Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебник. Понятие и виды социального регулирования




ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Понятие и виды социального регулирования

Действие права тесно связано с социальным и соответственно правовым регулированием, которое является его содержательной стороной. Социальное регулирование — это целенаправленное воздействие на поведение людей, т. е. такое воздействие, которое упорядочивает человеческое поведение, подчиняет его определен­ному образцу.

Под поведением в науке принято понимать присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активносгь и ориентацию по отношению к этой среде. Близка к данному определению и трактовка человеческого поведения (актов деятельности человека) как всех видов реакций человека на те или иные потребности, откуда бы они ни исходили. Но подобная трактовка недостаточна для определения социального человеческого поведения.

4 Иеринг Р. Борьба за право. М., 1874.


1S-1351

 

 


Поведение возникает на определенном уровне организации материи, когда живые существа приобретают способность воспри­нимать, хранить и преобразовывать информацию, используя ее с целью самосохранения и приспособления к условиям своего сущест­вования. Но только в социальном человеческом поведении возникает проблема его смысла и ценности.

Ценностные аспекты поведения выступают наиболее отчетливо тогда, когда действие приобретает характер поступка, т. е. личностно значимого акта, в котором воплощается определенная социальная ценность. Можно сказать, что поступок есть демонстрация призна­ваемых субъектом ценностей. В реальном поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты на­ходятся в сложном соотношении. Действие неосознаваемых психи­ческих факторов наиболее рельефно выражается в эмоциональной сфере, в симпатиях и антипатиях, в аффективных проявлениях по­ведения. Таким образом, социальное поведение всегда осуществля­ется в контексте Другого и имеет коммуникативные «корни».

У поведения нет противоположности. Это означает, что нет такого состояния, как неповедение, человек не может себя никак не вести. Как отмечается в литературе, «все поведение... имеет цен­ность сообщения, т. е. является коммуникацией... из этого следует, что, как бы человек ни старался, он не сможет не общаться. Деятель­ность и бездействие, слова или молчание — все имеет ценность со­общения: они оказывают влияние на других, и эти другие, в свою очередь, не могут не ответить на эти коммуникации и, таким образом, сами общаются. Не вызывает сомнения, что молчание или игнори­рование других не является исключением из доказанного. И человек за переполненной стойкой во время ленча, который смотрит только прямо перед собой, и пассажир самолета, сидящий с закрытыми гла­зами, сообщают, что не хотят говорить с кем бы то ни было, и соседи обычно "получают сообщение" и соответственно реагируют, оставляя их в покое. Очевидно, что это является таким же внутренним обменом коммуникацией, как и оживленная дискуссия...».5

5 Вацлавик. П., БивинД., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуни­каций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. М., 2000. С.43-44.


Глава XI. Действие права

В свете изложенного очевидно, что поведение в праве нельзя понимать упрощенно. Оно может проявляться не только во внешних телесных движениях, но и в таких актах коммуникации, как при­знание или непризнание правовых норм. Например, распростране­ние действия нормы на новые отношения, признание сделки недей­ствительной, а договора розничной купли-продажи — заключенным в надлежащей форме, наконец, сама легитимация правовых тек­стов — также требуют соответствующего поведения субъекта, вы­раженного не только во внешних, но и во внутренних актах.

Поскольку поведение человека выражается в актах, т. е. в дейст­вии, необходимо остановиться и на этом понятии. Определение дейст­вия, адекватное целям коммуникативной правовой теории, дано еще М. Вебером: «"Действием" мы называем действие человека (неза­висимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. "Социальным" мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориенти­руется на него».6

В современной философии феноменологической ориентации теория действия как явления коммуникативного по своей направленности дополняется важными моментами. Вот что об этом пишет Э. Агацци (профессор Фрибурского универси­тета в Швейцарии): «...Каждое человеческое действие связано с наличием некото­рого "как должно быть". Во избежание недоразумений сразу отметим, что отнюдь не все, что делает человек, является собственно "человеческим действием". На­пример, когда мы едим, дышим или непроизвольно отдергиваем руку от пламени, наши действия ничем не отличаются от тех, какие совершают животные. Но в соб­ственно "человеческих действиях", как бы просты они ни были (не говоря уже о таких высоких уровнях, как моральные действия), обязательно наличествует это самое "как должно быть", пронизывающее таким образом всю сложную иерархию человеческой деятельности сверху донизу. Ремесленник, делающий, скажем, табу­ретку, уже заранее знает, какой она "должна быть", и когда его работа окончена, он оценивает ее результат как более или менее хороший... Назовем такие действия

операциями.

Другие человеческие действия не имеют целью изготовление какого-либо предмета как такового, и в таких случаях "как должно быть"... скорее относится к способу, каким осуществляются эти действия: речь, письмо, танец, рисование,

6 ВеберМ. Избранные произведения. М., 1990. С. 602-603.


is'

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.