КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовой конфликт
Учебник ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА текстов на субъектов, и они всегда действуют в рамках социальной системы. Это значит, что они как результат интерпретации конкретных правовых текстов в качестве общезначимых и общеобязательных (т. е. легитимных) сопряжены с соответствующими интеллектуально-эмоциональными представлениями и, конституируя права и обязанности субъектов, определяют их правовое поведение. Причем через текстуальное осмысление этого поведения правовые нормы получают свое подлинное правовое значение. В этом смысле само выражение «действующее право» есть плеоназм, так как «недействующего права», в строгом смысле слова, быть не может. В рамках правовой системы функционирует как государственное, так и социальное право. Отношения между этими двумя подсистемами достаточно сложные и многомерные. Они вовсе не обязательно представляют собой соподчинение, когда социальное право «подчиняется» праву государственному и ни в чем не может ему противоречить. В нормальном состоянии их можно характеризовать как диалогические. По-видимому, следует вообще отказаться от представлений о праве как о непротиворечивой, бесконфликтной по своей природе системе норм с четкими и обозримыми границами. Рассмотренное не в структурном, а в функциональном аспекте право представляет собой постоянно становящуюся плюралистическую коммуникативную систему, все содержание которой рационально не охватываемо. Одним из инструментов ее полностью непредсказуемого развития2 является правовой конфликт. Правовой конфликт является разновидностью социального конфликта и тесно связан с понятием социальной и правовой коммуникации. Человеческий социальный мир всегда стремится к непрерывности процесса своего самовоспроизводства как коммуникативного единства. Вне этого условия само существование человеческого общества невозможно. Конфликт в зависимости от степени его развитости 2 Как уже отмечалось, научным направлением, обосновывающим нелинейное, не прогнозируемое в полной мере развитие сложных социальных систем, является синергетика. Синергетический подход позволяет глубже понять специфику коммуникативно-правовых процессов, характеризующих действие права. Глава XI, Действие права и остроты может быть охарактеризован и как помеха в коммуникации, и как причина ее разрыва. Социальный конфликт можно определить как психическую и (или) физическую борьбу за изменение параметров социальной коммуникации или за сохранение ее статус-кво. Конфликт всегда выражается в социально значимом поведении. Если целью коммуникации является консенсус, то конфликт указывает на его отсутствие и на активную деятельность по достижению коммуникативного единства, не считаясь с аргументами противостоящей стороны. Тем не менее действия сторон в социальном конфликте всегда «нацелены» на установление новых параметров коммуникации или на подтверждение старых. Этим социальный конфликт отличается от любых асоциальных действий, которые носят деструктивный характер и не предполагают своей целью коммуникацию (например, взаимное физическое истребление). Иными словами, конфликт всегда предполагает какой-либо вариант его коммуникативного разрешения. Осмыслению проблематики социального конфликта может помочь взгляд на его природу и способы разрешения, представленный в работах У. Р. Матураны и Ф. X. Варелы. Он сформулирован в рамках коммуникативного подхода, но интересен тем, что опирается на биологические предпосылки человеческой коммуникации. Ученые, в частности, писали: «Если мы знаем, что наш мир с необходимостью есть мир, который мы создаем вместе с другими, то всякий раз, когда мы вступаем в конфликт с другим человеком, с которым хотим продолжать сущест-вование, мы не можем утверждать, что именно для нас сохраняет определенность (остается абсолютной истиной), ибо это означало бы отрицание другого человека. Если мы хотим сосуществовать с другим человеком, то должны признать, что его определенность (сколь бы нежелательной она ни была для нас) столь же законна и реальна, как и наша собственная, потому что его реальность, как и наша собственная, выражает сохранение им структурной сопряженности и области существования, сколь бы нежелательным это для нас ни выглядело. Следовательно, единственная возможность для сосуществования состоит в выборе более широкой перспективы, области существования, в которой обе стороны находят себе место, порождая совместными усилиями общий мир. Конфликт всегда является взаимным отрицанием. Он никогда не может быть разрешен в той области, где возник, если его участники занимают "вполне определенную" позицию. Конфликт может быть устранен, только если мы переходим в другую область, где возможно сосуществование. Знание этого знания составляет социальный императив антропоцентристской этики».3 3 Матурана У. Р., Варела Ф. X. Древо познания. М., 2001. С. 21&-217.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |