КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебник. Понятие и виды социального регулирования
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Понятие и виды социального регулирования Действие права тесно связано с социальным и соответственно правовым регулированием, которое является его содержательной стороной. Социальное регулирование — это целенаправленное воздействие на поведение людей, т. е. такое воздействие, которое упорядочивает человеческое поведение, подчиняет его определенному образцу. Под поведением в науке принято понимать присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активносгь и ориентацию по отношению к этой среде. Близка к данному определению и трактовка человеческого поведения (актов деятельности человека) как всех видов реакций человека на те или иные потребности, откуда бы они ни исходили. Но подобная трактовка недостаточна для определения социального человеческого поведения. 4 Иеринг Р. Борьба за право. М., 1874.
Поведение возникает на определенном уровне организации материи, когда живые существа приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя ее с целью самосохранения и приспособления к условиям своего существования. Но только в социальном человеческом поведении возникает проблема его смысла и ценности. Ценностные аспекты поведения выступают наиболее отчетливо тогда, когда действие приобретает характер поступка, т. е. личностно значимого акта, в котором воплощается определенная социальная ценность. Можно сказать, что поступок есть демонстрация признаваемых субъектом ценностей. В реальном поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложном соотношении. Действие неосознаваемых психических факторов наиболее рельефно выражается в эмоциональной сфере, в симпатиях и антипатиях, в аффективных проявлениях поведения. Таким образом, социальное поведение всегда осуществляется в контексте Другого и имеет коммуникативные «корни». У поведения нет противоположности. Это означает, что нет такого состояния, как неповедение, человек не может себя никак не вести. Как отмечается в литературе, «все поведение... имеет ценность сообщения, т. е. является коммуникацией... из этого следует, что, как бы человек ни старался, он не сможет не общаться. Деятельность и бездействие, слова или молчание — все имеет ценность сообщения: они оказывают влияние на других, и эти другие, в свою очередь, не могут не ответить на эти коммуникации и, таким образом, сами общаются. Не вызывает сомнения, что молчание или игнорирование других не является исключением из доказанного. И человек за переполненной стойкой во время ленча, который смотрит только прямо перед собой, и пассажир самолета, сидящий с закрытыми глазами, сообщают, что не хотят говорить с кем бы то ни было, и соседи обычно "получают сообщение" и соответственно реагируют, оставляя их в покое. Очевидно, что это является таким же внутренним обменом коммуникацией, как и оживленная дискуссия...».5 5 Вацлавик. П., БивинД., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. М., 2000. С.43-44. Глава XI. Действие права В свете изложенного очевидно, что поведение в праве нельзя понимать упрощенно. Оно может проявляться не только во внешних телесных движениях, но и в таких актах коммуникации, как признание или непризнание правовых норм. Например, распространение действия нормы на новые отношения, признание сделки недействительной, а договора розничной купли-продажи — заключенным в надлежащей форме, наконец, сама легитимация правовых текстов — также требуют соответствующего поведения субъекта, выраженного не только во внешних, но и во внутренних актах. Поскольку поведение человека выражается в актах, т. е. в действии, необходимо остановиться и на этом понятии. Определение действия, адекватное целям коммуникативной правовой теории, дано еще М. Вебером: «"Действием" мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. "Социальным" мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».6 В современной философии феноменологической ориентации теория действия как явления коммуникативного по своей направленности дополняется важными моментами. Вот что об этом пишет Э. Агацци (профессор Фрибурского университета в Швейцарии): «...Каждое человеческое действие связано с наличием некоторого "как должно быть". Во избежание недоразумений сразу отметим, что отнюдь не все, что делает человек, является собственно "человеческим действием". Например, когда мы едим, дышим или непроизвольно отдергиваем руку от пламени, наши действия ничем не отличаются от тех, какие совершают животные. Но в собственно "человеческих действиях", как бы просты они ни были (не говоря уже о таких высоких уровнях, как моральные действия), обязательно наличествует это самое "как должно быть", пронизывающее таким образом всю сложную иерархию человеческой деятельности сверху донизу. Ремесленник, делающий, скажем, табуретку, уже заранее знает, какой она "должна быть", и когда его работа окончена, он оценивает ее результат как более или менее хороший... Назовем такие действия операциями. Другие человеческие действия не имеют целью изготовление какого-либо предмета как такового, и в таких случаях "как должно быть"... скорее относится к способу, каким осуществляются эти действия: речь, письмо, танец, рисование, 6 ВеберМ. Избранные произведения. М., 1990. С. 602-603.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |