КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В диахронике культуры
САМООПОСРЕДСТВОВАНИЯ ФОРМ ЛОГОСА
Феноменология истории предстает в изменении логики форм практической деятельности и их взаимопревращения с собственным отражением в формах идеального. «Процессирующее тождество противоположностей» меры практического и теоретического высвечивает в-себе и через себя конкретное содержание всеобщего основания в моменте совпадения реального и абстрактного. И выведение содержания этого совпадения в форме принципа является гносеологическим условием видения того, что не лежит в сфере видимости. Следовательно, в обосновании сущностной логики феноменологического становления истории логика истории философии выступает не только опосредованным, но и опосредующим звеном.Причем, взятая не только в гносеологическом срезе становления диалектики, но в целом, в логике основных «ступеней» становления феноменологии в формах всеобщего теоретизирования. Единое основание становления мира самоопределилось как «одно» через игнорирование множественности форм бытия мира в целом. Не следует отождествлять опосредствование логики истории и логики философии (как и логики истории философии и логики философии истории) с опосредствованием в статусе «звена-функции» в феноменологии единичного сознания. Для начала такового «…опосредствование есть не что иное, как равенство себе самому, находящееся в движении, или оно есть рефлексия в себе же, момент для себя сущего «я», чистая негативность или /…/ оно есть простое становление» [166,с. 169]. Но постклассическая историческая реальность выявляет бессильную ограниченность феноменологического опосредствования «иного» и «освобождает» индивидуальную феноменологию от логико-эстетических координат становления классической истории. Следовательно, в «модусы» «онтологических предпосылок» становления индивидуальности постклассического мира входят принципиально новые характеристики, изменяющие логику форм взаимотрансформации «исторического» и «индивидуального». В этом, на мой взгляд, заключается тайна понимания причины того, что противоречие опосредствования индивидуальной феноменологии с собственной непосредственностью у Гегеля не разрешается. Об этом ясно говорит содержание второго раздела его «Феноменологии». Если Гегель исторически был вынужден успокоить «частный дух» Истиной Мирового Разума, то частный дух отдельного индивида в современной реальности Истиной Практического Разума не успокоишь – таковой нет как конкретности. Завершенность классического становления истории и продолжающаяся эволюция сознания в границах классической феноменологии порождает категориальную и понятийную пропасть для самосознания истории в целом. С одной стороны, фиксируется дилеммность «опосредствующихся» сторон, с другой – непреодолимость таковой даже в тех случаях, когда каждая стороны пытается рефлексировать себя через другую. Первоначальный конфликт идеальных и реальных форм имеет своей предпосылкой объективную предзаданность формирования постепенности восхождения развития (невидимого в формах реальности) в идеально-всеобщую форму. В форму, бессильную в начале собственного становления что-либо изменить в реальном мире. Поэтому, в своей апологии Сократ не только сожалеет об историческом позоре, который ожидает Афины, отказавшиеся от поиска истины и способа формирования истинного мышления, но и констатирует переход греческого полиса в логическое пространство софистической манипуляции самим способом мышления. Действительно, историческая траектория становления социума требовала углубления пропасти между бытием и сознанием, которая была субстанциально обусловлена необходимостью и возможностью развития идеально-всеобщего. В свою очередь, такое развитие было невозможным на логических основаниях субъективного идеализма, а в сократовском выражении последнего субстанциально и идеологически было несовместимым с чувственно-мыслительной целостностью индивида. Следовательно, впервые овладевшее теоретическим самосознанием общество аннигиллирует опосредствование общезначимыми смыслами «микрокосмоса» и «макрокосмоса» – человека и мира. Невидимые в своих взаимотрансформациях и поступательном развитии опосредствования всеобщего и единичного предстают трагедией личности, воплощающей в себе «узловой момент» истории и погибающей, не успев развязать его в собственной жизни и в жизни общества. Только великие люди выступают наличным бытием Логоса в его непосредственно универсальной значимости. Отраженность этого феномена в логике осуществляется не только как становление логического мышления в его диалогическо–диалектической форме. Такая форма выражает логическое становление противоречия, где мышление еще не постигает становление, но отражает его результат. Здесь становление мира как индивидуальное преодоление неопределенности бытия=ничто, суть упорядочивание отношения «содержание-форма». В напряженной диалектике противоречивого взаимоперехода объективного содержания в индивидуальную форму и индивидуального содержания в абстрактно-теоретическую, форму общественного сознания можно фиксировать, но эта форма не обладает достоверностью истинности. При таком положении дел, когда сущность прикрыта за навязчивой эмпирией реального мира, чем больше расширяется пространство познаваемой реальности (порождающее экстенсивный охват мира для участников диалога), тем больше количественное многообразие бытия претендует на исключение из правила. Отсюда стремление расположить мир в логическом порядке и поиск устойчивости мира в логическом порядке. Действительно, логика становления философского самосознания не обязательно соответствует хронологии исторического времени. Иными словами, «логика времени» и «логика логики» не совпадают тавтологически. Поэтому не все возникающие концепции мира являются «узловыми моментами», существенные для познания Логоса вообще. В определенной степени, это явление выражает единственно возможную форму познания необходимости; а с другой стороны – эмпирия мира (к примеру, завоевательного Рима) требует считаться с собой как с реальностью, которая осуществила свою мощь. Но и такая реальность, в конечном итоге, предстает целесообразной, одновременно центростремительной и центробежной силой, охватывающей мир волей великих завоевателей. Периоды утраты единства воли и реальности, в которых реальность подчинена воле, представляют собой периоды внешнего, количественного снятия становления как невыходящего из основания, т.е. такого, которое опосредуется собственной отрицательностью (отрицательностью в самом себе) и таким негативным самоопосредствованием обусловлена его несвобода. Так «воля» Нерона, Калигулы и других (чуть менее, но не намного) одиозных императоров Рима удовлетворялась «в-себе» и «для-себя», но не выступала такой упорядоченностью. Напротив, она представала как агрессивное потребление в первом случае метафизического и даже отрицательно-метафорического пространства сложившихся норм господства-подчинения, с другой же стороны – ссуженного «порядка» замкнутой на своих «малых» самоопределениях общности. Регрессия опосредствования Логоса реальными формами еще не выглядит всеобще разрушительной. Разрушения, которые в этой исторической мере происходят, имеют для себя простор во времени и пространстве, но само опосредствование, в силу антиномичности основания, уже предстает как положенная отрицательность. Здесь, с одной стороны, присутствует еще аморфность начала становления, но такая аморфность уже проявляет содержащуюся в ней деформацию. В этом заключается своеобразие, уникальность исторической ситуации во взаимоотношении идеального и реального Логоса. И она же обусловливает возможные деградации самого Логоса. В видимости каждый раз это предстает особенным образом. В действительности же опосредствования Логоса еще не освобождены от прошлых мифологических самоопределений. В них наслаиваются мифологические формы мировосприятия (чувственное не так забывчиво как сознание) с формами искаженных общественных отношений, доходящих до реального извращения всего и вся, даже целого общества, каковым стал поздний Рим. На «заднем плане», а, точнее, под этими наслоениями, присутствовала «темная сторона» как метафизическая, представавшая в форме негативности отрицательность Основания. В эпоху христианства именно эта логическая потусторонность основания преобразится в потустороннее существо, станет темным царством подземного мира. В таких опосредствованиях деформация предстает как разорванное по основанию опосредствование всеобщего, не знающее свой поступательный путь. Для видимости порядка, к примеру, в искусстве, как реальной формы отражения и воплощения божественного, будет использована неупорядоченность. Этот момент фиксируется исследователем искусства ХVII столетия Ю. Балтрусатисом: «В романской скульптуре мы сталкиваемся с противоречием тех же взаимодополняющих друг друга законов: иллюзия, которая способствует стабильности полноты форм и притягательность композиции, которая смешивает и оживляет их. Таким образом, в пределах законченной композиции внутренне эволюционируют различные субъекты и, напротив, разные композиции, изменяющие форму одного и того же субъекта. Схваченный в сети упорядоченных фигур, образ животного или человека становится объектом постоянных превращений» [167, с. 29]. Поскольку богатство реальных форм не мыслит себя богатством, но «инстинктивно» и стихийно опирается на доступную мощь «земной жизни», а транскрипции идеальных форм достаточно уязвимы из-за их абстрактности, то и идеально-непосредственной формой конфликта дуализма выступает эстетика презрения и унижения. Призрачное соседствует с презренным и переносится в сферу этики. Тем не менее, сформированность, определенность – сформулированность логических форм является опосредующим моментом становления реальных форм после выхода всеобщего в форме общего (как общности, конкретной общественности) из первоначальной синкретичности материального и идеального. Существенность непосредственного уходит из сферы непосредственного и становится непосредственностью только возвращенной формой – формой, абстрактно рефлексирующей по поводу самое себя. Опосредствование и выступает логической и реальной саморефлексией непосредственного, которое никогда не знает, что оно рефлексирует (на то она и непосредственность). Но это – опосредствованная становлением непосредственность и поэтому она – культурна. Хотя, в силу сохраняющегося в общественной реальности дуализма сущности, «окультуренная непосредственность» может сохраниться лишь за областью самой рефлексии и не закрепляется за пространством чувственной достоверности. Поскольку производство человеческой сущности сохраняется здесь как паразитарное (и все же «производство, как и революции, кладет конец эпидемии видимостей» [168, с. 66]) – и не только по способу распределения, но и как осуществляющееся за счет войн, то в культурном отношении, сама война может сыграть, как это не покажется парадоксальным, своеобразно прогрессивную роль. Так, для Рима, прогрессивным и регрессивным отношением к культуре выступает тождественность его развития (за счет присвоения культурного афинского ареала) и деформации (в силу потребительского отношения к покоренным цивилизациям). С одной стороны, присвоение греческой культуры обусловливало вхождение в категориальное пространство идеального становления всеобщего. А такое присвоение осуществляется через порабощение греческих культурных центров. С другой стороны (и одновременно с явлениями вышеуказанного порядка), имеет место пиратское отношение к древним культурам покоренных стран. Ибо Восток соблазнял Рим лишь своими материальными богатствами. В то же время, его покорение предстает как явное безразличие по отношению к народам-соседям, находящимся на этапе варварства (что отражено в описании Тацитом германиков). Эклектичная синкретичность сочетания разных уровней и степеней единой, количественно «собранной воедино» истории, мешает сознанию двигаться последовательно по «логике вещей». Она вводит Логос в пространство суммарных интересов и тем самым теряет его. Так для древнегреческого круга в становлении всемирности «важно было дойти до предела в пространстве и во времени, т.о. дойти до края мира и мысленно вернуться к его началу» [169, с. 78]. Такое – мысленное – возвращение очень важно, ибо до края мира доходят столько раз, сколько открывается новых пространств. Но это не тот предел (край), который преодолевают. К примеру, после достижения его у первобытных людей, никаких мысленных возвращений к началам не происходило. Вместе с тем, самоотрицание «земной основы» как самоотрицание непосредственного, требует понимания в контексте образования логических понятий, лишенных чисто количественной объемности по признакам. Становление логической Формы ценой раздвоения гераклитовского Логоса на разум, слово, понятие, и на объективный Логос вечного рождения и возвращения в него нового через смерть, предполагает превращение самого себя (становления) в условие ставшести готовых форм. За таким раздвоением следуют деформации превращенности основания становления и отчуждения становящегося основания. Формы здесь светятся не физическим, а трансцендентальным светом, и страсть, которая снедает их, как и постигшее их становление, безмерно мучительна, вдохновенна и трагична. Собственно говоря, фанатизм чувств в истории никогда не имел своей предпосылкой земную любовь и посему его природа неведома тем, кто постиг чувственную любовь, но не возвысился при этом до исторического самоопределения. Преимущество и сила политических страстей по отношению к чувственной страсти и обусловливается неосуществленностью сущности человека в истории общественных отношений, от которых зависит трагедия чувственной страсти (см. очерк «Феноменология общественного времени)[47]. Но какая же мощь в искусственной логической форме, способной вывести человека из повседневной бытовой оболочки и приблизить его к богам (читай: к «великому», возвышенному), постигающему суть вещей? В логических формах, как ни кажется парадоксальным, всеобщность дана как непосредственность тогда, когда в живой непосредственности она отсутствует в значимости Логоса. Диахроника опосредствования культурного становления истории не сводится к схеме раздвоения единого на противоположные «части» и познание этих частей, хотя она абсолютно верна и другой логики не существует. Но она такова как логика взаимоопосредствования противоречия. В действительности противоречие опосредований и опосредствований становления конфликта внутренних и внешних форм отягощено и живет в переходных состояниях чувственных форм, облекающие существенные противоположности в бесконечное количество конкретных явлений. Так логическое становится мучительной опосредствующей формой, постигающей печаль познания и несоответствия сущего должному. В диахронике культуры следует, по-видимому, отличать последовательность временных форм, не касающихся тех форм культуры, которые не входят в осевое время. «Диалог культур» происходит при погибшем собеседнике. Он – общение с умершими, общение в сфере духа как общение с духами. Собственно говоря, ставшие логические формы предъявляют претензии прошлым, их породившим чувственным формам. Поэтому диахроника культуры обладает непосредственностью форм в пространстве, но не обладает и не владеет ими во времени. Отсюда вневременность логических форм. Но непосредственность такого рода эклектична. Следовательно, она обладает лишь эклектикой непосредственного. Отсюда бесстрастность теоретических форм, их иллюзорная бессубъектность, лишенность их субъективности. Потому что в полном смысле слова только чувства субъективны, объективируя реальность в ее подлинно логическом завершении.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |