КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самоподготовки 3 страница
Исходя из приведенной в главе 10 системы органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды, можно назвать перечисленные в ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» следующие лицензируемые виды деятельности: • деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; • выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления; • выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления; • геодезическая деятельность; • деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; • заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов. В свою очередь, положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием природных ресурсов, содержатся Порядок осуществления лицензирования конкретной деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды утверждается Правительством РФ, за исключением вопросов лицен Большинство лицензий на осуществление деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды выдается соответствующими специально уполномоченными государственными органами и их территориальными подразделениями. Однако в ряде случаев (деятельность по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов, а также по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов) лицензирование возложено на исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, но в порядке, установленном Правительством РФ. Следует отметить, что для детальной регламентации процедуры лицензирования соответствующими федеральными органами исполнительной власти издаются ведомственные нормативные правовые акты, к числу которых можно отнести приказ Росгидромета от 12.03.2008 № 94 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности в области гидрометеорологии
§ 11.4. Стандартизация в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Согласно ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании» [55] под стандартизацией понимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг. При этом в качестве целей стандартизации ст. 11 названного закона определяет: • повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений; • повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии со ст. 29Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются: • требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля; • ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду; • порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью. Здесь же закрепляется, что в государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и иную продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды. В настоящее время в связи с вступлением в силу Федерального закона «О техническом регулировании» система стандартизации претерпевает реформирование, заключающееся в формировании таких документов, как технические регламенты. В экологической сфере действуют Специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденный постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 № 609 [129]. Однако продолжают существовать основанные на ранее действовавшем законодательстве такие документы, как государственные и отраслевые стандарты. К первой группе можно отнести утвержденные постановлениями Госстандарта России от 11.09.2000 № 218ст ГОСТ Р 17.0.0.062000 «Охрана природы. Экологичес Из числа отраслевых стандартов можно назвать утвержденные приказом Рослесхоза (ныне МПР России) от 22.09.1999 № 186 ОСТ 5610999 «Работы геодезические. Таксация и лесоустройство. Лесохозяйственное производство. Нормы точности. Методы выполнения измерений» и указанием МПС России от 05.03.1997 № С261у ОСТ 32.6696 «Охрана природы. Флора. Защита лесных насаждений железных дорог. Общие требования».
§ 11.5. Сертификация в сфере охраны
В ст. 31 Федерального закона «Об охране окружающей среды» Правовой основой для проведения сертификации является Федеральный закон «О техническом регулировании», в котором под сертификацией понимается форма осуществления органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. В настоящее время обязательная сертификация в сфере охраны окружающей среды и природопользования предусмотрена нормами ряда федеральных законов. Так, ст. 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает, что производство и использование топлива на территории Российской Федерации допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха. В этой же статье закреплено, что производство и использование на территории Российской Федерации технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим требованиям. Такие сертификаты должны выдаваться в порядке, определяемом Правительством РФ[51]. Статья 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что лица, которые допускаются к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтверждаемую свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами. В ст. 14 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» [36] Постановлением Госстандарта России от 01.10.1996 № 66А была зарегистрирована в Государственном реестре Система обязательной сертификации по экологическим требованиям, призванная обеспечить: • реализацию обязательных экологических требований природоохранного законодательства при ведении хозяйственной деятельности; • внедрение экологически безопасных производств, технологических процессов и оборудования; • соблюдение требований экологической безопасности и предотвращение загрязнения окружающей среды при размещении, переработке, транспортировке, ликвидации и захоронении отходов производства и потребления, а также при производстве, эксплуатации и ликвидации различных видов продукции; • предотвращение ввоза в страну экологически опасной продукции, отходов, технологий и услуг. Что касается добровольной сертификации в рассматриваемой сфере, то в качестве примера можно привести постановления Гос
§ 11.6. Государственный учет в сфере охраны
Государственный учет в сфере охраны окружающей среды Природоохранным законодательством предусматривается учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Так, ст. 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду осуществляется государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Согласно ст. 21 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету. В целях систематизации получаемой в ходе осуществления государственного учета информации о количественном и качественном состоянии природных объектов, об источниках негативного воздействия на окружающую среду специально уполномоченными государственными органами ведутся кадастры и реестры, указания на которые имеются в федеральных законах. Так, ст. 20 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает обязательность ведения государственного кадастра отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, а также банк данных об отходах Среди природоресурсной группы законов следует выделить ст. 70 Земельного кодекса РФ, предусматривающую ведение Порядок ведения перечисленных государственных кадастров и реестров определяется постановлениями Правительства РФ, за исключением государственного кадастра недвижимости, который ведется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» [63]. В качестве самостоятельных специальных кадастров можно рассматривать Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, которые ведутся в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, а также впервые введенные ст. 62 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в практику в качестве учетных документов Красную книгу почв Российской Федерации и красные книги почв субъектов Российской Федерации. Ведение региональных красных книг отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
§ 11.7. Отчетность в сфере охраны окружающей среды
Статистическая отчетность ведется для последующего анализа динамики тех или иных процессов при сопоставлении двух и более равновременных периодов. Потребность в ведении статистического наблюдения имеется как в сфере природопользования, так По своему характеру и целям формы статистического наблюдения можно разделить на федеральные государственные и ведомственные. Формы федерального государственного статистического наблюдения утверждаются и вводятся в действие постановлениями Федеральной службы государственной статистики (Росстата, ранее — Госкомстата России). В качестве примера можно привести формы № 4ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах» и № 1П (рыба) «Сведения об улове рыбы, добыче других водных биоресурсов и производстве рыбной продукции», утвержденные соответственно постановлением Госкомстата России от 01.09.2003 № 80 и постановлением Росстата от 30.12.2004 № 159. В то же время в целях получения достоверных сведений о работе нижестоящих подразделений специально уполномоченные государственные органы в сфере природопользования и охраны окружающей среды вводят собственные ведомственные формы статистического наблюдения. В качестве примера можно назвать утвержденные приказом МПР России от 12.03.2002 № 116 формы №1АР «Отчет о предоставлении участков лесного фонда в аренду» и № 17АВИАЛХ «Сведения о выполнении мероприятий по противопожарной профилактике».
§ 11.8. Мониторинг окружающей среды
Статья 63 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяет, что государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, Изданным в развитие указанной нормы постановлением Правительства РФ от 31.03.2003 № 177 утверждено Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) [112], согласно п. 1 которого экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации. Следует отметить, что во исполнение ст. 23 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ст. 67 Земельного кодекса РФ, ст. 56 Лесного кодекса РФ, ст. 30 Водного кодекса РФ, Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при: • разработке прогнозов социальноэкономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и принятия соответствующих решений; • разработке федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды; • осуществлении контроля в области охраны окружающей среды и проведении экологической экспертизы; • прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению; • подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды. При проведении экологического мониторинга решаются следующие задачи: • организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями, характеризующими состояние окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду; • оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды, выработка рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на нее; • информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам состояния окружающей среды; • формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды; • обеспечение участия Российской Федерации в международных системах экологического мониторинга. Осуществление государственного экологического мониторинга в рамках установленной компетенции возложено на: • Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; • Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии; • Федеральное агентство по рыболовству и другие федеральные органы исполнительной власти, специально уполномоченные в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Близким по своему назначению к государственному экологическому мониторингу является социальногигиенический мониторинг, Положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 02.02.2006 № 60[53]. Задачами социальногигие • формирование федерального информационного фонда; • выявление причинноследственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения; • обеспечение межведомственной координации деятельности по ведению мониторинга в целях обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, выработки предложений для принятия решений федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Проведение социальногигиенического мониторинга на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном уровне осуществляется органами и учреждениями государственной санитарноэпидемиологической службы Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
§ 11.9. Обеспечение права граждан на экологическую информацию
Закрепленному в ст. 11 и 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды» праву граждан и общественных экологических объединений направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране корреспондирует обязанность соответствующих органов предоставлять такую информацию. Правовые основы информационного обеспечения изложены Органы государственной власти обязаны создавать доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также Необходимая информация о состоянии окружающей среды формируется уполномоченными на то государственными органами как на основании организации собственного наблюдения, так и в результате получения ее от природопользователей. Как уже отмечалось выше, одной из целей проведения государственного мониторинга окружающей среды является обеспечение потребностей населения в достоверной информации. Статья 23 Для надлежащей реализации этой функции создана система органов государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, в которую входят: • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее территориальные органы; • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и подчиненные ей территориальные органы; • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и подведомственные ей учреждения государственной санитарноэпидемиологической службы. Названные органы строят свою деятельность на основании Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.08.2000 № 622 [103]. В свою очередь, ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» вменяет в обязанность граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде, в государственные органы надзора и контроля. На основании получаемой двумя названными путями информации пополняется Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, который представляет собой собранные в установленном порядке документы, отражающие информацию общего назначения и специализированную информацию. Эта сфера регламентируется Положением о создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.12.1999 Непосредственно деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды осуществляется согласно Положению о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду, утвержденному постановлением Правительства РФ от 14.02.2000 № 128 [96]. Специально уполномоченными государственными органами Проявляя повышенное внимание к вопросам надлежащего информирования населения, в том числе и в экологической сфере, законодатель установил уголовную ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население такой информацией (ст. 237 Уголовного кодекса РФ). В свою очередь, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает в ст. 8.5 ответственность в виде наложения штрафа за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду
§ 11.10. Оценка воздействия на окружающую среду
Согласно ст. 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится Детальная регламентация названной функции излагается в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденном приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 [159]. Под оценкой воздействия на окружающую среду в данном документе понимается процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. В основу проведения оценки воздействия на окружающую среду ложится принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду производится физическими или юридическими лицами — заказчиками экологической экспертизы (о ней речь пойдет в следующем параграфе) либо иными лицами, которым заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |