КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебник. Понятие правовой системы
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Понятие правовой системы ДЕЙСТВИЕ ПРАВА Право, как уже неоднократно отмечалось, представляет собой сложный феномен, состоящий из нескольких взаимосвязанных элементов — общезначимых и общеобязательных правовых норм и возникающих на их основе правовых отношений, т. е. право представляет собой целостность, систему. Эйдетический смысл права предполагает не только наличие самого правила поведения, но, конечно же, и субъекта, которому это правило адресуется и которым оно интерпретируется как правовое. Как уже отмечалось, право не может существовать бессубъектно. Если представить себе гипотетический случай, когда на Земле исчезнут все люди, то Земля (то, что обозначается этим словом) все равно останется; ее существование как материального объекта не зависит от наличия или отсутствия воспринимающего ее субъекта. Подобная ситуация применительно к праву исключена, так как бытие права и его действие возможно только через субъектов, а недействующее право (не знающее правовых отношений) не есть право по своему смыслу: это может быть то, что когда-то было правом, или то, что может стать правом, если будет действовать. Поэтому право предполагает наличие воспринимающих право субъектов, которые одновременно являются и носителями принадлежащих им прав и обязанностей, и их интерпретаторами. Следовательно, субъективные права и обязанности не есть просто «рефлекс», отражение «объективного права» (правовых текстов), а основной элемент системы права. Коммуникативная связь «субъективного» и «объективного» в праве позволяет трактовать его как основанное
на социально признанных нормах поведение субъектов, реализующих свои права и обязанности. Право, таким образом, возникает «внутри» правовой коммуникации как ее результативная часть. Право предстает как интерсубъективное явление, т. е. как нормативные правовые отношения, выраженные в форме прав и обязанностей и реализуемые в поведении. Но эти отношения возникают между субъектами. На данном (эйдетическом) уровне системных связей вне права, понимаемого как система, оказываются сами субъекты как носители правового сознания, правовой культуры и участники актов правовой коммуникации, первичные правовые тексты и способы их легитимации, т. е. все то, что относится к системе иного уровня — правовой системе. Таким образом, от системы права следует отличать правовую систему и правовую действительность. Под правовой действительностью понимается не только действительность самого права, но и всех явлений, так или иначе связанных с правом, включая правовую патологию, например, правонарушения. Правовая действительность — это интерсубъективная социальная действительность, взятая в особом ракурсе. Это ракурс жизненного мира права, мира «опривыченного», в котором экзистенциально укоренен каждый правовой субъект и в котором создаются правовые смыслы и правовые интерпретации. Правовая система представляет собой явление, интеллектуально вычлененное из правовой действительности, и включает в себя не все правовые феномены, а лишь те, которые непосредственно взаимодействуют с социальным субъектом (членами общества), обеспечивая возможность социальной объективации и легитимации правовых текстов конкретного общества. Рассмотренная таким образом правовая система включает в себя: 1) все правовые тексты, 2) интерпретирующих правовые тексты субъектов, а также 3) средства правовой легитимации (в том числе интертексты культуры, общественное правосознание, социальные коммуникации) и собственно 4) право (т. е. правовые нормы и правовые отношения, систему права). Правовая система предстает как система правовых коммуникаций в их правообразу-ющей целостности. Необходимо отметить, что в отечественной теории права в качестве элементов правовой системы обычно выделяются: 1) система Глава XI. Действие права права (понимаемая как система норм права, структурированных по отраслям права), 2) правовая идеология как наиболее важный элемент общественного правового сознания, 3) юридическая практика (С. С. Алексеев, В. Н. Синюков и др.). Правовая система понимается, таким образом, как понятие более широкое, чем система права. Правовая культура в целом и общественное правосознание в частности оказывают самое непосредственное влияние на социальную интерпретацию права как явления ценностного и на его институционализацию в рамках социальной системы. Под институционализацией права в данном случае следует понимать сам процесс становления права как устойчивого комплекса норм, определяющих права и обязанности субъектов на основе их социальной легитимации и тем самым определяющих их (субъектов) взаимообусловленное поведение как правовую коммуникацию. Легитимация же права как системы осуществляется и через первичные правовые тексты, которые могут формироваться спонтанно (например, правовой обычай) либо путем целенаправленной деятельности социального субъекта (например, законы или судебный прецедент), и через вторичные правовые тексты, формирующиеся в ходе реализации прав и обязанностей субъектов, т. е. в ходе юридической практики. В свою очередь первичные правовые тексты легитимируются при помощи иных правовых, а также политических, религиозных, нравственных, идеологических и других текстов. Поскольку сама культура может быть интерпретирована как совокупность текстов (Ю. М. Лотман), то можно сказать, что тексты легитимируют тексты, представляя собой единый интертекст. Сказанное позволяет трактовать правовую систему как целостность правовых коммуникаций, включающую два блока — информационный и деятельностный, функционирующие в рамках единого пространства правовых коммуникаций.'Этим определяется ' Ср.: «Единство правового пространства можно обеспечить, лишь опираясь на достижения правовой коммуникативистики. Поскольку нормы права могут существовать только в связи с поведением людей, пространственная (территориальная) составляющая данного понятия большой роли не играет. Основное внимание следует сосредоточить на субъектном анализе данной категории... Центральным элементом системы права, правовой системы и правового пространства, безусловно, является человек во всей сложной системе коммуникативных связей» {Козюк М. Н. Правовое пространство и правовые коммуникации // Новая правовая мысль. Научно-аналитический журнал. 2002. № 1. С. 26). "• 259
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |