КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самоподготовки 1 страница. 1. Дайте определение компетенции в сфере охраны окружающей среды
1. Дайте определение компетенции в сфере охраны окружающей среды. 2. В чем заключается сущность разграничения компетенции в сфере охраны окружающей среды между различными уровнями публичной власти? 3. Какие вопросы в сфере охраны окружающей среды отнесены к ведению Российской Федерации? 4. Назовите вопросы, отнесенные к ведению субъектов Рос 5. Определите круг вопросов, отнесенных к компетенции муниципальных образований в сфере охраны окружающей среды.
Глава 10 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
§ 10.1. Понятие и система органов государственного
К настоящему времени в науке экологического права сложилось определенное представление о государственном управлении в сфере охраны окружающей среды и природопользования, а также о системе органов, его осуществляющих. При этом отдельными авторами под управлением понимается едва ли не деятельность органов всех ветвей государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. К слову, глава 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» называется «Основы управления в области охраны окружающей среды», а регламентирует вопросы не только управленческие, но и сугубо законотворческие. Другие ученые придерживаются точки зрения о том, что управление — это многофункциональная деятельность органов исполнительной власти, что, собственно, вытекает из теории административного права, а потому осуществлять его могут только органы, относящиеся к этой ветви власти. В дальнейшем управление нами рассматривается исключительно как деятельность органов исполнительной власти. Говоря о системе органов, осуществляющих управление в рассматриваемой нами сфере, следует классифицировать эти органы исходя из задач, выполняемых ими, на две самостоятельные группы, получившие в теории экологического права название органы общей компетенции и органы специальной компетенции. К органам общей компетенции можно отнести Правительство РФ, высших должностных лиц государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Статья 11 Федерального закона Именно на органы специальной компетенции выпадает основной объем управленческих функций в рассматриваемой сфере, например проведение государственного мониторинга окружающей среды и ее отдельных объектов, ведение государственных кадастров природных ресурсов, осуществление государственного экологического контроля и контроля за охраной и использованием конкретных природных ресурсов, организация государственной экологической экспертизы, информирование населения о состоянии окружающей среды Большинство законодательных актов, имея ссылки на специально уполномоченные государственные органы (федеральные органы исполнительной власти), осуществляющие управление в той или иной сфере, не называют такие органы. Это в общемто обоснованно, поскольку опыт 1990х годов, да и проводимая в 2000е годы активными темпами административная реформа показали, насколько недолговечным может быть существование отдельных федеральных органов исполнительной власти в экологической сфере. Тем не менее анализ действующего законодательства позволяет вычленить органы специальной компетенции. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.12.1998 • Министерство природных ресурсов Российской Федерации; • Федеральное агентство по недропользованию; • Федеральное агентство водных ресурсов; • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; • Федеральное агентство лесного хозяйства; • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; • Федеральное агентство по рыболовству; • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Компетенция и специализация названных органов в области охраны окружающей среды и природопользования определяются положениями об этих органах и будут кратко рассмотрены в настоящей главе. На региональном уровне субъектами Российской Федерации также могут создаваться специально уполномоченные государственные органы в сфере охраны окружающей среды и природопользования, компетенция которых закрепляется в региональном законодательстве субъектов.
§ 10.2. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и сфера его деятельности
Согласно утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 404 положению [146] Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)[46] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики В ведении Минприроды России находятся Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, которые подконтрольны названному министерству. К компетенции Минприроды России отнесены такие вопросы, как: • принятие нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению министерства в указанных выше сферах общественных отношений, в том числе: требований к составу и содержанию документов, касающихся оценки техногенного воздействия на окружающую среду; перечней (кадастров) объектов, в отношении которых должны определяться технические нормативы выбросов; порядка выдачи и форма разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ; правил инвентаризации объектов размещения отходов и правил учета в области обращения с отходами и др.; • обобщение практики применения законодательства Рос • организация приема граждан, обеспечение своевременности и полноты рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок; • взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности; • осуществление иных функций в установленной сфере деятельности, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правитель Отдельные задачи также решаются Миприроды России во исполнение постановления Правительства РФ от 16.05.2005 № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации» [127]. Для координации и контроля деятельности территориальных
§ 10.3. Федеральное агентство по недропользованию и сфера его деятельности В соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 93 [118], Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. К ведению Роснедр отнесены: • организация: государственного геологического изучения недр; экспертизы проектов геологического изучения недр; проведения в установленном порядке геологоэкономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами; проведения государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр; • осуществление: предоставления в пользование за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр; выдачи заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений; организационного обеспечения государственной системы лицензирования пользования недрами; учета поступающих заявок на получение лицензий, информирования о них органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации; принятия решений о предоставлении права пользования участками недр; принятия решений об утверждении итогов конкурсов или аукционов на право пользования участками недр; выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами; • принятие, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр; • определение конкретного размера ставки регулярного пла • осуществление: ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, обеспечения в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса; ведения государственного учета и обеспечения ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами и реализации предусмотренных федеральным законодательством иных полномочий. Роснедра осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. § 10.4. Федеральное агентство водных ресурсов Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) согласно утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 282 [116] Положению о нем является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. К компетенции Росводресурсов отнесены: • организация: перераспределения водных ресурсов водных объектов, находящихся в федеральной собственности; подготовки, заключения и реализации бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов; подготовки и осуществления в установленном порядке противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию проведения в установленном порядке государственной экспертизы схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, а также предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов; • осуществление ведения: государственного реестра договоров пользования водными объектами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; государственного водного кадастра в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; Российского регистра гидротехнических сооружений; • осуществление: владения, пользования и распоряжения водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, и управления водным фондом; выдачи, оформления и регистрации лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, приостановления действия и аннулирования указанных лицензий, регистрации договоров пользования водными объектами; взимания сбора за выдачу лицензий на водопользование и представления в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложений по определению размера указанного сбора; разработки в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, составления водохозяйственных балансов; государственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод и их использования; • планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) по бассейнам рек, для субъектов Российской Федерации и водопользователей по водным объектам, находящимся в федеральной собственности; • разработка и утверждение нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты по бассейну водного объекта или его участку, утверждение нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты для водопользователей в порядке; • представление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по установлению для водопользователей лимитов водопользования по водным объектам, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации; • установление режимов специальных попусков, наполнения и сработки водохранилищ, пропуска паводков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности; • представление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по установлению размеров и границ водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, а также режима их использования и реализация ряда других функций. На основании постановлении Правительства РФ от 16.05.2005 № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации» Росводресурсы обеспечивают в пределах своей компетенции проведение мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод с целью обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации. Росводресурсы осуществляют свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
§ 10.5. Федеральная служба по надзору Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, утвердившим Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования [123], установлено, что Росприроднадзор является: федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный экологический контроль; уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в установленной сфере деятельности; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования. К компетенции Росприроднадзора отнесены: • осуществление контроля и надзора: в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также среды их обитания; в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; за геологическим изучением, рациональным использованием за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов); за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе; за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе; за соблюдением требований законодательства Российской Фе за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; • осуществление государственного земельного контроля в пределах установленной сферы деятельности. • осуществление: в пределах своей компетенции мониторинга объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации; ведения Красной книги Российской Федерации; ведения кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.05.2005 № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации» Росприроднадзор обеспечивает контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), контроль и надзор за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда, использованием и охраной водных объектов для обеспечения биологической Росприроднадзор осуществляет свою деятельность непосред
§ 10.6. Федеральная служба по экологическому,
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) на основании утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 [124] Положения о ней является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору При этом она: • осуществляет контроль и надзор: за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии; за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии); за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами; за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области обращения • выдает разрешения: на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух; на трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции; на ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Феде • утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; • регистрирует опасные производственные объекты и ведет государственный реестр таких объектов; • ведет: государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух; государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации опасных отходов и осуществляет ряд иных функций. К ведению Ростехнадзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.05.2005 № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации» также отнесены ряд вопросов. Ростехнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (управления по технологическому и экологическому надзору по субъектам Российской Федерации, межрегиональные территориальные округа по надзору за ядерной и радиационной безопасностью) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. § 10.7. Федеральная служба по гидрометеорологии
Согласно утвержденному постановлением Правительства РФ Росгидромет в целях выполнения поставленных перед ним задач: • осуществляет: государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации; в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы; в пределах своей компетенции государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении; государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции); государственный мониторинг водных объектов в части поверхностных водных объектов (в пределах своей компетенции); государственный мониторинг континентального шельфа в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации (в пределах своей компетенции); государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны Российской Федерации (в пределах своей компетенции); • информирует пользователей (потребителей) о составе предоставляемых сведений о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих информационное обеспечение пользователей (потребителей); • обеспечивает выпуск экстренной информации об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей природной среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде. Постановлением Правительства РФ от 16.05.2005 № 303 «О разг • обеспечение органов государственной власти, органов государственного санитарноэпидемиологического надзора, Воору • осуществление мониторинга окружающей среды, атмосферного воздуха, водных объектов в части поверхностных водных объектов и обеспечение выпуска экстренной информации об антропогенном (техногенном) загрязнении окружающей среды, в том числе химическом, которое может угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |