Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самоподготовки. 1. Какие формы собственности на природные объекты и ресурсы допускает Конституция Российской Федерации?




1. Какие формы собственности на природные объекты и ресурсы допускает Конституция Российской Федерации?

2. Назовите основания возникновения и прекращения права частной собственности на природные объекты и ресурсы.

3. Перечислите иные виды вещных прав на природные объекты и ресурсы, которые Вам известны.

4. Каким целям служит установление сервитутов?

 

Глава 7

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

 

§ 7.1. Понятие права природопользования

 

В общем виде под природопользованием понимают использование полезных свойств природы или ее отдельных объектов. Любое природопользование связано с обеспечением жизнедеятельности человека, однако в большинстве случаев жизнедеятельность человека обеспечивает не сам природный объект, а продукты его переработки.

Например, добыча нефти как вид недропользования является всего лишь начальным этапом в обеспечении потребностей человека в топливе, пластмассах и иной продукции нефтехимической промышленности. Забор предприятием воды из водного объекта для технологических целей (деревообработки, текстильного производства и т. д.) также служит конечной цели — производству полезной для человека продукции.

В то же время можно назвать случаи, когда существует непосредственная связь между природопользованием и обеспечением жизненного цикла человека. К примеру, процесс дыхания напрямую связан с использованием воздуха, равно как и забор воды
в сельской местности из колодца либо открытого водоема имеет своей целью прежде всего обеспечение человеческого организма необходимым количеством воды.

Вместе с тем сегодня природопользование в широком смысле представляет собой не только извлечение полезных свойств природы и ее объектов, но и использование природных объектов для размещения и захоронения продуктов жизнедеятельности человека, являющихся следствием непрерывного процесса воспроизводства материальных ценностей. Так, ежегодно десятки миллионов тонн отходов производства и потребления размещаются на полигонах, занимая все новые и новые гектары земель, в том числе лесного фонда и сельскохозяйственного назначения. Нарастающий с каждым годом поток автотранспорта также вносит свою лепту в загрязнение атмосферного воздуха продуктами горения моторного топлива.

Исходя из сказанного можно классифицировать природопользование на две группы — позитивное и негативное. При этом под позитивным природопользованием следует понимать осуществляемое на основании предусмотренных законодательно разрешений
и в рамках установленных лимитов использование полезных свойств природы, которое не ведет к истощению и необратимому уничтожению ее объектов.

Безусловно, необходимо иметь в виду, что природные объекты подразделяются на возобновимые и невозобновимые. К числу первых можно отнести леса и водные объекты. Во вторую группу входят полезные ископаемые, например нефть и газ.

Рациональное использование возобновимых природных объектов позволяет обеспечить своевременное восстановление изъятых из природы компонентов. Так, ст. 1 Лесного кодекса РФ в числе основных принципов лесного законодательства устанавливает обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

В отношении невозобновимых ресурсов должна проводиться такая политика природопользования, которая позволит обеспечить бесперебойное разумное извлечение их из природы до тех пор, пока результатом научно­технического прогресса не станет появление достойных возобновимых заменителей.

Поэтому даже такая, казалось бы, не полезная для природы деятельность, как охота и рыболовство, если она осуществляется в строго определенные сроки и в установленных лимитах, не приводя к сокращению поголовья того или иного вида животного мира, уничтожению среды (ареала) их обитания, будет являться позитивной.

В то же время размещение отходов, выброс и сброс вредных веществ в атмосферу и водные источники, иные виды негативного воздействия (шумы, вибрация, электромагнитное излучение и т. п.) даже в ра мках установленных лимитов соответственно на размещение отходов, выбросы и сбросы и норм допустимого физического воздействия относятся к негативному загрязняющему природу природопользованию.

 

§ 7.2. Содержание права природопользования

 

Содержанием права природопользования является установленная законом, договором на природопользование и лицензией на соответствующий вид природопользования система условий, дозволений и запретов, формирующая рамки поведения конкретного природопользователя.

Не касаясь возможных условий, содержащихся в договорах
и лицензиях, рассмотрим совокупность прав и обязанностей природопользователей, закрепленную в природоресурсном и природоохранном законодательстве.

Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право:

использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды и обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

возводить жилые, производственные, культурно­бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно­гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно­гигиеническими и иными специальными требованиями;

осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

При этом собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование.

В свою очередь, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков осуществляют те же права, что и собственники земельных участков, за исключением права распоряжения земельными участками.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов;

своевременно:

приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

производить платежи за землю;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно­гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий;

выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами.

Закон РФ «О недрах» в ст. 22 предоставляет пользователям недр право:

использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;

использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством;

использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено
в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода;

проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции;

обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

Вместе с тем на пользователей недр возлагаются обязанности по обеспечению:

соблюдения:

требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;

требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущения сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;

утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

ведения геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранности;

представления:

геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации;

достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики;

безопасного ведения работ, связанных с пользованием нед­
рами;

приведения участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

сохранности разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидации
в установленном порядке горных выработок и буровых скважин,
не подлежащих использованию;

выполнения условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременного и правильного внесения платежей за пользование недрами.

К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются также требования о наличии специальной квалификации
и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.

Согласно ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов вправе:

самостоятельно осуществлять использование водных объектов;

осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;

пользоваться иными предусмотренными Водным кодексом, другими федеральными законами правами.

В то же время собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:

не допускать нарушения прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде;

содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;

информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;

своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод
и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения
за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

выполнять иные предусмотренные Водным кодексом, другими федеральными законами обязанности.

В отличие от своего предшественника ныне действующий Лесной кодекс РФ не определил в самостоятельных нормах положения о правах и обязанностях лесопользователей. Поэтому правовой статус названных субъектов формируется из совокупности разрозненных норм, содержащихся в различных статьях Кодекса. Например, в соответствии со ст. 32 граждане и юридические лица, осуществляющие заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов, вправе возводить навесы и другие временные постройки на предоставленных им участках. В свою очередь, ст. 60 обязывает лесопользователей представлять в уполномоченные на то органы отчеты об охране и об использовании лесов.

Пользователи животным миром в силу ст. 40 Федерального закона «О животном мире» имеют право:

пользоваться:

объектами животного мира, предоставленными в пользование;

без разрешения объектами животного мира, приобретенными для расселения на закрепленной территории, в порядке, установленном указанным федеральным законом, если эти объекты животного мира содержатся в полувольных условиях;

собственности на добытые объекты животного мира и продукцию, полученную от них;

выдавать гражданам именные разовые лицензии на использование объектов животного мира в пределах установленных норм, квот и лимитов;

заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на использование ими объектов животного мира с одновременной выдачей именных разовых лицензий;

вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, полученной в процессе осуществления разрешенных видов пользования животным миром, и производить изделия из объектов животного мира;

реализовывать произведенные продукцию и изделия;

получать на предоставленных в пользование территориях земельные участки в производственных и иных целях в порядке, установленном гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации;

возводить на полученных в установленном порядке земельных участках постоянные или временные постройки, сооружения и дороги, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности, связанной с пользованием животным миром;

предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель объектов животного мира, ухудшение среды обитания объектов животного мира, за необоснованное ограничение права на пользование животным миром, права собственности на полученную продукцию, а также в случаях прекращения права на пользование животным миром при изменении статуса земель
с учетом упущенной выгоды;

оказывать воздействие на среду обитания объектов животного мира, улучшающее состояние объектов животного мира, по согласованию с землевладельцами (землепользователями) и специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Реализуя свои права, пользователи животным миром обязаны:

осуществлять:

только указанные в лицензии виды пользования животным миром;

учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;

соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром;

применять:

при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостность естественных сообществ;

при пользовании животным миром гуманные способы;

не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира;

проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира;

оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;

обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения.

В случаях, предусмотренных федеральным или региональным законодательством, права пользователей животным миром могут быть расширены или ограничены.

Статьей 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух, обязаны:

обеспечивать:

проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

соблюдение режима санитарно­защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;

своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;

внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

осуществлять:

мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля;

представлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны атмосферного воздуха и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;

соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха.

Соблюдение природопользователем установленных законодательством требований служит залогом ненаступления для него негативных последствий в виде принятия специально уполномоченными на то государственными органами конкретных мер, ведущих к ограничению, приостановлению или прекращению права пользования соответствующими природными объектами.

 

§ 7.3. Виды природопользования

 

Виды разрешаемого природопользования применительно к конкретной группе природных объектов закрепляются в соответствующих законодательных актах. При этом в отдельных случаях природопользование может осуществляться без выдачи соответствующих разрешительных документов и платы за использование природных ресурсов.

Например, согласно ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. На основании ст. 6 Водного кодекса каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования
и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Такое природопользование, не требующее принятия уполномоченными на то органами специальных решений и получения разрешений (лицензий), можно назвать общим природопользованием.

Вместе с тем природоресурсными законодательными актами устанавливаются перечни видов пользования конкретными природными объектами, которые должны осуществляться при соблюдении определенных условий, в том числе на основании специально выданных разрешений (лицензий). Такое природопользование нужно охарактеризовать как специальное.

Статья 6Закона РФ «О недрах» предусматривает предоставление в пользование участков недр, в том числе для:

• регионального геологического изучения, включающего региональные геолого­геофизические работы, геологическую съемку, инженерно­геологические изыскания, научно­исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

• геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

• разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

• строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

• образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно­оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

• сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Согласно ст. 25Лесного кодекса РФ в лесном фонде могут осуществляться такие виды лесопользования, как:

• заготовка древесины; живицы; пищевых лесных ресурсов
и сбор лекарственных растений;

• ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; сельского хозяйства;

• осуществление научно­исследовательской деятельности, образовательной деятельности; рекреационной деятельности;

• создание лесных плантаций и их эксплуатация;

• выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

• выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

• переработка древесины и иных лесных ресурсов и иные виды деятельности.

В соответствии со ст. 34Федерального закона «О животном мире» допускаются следующие виды пользования животным миром:

• охота;

• рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

• добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

• использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений и др.;

• изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно­просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;

• получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира. Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.

Наконец, глава 5 Водного кодекса РФ предусматривает использование водных объектов для целей:

• питьевого и хозяйственно­бытового водоснабжения;

• сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

• производства электроэнергии;

• водного и воздушного транспорта;

• лечебных и оздоровительных;

• рекреационных;

• рыболовства и охоты;

• разведки и добычи полезных ископаемых;

• обеспечения пожарной безопасности и др. При этом использование водных объектов может осуществляться с изъятием (забор воды) или без изъятия (сброс, использование в качестве водных путей) водных ресурсов.

 

 

§ 7.4. Основания возникновения права
природопользования

 

Для возникновения права общего природопользования, виды которого закреплены в законах и иных нормативных правовых актах или прямо не запрещаются ими, требуется только наличие воли конкретного субъекта осуществлять такое природопользование. Что касается оснований возникновения права специального природопользования, то одной воли соответствующего субъекта здесь уже недостаточно. Для этого необходимо соблюсти установленные природоресурсными законами строго определенные процедуры.

Так, согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». К числу таких оснований относятся:

• договоры (купли­продажи, мены, ипотеки, дарения, аренды, частного сервитута земельных участков);

• завещание в отношении земельного участка;

• решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, срочное безвозмездное пользование;

• решения судов (о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный земельный участок).

В соответствии со ст. 10.1Закона РФ «О недрах» право пользования недрами может быть приобретено на основании:

1) решения Правительства Российской Федерации, принятого:

• по результатам конкурса или аукциона, для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения;

• при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением проведения таких работ в соответствии с государственным контрактом;

• для захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов;

• для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, на участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, на участке недр федерального значения, содержащем газ, из утверждаемого Правительством РФ перечня участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов;

2) решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, принятого в целях предоставления права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено;

3) решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр:

• в целях геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения;

• при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением участка недр федерального значения, участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения
в результате открытия месторождения полезных ископаемых и проведения работ по геологическому изучению недр в соответствии
с государственным контрактом;

• для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно­бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности;

• для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

• для строительства нефте­ и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте­ и газохранилищ, размещения отходов производства и потребления;

• для образования особо охраняемых геологических объектов;

4) решения конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения;

5) решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласованное с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом и принятое для сбора минералогических, палеонтологических
и других геологических коллекционных материалов;

6) перехода права пользования участками недр в соответствии
с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования;

7) вступившего в силу соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях
о разделе продукции» и в других случаях.

При этом в силу ст. 11 Закона о недрах предоставление недр
в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Согласно ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты предоставляются в пользование на основании:

договора водопользования, который признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре;

решения о предоставлении водного объекта в пользование, которое вступает в силу с момента его регистрации в государственном водном реестре.

Согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Кодексом.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона «О животном мире» право пользования животным миром наступает по решению Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании долгосрочной лицензии, выданной специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Гражданами в силу ст. 35 Закона о животном мире пользование животным миром осуществляется на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, а также вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускаются
на основании разрешений, выданных территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды (в настоящее время — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)).

 

§ 7.5. Основания ограничения или приостановления

права природопользования

 

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в ст. 80 установил, что требования об ограничении, о приостановлении или
о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом. Данная норма может распространяться на любой вид деятельности,
в том числе как связанный с непосредственной добычей тех или иных природных ресурсов (недропользование, лесопользование), так и сопровождающийся различного рода негативными воздействиями на окружающую среду (выбросы, сбросы, размещение отходов и т. п.). Вместе с тем приведенное положение закона отличает неконкретность оснований для применения ограничительных и запретительных мер, что чревато непредсказуемостью решений судов. В то же время некоторые законодательные акты называют такие основания применительно к более узкой сфере общественных отношений, что позволяет более конкретно формулировать исковые требования.

Так, согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена или запрещена при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение
с опасными отходами.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» основаниями для ограничения, приостанов­
ления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредного физического воздействия на него являются:

• отсутствие разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредное физическое воздействия на него;

• нарушение условий, предусмотренных названными разрешениями.

Данная процедура регламентируется постановлением Прави­
тельства РФ от 28.11.2002 № 847 «О порядке ограничения, приостановления и прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух» [111].

В отдельных случаях при наступлении определенных событий либо для достижения конкретных целей природоресурсное законодательство предусматривает ограничение или приостановление прав природопользователей.

Например, ст. 56 Земельного кодекса РФ допускает, что права на землю могут быть на основании решений исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления или судов ограничены бессрочно или на определенный срок в связи с необходимостью соблюдения:

• особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных и санитарно­защитных зонах;

• особых условий охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных, и в других установленных федеральными законами случаях.

В свою очередь, приостановление землепользования может быть обусловлено реквизицией — временным изъятием у собственника земельного участка на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз (ст. 51 Земельного кодекса РФ).

Согласно ст. 20 Закона РФ «О недрах» право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:

• возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;

• нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;

• систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;

• возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.);

• если пользователь в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;

• ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;

• по инициативе владельца лицензии и в ряде других случаев.

В силу ст. 41 Водного кодекса РФ водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае:

• угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека;

• возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

• причинения вреда окружающей среде;

• в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

При этом приостановление водопользования в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляется в судебном порядке.
В иных случаях приостановление водопользования осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами.

Что касается ограничения водопользования, то оно устанавливается нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления или решением суда.

Статья 27 Лесного кодекса РФ устанавливает, что использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством. При этом допускается установление таких ограничений использования лесов, как:

• запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов;

• запрет на проведение рубок;

• иные установленные федеральным законодательством ограничения использования лесов.

В свою очередь, ст. 28 Лесного кодекса РФ определяет, что использование лесов может быть приостановлено только в случаях, предусмотренных федеральными законами, причем приостановление использования лесов в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляется в судебном порядке. В иных случаях приостановление использования лесов осуществляется органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии с федеральными законами.

 

§ 7.6. Основания прекращения права
природопользования

Определенные события, в том числе и не связанные с волеизъявлением природопользователя, а также не обусловленные обязательным нарушением им тех или иных требований законодательства, могут влечь за собой прекращение права природопользования в отношении конкретных природных объектов.

Основаниями прекращения права землепользования согласно
гл. VII Земельного кодекса РФ и гл. 17 Гражданского кодекса РФ могут являться:

• договор, влекущий за собой отчуждение собственником земельного участка другим лицам (продажа, мена, дарение и др.);

• добровольный отказ собственника и иных лиц от осуществления своих прав на землю;

• решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

• решение о принудительном изъятии земельного участка у собственника либо прекращении соответствующих прав у несобственников вследствие нарушения требований гражданского и земельного законодательства;

• решение суда о конфискации земельного участка и ряд других оснований.

В соответствии со ст. 20 Закона РФ «О недрах» право пользования недрами прекращается:

по истечении установленного в лицензии срока ее действия;

при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;

при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;

в случае переоформления лицензии с нарушением предусмотренных законом условий.

Согласно ст. 10 Водного кодекса РФ право пользования поверх­
ностными водными объектами прекращается по основаниям и в по­
рядке, которые установлены гражданским законодательством и Ко­
дексом, а также по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является:

• нецелевое использование водного объекта;

• использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации;

• неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.

При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан:

• прекратить в установленный срок использование водного объекта;

• обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.

Лесной кодекс РФ не содержит единой статьи, консолидирующей все основания прекращения права лесопользования, кото­
рые закреплены в различных нормах. Так, например, согласно
ст. 24 невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли­продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Статьей 47 Федерального закона «О животном мире» предусмотрено, что пользование животным миром прекращается путем аннулирования соответствующих лицензий в случаях:

отказа от пользования;

истечения установленного срока пользования;

нарушения федерального законодательства об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии;

возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны;

использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром;

ликвидации предприятия, учреждения, организации — пользователей животным миром.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.172 сек.