общей недвижимости, а также в целях оснащения здания, его части или других квартир дополнительным оборудованием". Ограничения абсолютного характера права собственности могут вытекать из особенностей правового статуса субъекта данного права. Это относится прежде всего к собственности государственных предприятий. Определение юридической природы правомочий государственных предприятий на закрепленное за ними имущество признается сложной теоретической проблемой <1>. В польском праве возникновение этой проблемы связано с отказом от принципа единства государственной собственности. Из ГК Польши в 1990 г. была исключена ст. 128, которая закрепляла: общенародная (государственная) собственность служит непосредственно государству, а государственные предприятия в рамках своей правоспособности реализуют от своего имени правомочия, вытекающие из единой государственной собственности. -------------------------------- <1> Кулагин М.И. Указ. соч. С. 248.
В настоящее время конструкция государственной собственности коренным образом изменена. Из § 1 ст. 44.1 ГК Польши следует, что собственность и иные имущественные права, составляющие государственное имущество, принадлежат Государственной казне либо иным государственным предприятиям. В связи с этим складывается ситуация, при которой государственное предприятие, с одной стороны, вступает в оборот как собственник имущества, с другой - государство в лице казны с экономической точки зрения также остается собственником. Все это приводит к тому, что государственное предприятие не может без каких-либо ограничений реализовывать правомочия собственника. Указанное находит отражение в действующем законодательстве. Например, ст. 5 Закона от 8 августа 1996 г. "О принципах реализации прав, принадлежащих Государственной казне" провозглашает, что создание, ликвидация, слияние, разделение и преобразование государственных предприятий происходят по решению Государственной казны. По общему правилу государственное предприятие не может без согласия Министра Государственной казны совершать сделки по передаче основных средств в пользование иным субъектам на основании гражданско-правового договора либо внесения в качестве вклада в имущество хозяйственного общества или кооператива, если стоимость этого имущества превышает 50000 евро. Совершенная без такого согласия сделка является недействительной (ст. 5a). Ряд ограничений содержится и в Законе "О государственных предприятиях". Например, по общему правилу имущество, отнесенное к основным средствам, может быть продано государственным предприятием только на публичных торгах (п. 3 ст. 46). Кроме того, предприятие может распоряжаться имуществом, отнесенным к основным средствам, только с согласия учредителей, если это имущество вносится в качестве вклада в торговое товарищество либо фонд, передается по договору дарения либо безвозмездного пользования (п. 1 ст. 46a). Сделки, совершенные с несоблюдением указанного порядка, являются недействительными (ст. 46b). Тот факт, что фактическим собственником имущества остается государство, подтверждается тем, что в случае ликвидации государственного предприятия его имущество поступает в распоряжение Государственной казны (п. 1 ст. 49 Закона "О государственных предприятиях"). Все вышесказанное подтверждает мнение М.И. Кулагина о том, что трактовка государственного предприятия как собственника имущества "не соответствует реальному положению вещей" <1>. Более того, можно сделать вывод о том, что между содержанием права собственности государственных предприятий в зарубежных странах и правом хозяйственного ведения в странах СНГ не существует принципиальной разницы. -------------------------------- <1> Кулагин М.И. Указ. соч. С. 248.
Ограничения абсолютного характера правомочий собственника могут выражаться в установлении ряда объектов, которые могут находиться только в государственной собственности. Например, ст. 143 ГК Польши содержит оговорку: положение об абсолютном характере права собственности на земельный участок не затрагивает правил, регулирующих отношения по использованию водных ресурсов. Закон "О водном праве" устанавливает, что водные ресурсы могут находиться в собственности Государственной казны, иных юридических лиц и физических лиц (ч. 1 ст. 10). Однако анализ данного закона позволяет сделать вывод, что существует относительно немного водных объектов, способных находиться в частной собственности. Закон "О водном праве" устанавливает, что в государственной собственности находятся морские территориальные воды (ч. 1a ст. 10), подземные воды, горные источники, вода в естественных руслах от источника до устья, озера и водохранилища, через которые такие воды проходят, и другие объекты (ст. 11). Фактически возможность существования частной собственности на водные ресурсы предусматривается только ч. 1 ст. 12 Закона "О водном праве", которая установила, что стоячие воды и воды во рвах, находящихся в границах земельных участков, составляют собственность владельцев этих участков. До недавнего времени оговорка ст. 143 ГК Польши о нераспространении абсолютного характера права собственности на водные ресурсы касалась и полезных ископаемых. Однако в 1994 г. это положение было отменено. В настоящее время Закон "О геологическом и горнодобывающем праве" (п. 1 ст. 7) устанавливает, что месторождения ископаемых, не являющиеся частью земельного участка, являются собственностью Государственной казны. В отношении таких месторождений Государственная казна может, устраняя иных лиц, пользоваться ископаемыми и распоряжаться правами на них (п. 2 ст. 7). Из этого делается вывод о том, что "лишь полезные ископаемые, находящиеся в недрах, не являющиеся составными частями земельных участков, составляют объект "горной собственности", принадлежащей Государственной казне" <1>. -------------------------------- <1> Gniewek E. Op. cit. S. 71.
Существенным ограничением абсолютного характера права собственности в современном польском праве является возможность экспроприации имущества. Положения ч. 2 ст. 21 Конституции Польши находят развитие в специальном законодательстве. К числу таких законов можно отнести Закон "Об управлении недвижимостью", согласно ч. 2 ст. 112 которого экспроприация (wywlaszczenie) недвижимого имущества выражается в "лишении либо ограничении права собственности, права вечного пользования либо иного вещного права на недвижимость". При этом экспроприация возможна только при соблюдении ряда условий. Во-первых, она может быть проведена, если общественные интересы не могут быть реализованы без лишения или ограничения прав на недвижимость, а эти права не могут быть приобретены договорным путем (ч. 3 ст. 112). При этом круг общественных интересов закреплен в самом законе (ст. 6) и, в частности, к ним относятся строительство дорог, аэропортов, водопроводов и т.п. Государство обязано использовать экспроприированное имущество на указанные цели. В противном случае бывший собственник имеет право потребовать возвращения ему имущества (ст. ст. 136 - 139). В соответствии со ст. 138 Закона "Об управлении недвижимостью" бывший собственник либо его наследники могут потребовать возвращения экспроприированного имущества, если в течение семи лет с момента экспроприации не началось использование имущества для достижения общественных целей, либо в течение 10 лет эти цели не были достигнуты. Во-вторых, экспроприация может осуществляться только в пользу Государственной казны или единицы местного самоуправления. Недвижимость, составляющая собственность Государственной казны, не подлежит экспроприации (ч. ч. 1 - 2 ст. 113). В-третьих, экспроприация проходит в порядке административного процесса (ст. ст. 113 - 126 Закона "Об управлении недвижимостью"). В-четвертых, экспроприация осуществляется только при полном возмещении стоимости вещи собственнику (ст. ст. 128 - 135 Закона "Об управлении недвижимостью"). Возможность принудительного прекращения права собственности может последовать и в некоторых случаях неисполнения собственником своих обязанностей. Например, в ст. 16 Закона "О собственности на квартиры" установлено, что сообщество жильцов может в судебном порядке требовать продажи помещения на аукционе, если собственник квартиры допускает длительную просрочку уплаты необходимых платежей, грубо либо упорно нарушает установленный порядок использования помещения или неисполнением обязанности по сохранению помещения затрудняет использование других помещений или недвижимости, находящейся в общей собственности. Все приведенные выше примеры позволяют сделать вывод о том, что закрепление абсолютного характера права собственности в польском законодательстве носит во многом декларативный характер. Однако, на наш взгляд, формулировка, содержащаяся в ст. 143 ГК Польши, приводит к существованию права "вечного пользования", которое в соответствии с польской правовой доктриной занимает промежуточное место между правом собственности и ограниченными вещными правами. Помимо ГК Польши отношения вечного пользования урегулированы Законом "Об управлении недвижимостью" и Законом "О преобразовании права вечного пользования в право собственности на недвижимость" <1>. Многочисленность законодательных предписаний, относящихся к праву вечного пользования, иллюстрирует тенденцию к возрастанию значения суперфиция в современных условиях <2>. -------------------------------- <1> Ustawa z 29.07.2005 o przeksztalceniu prawa uzytkowania wieczystego w prawo wlasnosci nieruchomosci // Dziennik Ustaw. 2005. N 175. P. 1459 ze zm. <2> Гражданское и торговое право зарубежных государств: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Васильев, А.С. Комаров. Т. 1. С. 389.
