Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные задачи развития. Согласно общепринятым представлениям зрелость — это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами от 23 —25 до 55 —60 лет и




 

Согласно общепринятым представлениям зрелость — это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами от 23 —25 до 55 —60 лет и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека. Правда, несколько позже, при рассмотрении периода старости, мы покажем, что развитие и различного рода достижения возможны в любом возрасте. Но пока этого вопроса касаться не будем. Обратимся к обсуждению специфики зрелости. Основное новообразование этого периода — достижение личностной зрелости. Содержание этого понятия часто используется в психологии, но несколько по-разному понимается. Так, К. С. Холл и Г. Линдсей, характеризуя зрелого человека, выделяли следующие его характеристики: широкие границы Я, способность к теплым социальным отношениям, наличие самопринятия, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии [54]. Б. Ливехуд рассматривал три основных свойства зрелого человека: мудрость, мягкость и снисходительность, самосознание [1].

Мы полагаем, что не существует универсальной зрелости, ее содержание как раз и должно определяться задачей развития того или иного возрастного периода. Как уже говорилось, в молодости человек стремится к достижению социальной зрелости, т. е. к выполнению социальных обязанностей и принятию ответственности за собственную жизнь, свои решения и поступки на самого себя. Можно сказать, что задача молодости — нахождение своего пути в социуме, активное освоение внешнего мира. Задача развития в зрелости активное освоение внутреннего мира, нахождение своего пути в нем и через духовную активность — установление контакта с внешним миром. Освоение внутреннего мира начинается в детстве и активно продолжается в подростковом возрасте и юности, но в зрелости оно должно стать преобладающим над освоением физического мира. Человек получает интенсивный доступ к своим духовным силам и возможностям, они начинают компенсировать постепенное убывание физических сил и возможностей во второй половине зрелости.

Важность доступа человека к своим духовным силам подчеркивал Б. Ливехуд. Он предлагал условную диаграмму человеческой жизни, согласно которой примерно до 20 лет психическое и духовное развитие осуществляются прогрессивно вслед за физической эволюцией. От 20 до 40 лет психическое и духовное развитие также взаимосвязаны с физическим развитием. Однако после 40 лет у человека возможны два варианта пути: либо психическое развитие будет угасать в соответствии с физической инволюцией, либо продолжать развиваться вслед за эволюцией духовной. Получается, что к середине жизни должно быть накоплено столько духовных сил, чтобы они могли перевесить влияние инволюции сил физических и повести за собой общее психическое развитие человека. К сожалению, в нашей культуре, ориентированной прежде всего на освоение мира физического, мы слишком часто наблюдаем именно первый путь, который впоследствии приводит к тому, что поздние годы жизни человека — старость — становятся трагическими, наполненными разочарованиями и тоской по прошлому [1].

Близкую позицию в отношении задач зрелости отстаивал К. Юнг. Он считал, что в этот период человек должен осуществить переход от экстенсивной к интенсивной позиции, от стремления к расширению и завоеванию жизненного пространства к концентрации внимания на своей «самости». И тогда вторая половина жизни послужит для достижения мудрости, кульминации творчества, а не невроза и отчаяния. Хочется особо подчеркнуть мысль психолога о том, что душа человека второй половины жизни глубинно, удивительно изменяется [55]. Но, к сожалению, большинство умных и образованных людей живут, не подозревая о возможности этих изменений, и вступают неподготовленными во вторую половину жизни.

Таким образом, постепенное накопление духовности — необходимое условие развития человека в зрелости, особенно во второй ее половине. Однако понятие «духовность» по-разному наполняется в разных религиях, философских течениях, обыденном сознании. В психологии оно часто заменяется другими понятиями, сходными своим содержанием.

Так, многие связывают понятие духовности с «трансцендентностью», под которой в этом случае понимается освобождение от собственной замкнутости, преодоление своей ограниченности, устремленности к контакту с миром других людей, природой, Богом и т.п. Так, М. Боуэн описывал переживание духовного момента как ощущение своего внутреннего Я, при котором границы между Я — Ты — Природа — Бог исчезают и сливаются в одно [56]. Эта позиция во многом совпадает с мнениями В.В. Зеньковского, Н. Федорова, В.И. Вернадского, Н.А. Бердяева, согласно которым духовность связана с формированием внутреннего источника человеческой индивидуальности, со способностью познания себя и других людей посредством раскрытия своего Я для установления связи с миром.

В гуманистической школе психологии можно провести аналогию между духовностью и самоактуализацией. По К. Роджерсу и A. Маслоу, врожденная потребность человека к самоактуализации выражается в желании стать всем, чем возможно стать, в стремлении к самосовершенствованию, реализации своих творческих способностей [57]. Необходимо оговориться, что в данном случае имеются в виду люди нравственные, несущие окружающим добро, открытые для принятия других людей такими, какие они есть, способные к эмпатии, не склонные к злобе, депрессии, пессимизму, агрессии и т.д. Мы делаем это уточнение, так как в истории известие немало случаев, когда люди стремятся к выражению своих возможностей- путем подавления других человеческих личностей, преступлений и т.д. Конечно, понятие «самоактуализация» не отражает всю полноту духовности, но в чем-то все же сходна с ней.

Важно отметить позицию еще одного психолога-гуманиста — B. Франкла. Мы не найдем в его работах слова «духовность». Но то, о чем он размышлял, практически с ней совпадает. Его логотерапия направлена на то, чтобы человек сознательно задался вопросом о смысле собственного бытия и обрел его в своей жизни, сумев выйти «за пределы себя», преодолев центрацию на самом себе [33].

В концепции К. Юнга используется понятие «самость», которое, по его мнению, содержит в себе божественное предназначение, существующее у каждого человека. Как мы видим, самость, т.е. постижение своего внутреннего Я, сущности своего бытия, цели в жизни, тоже близка к понятию духовности.

Можно сделать вывод, что духовность предполагает, с одной стороны, гармоническое взаимодействие с миром, с другой — ориентацию человека на постижение смысла собственной жизни, выполнение жизненной задачи, без чего, как нам представляется, невозможно ощущение душевного спокойствия и личного счастья.

По поводу соотношения духовности и ощущения счастья представляют интерес взгляды французского философа Т. де Шардена, который полагал, что человек достигает счастья, проходя три ступени персонализации.

Во-первых — это процесс концентрации, т.е. углубление в сердцевину своего существа. На этом этапе происходит формирование своего Я.

Во-вторых — процесс децентрации, т.е. смещение центра рефлексии на другого, выход за собственные переделы, преодоление замкнутости, появление способности любить.

В-третьих — процесс сверхконцентрации (быть может, самый сложный, но наиболее важный), т.е. осознание себя частью человечества, ощущение «живой общности с более великим целым», стремление распознать истину и присоединиться к бесконечности [58].

Как можно заметить, концепция Шардена показывает, что духовность не может быть связана только с формированием своего Я или со способностью любить другого человека. Духовность проявляется в единстве способности создать самого себя (свое Я, мировоззрение, мироощущение, систему ценностей), расширить свой внутренний мир в диалоге и объединении с другим человеком и вырасти до осознания сопричастности к мировому пространству. Именно в таком понимании духовности ее можно считать необходимым условием развития человека в зрелости.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.