Право вечного пользования известно польскому законодательству с 1961 г. Его появление в правовой системе произошло после отказа от "неудачных в конечном итоге попыток применения права застройки либо временной собственности, вечного владения и иных форм пользования" <1>. Однако содержание права вечного пользования претерпевало изменения в процессе трансформации социально-экономических отношений. -------------------------------- <1> Gniewek E. Op. cit. S. 163.
На наш взгляд, в настоящее время существование данного права вызвано необходимостью смягчения последствий применения ст. 143 ГК Польши. Буквальная трактовка этой статьи позволяет сделать вывод, что собственнику земельного участка по праву приращения будут принадлежать все возведенные на его участке строения. Однако точное следование этому правилу на практике означало бы создание серьезных препятствий для градостроительства и осуществления иных инвестиционных проектов. Для ограничения абсолютного характера предписаний ст. 143 ГК и применяется в настоящее время институт вечного пользования. В этом можно обнаружить аналогию с возникновением института суперфиция в римском частном праве <1>. -------------------------------- <1> См., например: Санфилиппо Ч. Курс римского частного права: Учеб. / Под ред. Д.В. Дождева. М.: БЕК, 2000. С. 206 - 207.
Сущность вечного пользования определена ст. 233 ГК Польши. Она состоит в том, что в границах, определенных законодательством и принципами общежития, а также договором о передаче в вечное пользование земельного участка, принадлежащего Государственной казне либо единице местного самоуправления и их объединениям, пользователь может использовать земельный участок, исключая иных лиц, а также может распоряжаться своим правом в этих границах. Из ст. 232 ГК Польши следует, что объектом вечного пользования могут быть земельные участки, находящиеся в собственности Государственной казны либо единицы местного самоуправления. Если речь идет о собственности Государственной казны, то объектом могут выступать только участки, "находящиеся в административных границах городов", либо участки, "расположенные за этими границами, но включенные в план развития города и предназначенные для достижения целей городского хозяйства". Для участков, принадлежащих единицам местного самоуправления, таких ограничений не установлено. Субъектами права вечного пользования могут быть юридические и физические лица. Из определения, содержащегося в ст. 233 ГК, следует, что вечный пользователь обладает двумя основными правомочиями. Во-первых, он может использовать переданный ему участок. Но в отличие от собственника, который может использовать свою вещь свободно, пользователь может использовать переданный ему участок только точно определенным в договоре способом (ст. 239 ГК Польши). К существенным условиям такого договора относятся: 1) сроки начала и окончания работ, характеристика зданий и сооружений, а также обязанность содержать их в надлежащем состоянии; 2) условия и порядок восстановления зданий и сооружений в случае их уничтожения или демонтажа в течение срока действия договора; 3) размер компенсации, которая будет выплачена пользователю за строения, находящиеся на участке в момент окончания действия договора (§ 2 ст. 239 ГК). Во-вторых, пользователь может распоряжаться принадлежащим ему правом. Как следует из ст. 237 ГК, на передачу права вечного пользования распространяются правила о переходе прав на недвижимость (например, правила о нотариальном порядке оформления сделки и необходимости ее регистрации в кадастровых книгах). В содержание правомочия распоряжения входит также возможность обременения права вечного пользования некоторыми ограниченными вещными правами. К указанному правомочию относится также возможность передачи в порядке наследования. На право вечного пользования распространяются предписания законодательства об экспроприации собственности. Защита права вечного пользования от посягательств со стороны третьих лиц совпадает с защитой права собственности. Из анализа ст. 233 ГК следует, что пользователь может реализовывать свои полномочия, исключая собственника и иных лиц. В целях усиления позиции пользователя ст. 235 ГК утверждает, что "здания и иные сооружения, построенные вечным пользователем на участках, принадлежащих Государственной казне, либо участках, принадлежащих единицам местного самоуправления, а также их объединений, составляют его собственность. То же относится к зданиям и иным сооружениям, которые вечный пользователь приобрел в соответствии с предписаниями договора о передаче земельного участка в вечное пользование". Однако § 2 указанной статьи предусматривает: "...принадлежащее вечному пользователю право собственности на здания и сооружения является правом, связанным с вечным пользованием". На наш взгляд, это означает, что право собственности на здания и сооружения разделяет юридическую судьбу права вечного пользования на земельный участок. Передача права вечного пользования влечет передачу права собственности на здания и сооружения, а право собственности на них не может быть передано без передачи права вечного пользования. Право вечного пользования, в отличие от права собственности, имеет ограниченный во времени характер. В ст. 236 ГК Польши предусмотрено, что земельный участок передается в вечное пользование на срок 99 лет. В исключительных случаях, когда хозяйственная цель вечного пользования не требует передачи земельного участка на столь долгий срок, допускается его передача на срок не менее 40 лет. В течение последних пяти лет срока действия договора пользователь может требовать продления его действия на период от 40 до 99 лет. Вечный пользователь может предъявить подобное требование и ранее, если срок амортизации находящихся на земельном участке объектов является более длительным, чем срок действия договора. Отказ от продления договора возможен только со ссылкой на существование важного общественного интереса. Вечный пользователь, как следует из ст. 237 ГК Польши, наделен обязанностью уплачивать ежегодную плату в течение всего времени осуществления своего права. К числу основных причин прекращения права вечного пользования можно отнести: 1) истечение времени, на которое вечное пользование было установлено (ст. 236 ГК); 2) расторжение сторонами договора о передаче земельного участка в вечное пользование; 3) отказ от права вечного пользования; 4) совпадение субъекта права собственности и права вечного пользования в одном лице. Специальные случаи прекращения права вечного пользования по последнему основанию предусмотрены Законом "О преобразовании права вечного пользования в право собственности на недвижимость". В соответствии с п. 1 ст. 1 этого Закона физические лица, являющиеся на момент принятия данного Закона вечными пользователями земельных участков, используемых на цели жилищного либо гаражного строительства, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, могут потребовать: 1) преобразования права вечного пользования в право собственности; 2) экспроприации; 3) досрочного расторжения договора по причине его ненадлежащего исполнения пользователем (согласно ст. 240 ГК Польши договор подлежит расторжению досрочно, если земельный участок используется способом, явно противоречащим указанному в договоре). По общему правилу прекращение права вечного пользования влечет следующие правовые последствия: 1) погашаются установленные в отношении прав вечного пользования вещные обременения (ст. 241 ГК Польши), например прекращается установленная в отношении этого права ипотека; 2) прекращается принадлежащее вечному пользователю право собственности на здания и сооружения, расположенные на земельном участке. Право собственности в этом случае зависит от права вечного пользования и разделяет его юридическую судьбу (§ 2 ст. 235 ГК Польши); 3) пользователь обязан передать земельный участок собственнику, который может требовать от него возмещения вреда, возникшего вследствие нарушения порядка пользования земельным участком. Требования к вечному пользователю о возмещении вреда, а также требования к собственнику земельного участка о выплате вознаграждения за здания и сооружения не могут быть предъявлены по истечении трех лет с момента возврата земельного участка собственнику (ст. 343 ГК Польши). Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что право вечного пользования в современном законодательстве Польши является результатом рецепции положений римского частного права о суперфиции.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |