КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В современном искусстве
ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ
В 80-тые годы прошлого столетия в Западной Европе – в первой, которую постигла опустошенность времени, стали модными выставки пустого пространства. Представители искусства (ибо художниками в таком случае сложно их называть) приобретали за некоторую сумму «кусок», «место» в экспозиционном зале, огораживали это «место», а «зрители» приходили на подобные «выставки» для созерцания этих самых «мест» в качестве «произведений искусства». Новый вариант «голого короля» никого не смущал. Как всегда, эти «новшества» современного искусства «одалживали» в обезумевшем пространстве конца столетия Восточной Европы. Самые «продвинутые» «знатоки» и «ценители» «современного искусства» позволяли себе (стоимость входных билетов была далеко не малой) это сомнительное «пиршество» созерцания, завершающееся, как и в случае выставок под названием «Безумные машины», выставленном в последнем зале унитазом. Казалось, посетители о чем-то – «недоступном большинству» – размышляли. О том ли? О том ли, что названное «концом истории» выпадение из истории должно спустить за собой воду? О том ли, что, превращенное в «наличное бытие» пустое пространство фиксирует конец исторического времени в его субстанциальном значении? Если кому-то пришло это в голову, то иронии или неприятия не наблюдалось. Это выставленное для созерцания опустошенным взглядом пустое пространство перекликалось с «пустым пространством» пустых мировых денег, из которых исчезло время труда и воцарилось время искусственного рассудка, считающего несуществующее и рассчитывающего в миражах современных расчетов. В выставках пустого пространства время чувств представало несуществующим временем, когда, вместо того, чтобы жизнь искусства стала искусством жизни, оно превратилось в обратное время утраты чувств себя в другом и другого в себе. И все же, это другая взаимоутрата, неизбежно обреченная на невозможность «когда-нибудь», чем и отличается от шекспировского варианта: То время года видишь ты во мне, Когда один-другой багряный лист От холода трепещет в вышине – На хорах, где умолк веселый свист. Во мне ты видишь тот вечерний час, Когда поблек на западе закат И купол неба, отнятый у нас, Подобно смерти – сумраком объят. Во мне ты видишь блеск того огня, Который гаснет в пепле прошлых дней, И то, что жизнью было для меня, Могилою становится моей. Ты видишь все. Но близостью конца Теснее наши связаны сердца!
(Шекспир. Сонет. Перевод С. Маршака)
При условии утраты существенных модусов общественного времени из пространства бытия, которое уже позабыло о развивающемся во времени пространстве, выведение пространства на первый план современного созерцания и восприятия вполне объяснимо. В этом духе «действует» современное искусство, которое никак не может найти причины подобного распинания себя в энтропии всех форм материального движения дообщественной формы движения ине способно постигнуть, что именно постигло общественную форму движения мира, что искусство как одна из форм общественного сознания воспроизводит неорганическую и органическую природу не только в виде изломанных, оторванных линий, искаженных кривых, извращенных форм, но и наслоения пространствдруг на друга, или же в виде их молчаливого структурирования, которое современный искусствовед пытается выстроить в семантику соотношений. В качестве логически изысканного и в определенном смысле тайно надеющегося придать этой структуре неструктурируемого логически стройное значение можно назвать энвероймант теоретика современного искусства Глеба Вышеславского к выставке «Метаморфозы пространства»[41], организованной Институтом проблем современного искусства Национальной академии искусств Украины в 2010 г. В сноске приведен полный текст критика именно потому, что в нем наглядно представлено объяснение феномена накладывания пространств друг на друга, выстраивание их друг за другом, виртуализация синтезирования несовместимых пространств, за которыми – не снятое, а замалчиваемое, призакрытое время. Иные вариации моделирования-манипулирования пространством в виртуальном времени описываются в монографии О. Чепелик. Среди них 9 Муз, порожденных управляющей временем Мнемозиной, богиней Памяти, претерпевают довольно существенные трансформации в виртуальных конструкциях современного искусства. Главная трансформация заключается в том, что они исчезают из будущего времени, когда «буде владарювати тільки одна муза «екранної культури»! Таким образом, первая производная подобной трансформации связана с тем, что «екран обрано як джерело (це може бути реальний екран, фасад будівлі, надувний об’єкт, екран комп’ютера, телевізора, тощо) – універсальний екран, як спосіб мислення та технології. Оскільки екран підмінив свою первісну функцію захисту, бар’єру, приховування, поглинання, демонструючи неймовірні можливості відзеркалення, візуальної ультраеманації, він став дійсно фетишем сучасної культури, котра в наш час визначається, як «екранна культура», що приходить на зміну «книжковій» гутенбергівській»[130, с. 21]. Другой пример подобной трансформации приводится в связи с тем, что «мистецька інтервенція досліджувала можливість створити комунікаційне поле завдяки реалізації Віртуальної Башти (Virtual Sea Tower), організуючи, таким чином, символічний діалог з іконами Ріо-де-Жанейро: фігурою Ісуса Екрану, а той у свою чергу, перетворюється на Сферу «Повітряну Кулю – Екран»«(…). Повітряна куля підіймала відеокамеру на необхідну висоту, демонструючи символічний зліт та відкритість, як ментальну, так і фізичну, даруючи можливість зазирнути за горизонт. Зображення, одержане за допомогою літаючої безпровідної Христа, Цукровою горою, тощо»; (...) «Інший, головним чином, містобудівний аспект визначається тим, що він досліджує нові території, де спостерігається баланс між реальним та віртуальним урбаністичним простором. І тут ми повертаємось знову до екрану, адже у сучасному світі можна цілком грунтовно говорити про феномен відеоамнезії (screenamnesia) і роль медіа в цьому процесі. Екран, який мав би бути засобом донесення меседжу, знов функціонує, як маніпулятивний бар’єр. Тому LAFA досліджує універсальний екран, оперуючи поняттями прозорості, пограниччя, комунікації, відкритості, закритості, часом з іронічним підтекстом, та включаючи, звичайно, соціальний аспект. Така орієнтація демонструє тенденцію продовження ідей Баухауза 20-х років» [130, c. 101–102]. (…) ««Міленіуманія» Ніни Фішер та Мароана ель Саї (Німеччина) – це контрольована комп’ютером інсталяція, де з 24 різних місць через Інтернет постійно надходило до інсталяції відео пішоходів з 24 часових поясів. Відео демонструвалося на 360о-ому екрані. Підрахована загальна швидкість пішоходів в одному місці визначала швидкість відповідного фільму у 260о-й екранній зоні. Кожен фільм показували зі своєю власною швидкістю. Зображення пішоходів, подані в режимі real-time з різних місць, змагалися всередині кола. Це була якась безкінечна гонка» [130, с. 107]. Приведенные выше технологические новшества современного искусства позволяют, как утверждает практик и теоретик современного искусства О. Чепелик, «заглянуть за горизонт». За какой? С одной стороны, исторические границы современного способа существования человека предельно обнажены, а с другой – их не видят «в упор». В этом смысле виртуализация отражения человека в подобном пространстве как своеобразное испытание самого себя, созерцающего в зависающем и в культурно «зависшем» экране себя, глазеющего в этот самый экран. В определенном смысле подобная симуляция пространства отличается от описываемого Г. Вышеславским. Тем не менее, подмена сворачивания видов искусства в художественную непосредственность человека виртуальной видимостью отстраненной от него «всесторонности» не решает проблемы реального снятия генезиса видов искусства в эстетическом становлении и развитии современного человека. Как представляется искусствоведам, мутанты трансвиртуальных манипуляций с пространством/временем в современном искусстве предназначены для того, чтобы человек преодолел отстраненность саморефлексиии в искусстве из-за недоступности ему классического искусства. С одной стороны, пространство/время отождествляются с непосредственностью пространства/времени восприятия, что обусловливает сочетание слабости с подчинением свободы несвободе – с ничтожным. Таким образом, в аспекте соотношения возвышенного и ординарного названные выше понятия предстают равными противоположностями – высокое и ничтожное, сила и бессилие, могущественное и низкое – оппозиции, в конкретных условиях и в соответствии с их бесчисленными нюансами принимающие многие другие названия. Подобная деградирующая трансформация едва ли не самая ужасающая в эстетическом самочувствии и ложном самоутверждении человека в мире. Прежде всего, она связана с проблемами сущностного самосознания и обусловливающего его в определенной степени художественного образования. В художественном пространстве становления человека происходят едва ли не наиболее глубокие драмы, ведь именно это пространство характеризует завершенную достоверность личности и именно в этом пространстве подобная достоверность предстает неосуществимостью. Академический философ попытался бы доказать, что без соответствующего мышления в принципе невозможна эстетически-художественная развитость человека и в определяющей мере был бы прав. Однако степень достоверности такого аргумента остается условной, что подтверждается не только тем, что теоретическая «продвинутость» не обязательно сопровождается художественно-эстетической достоверностью, хотя обеспечивается художественной теоретизацией эстетического. Последствия общественного разделения труда, которое было историческим и предметно-практическим основанием становления форм общественного сознания (философии и искусства в том числе) в виде расщепления теоретической и чувственной природы человека на дуализм сущности, сохраняются и доныне, углубляя противоречия художественного и мислительного пространства человека – факта «неразумной чувственности» и «бесчувственной разумности». Ошибка или ограниченность современной философии и искусства в их теоретических обоснованиях природы человека заключается в том, что они продолжают абсолютизировать логические основания в стремлении устранения такого дуализма. Однако «понятийная отправная точка» практического решении этой проблемы не может быть эффективной. Когда просветительской функциональности логических оснований приписывается недоступная им практическая эффективность, проблема не только не разрешается, но и усугубляется. Первым, независимым от самого человека, разломом, который осуществляет отчужденная история, является искусственное торможение, чаще всего – прекращение «синкретического развития» – вступление культуры в пространство человека в виде «начального образования» происходит через и в условиях введения естественных художественных потребностей его образного перевоплощения в мозаичное пространство абстрактных фрагментов. Этот «теоретический период» необходим, но способы и формы его воплощения не только не развивают целостность личности, но и разрывают ее – уроки рисования уже не компенсируют потери прежнего непосредственного интереса к отражению и творческому воспроизведению реальности в художественных образах; уроки пения уже не компенсируют утраченной потребности и способности воспроизводить время жизни в гармонии звуков, уроки литературы не компенсируют утраченного творчества слов с их личностной идиоматической семантикой пережитого, уроки математики не компенсируют потери первых начал абстрактного мышления, уроки географии совсем не заменяют прежнюю свежесть познания пространства обитания, уроки физики предоставляют абсурдность значению бывшим понятием «работа», «энергия» и т.п. Процесс образования разламывает меру человека, подменяя ее совокупностью фрагментарных знаний, которые «никогда не пригодятся» в таком калейдоскопном ансамбле. Если «гений – это нормальный человек» (С. Моэм), то образование выступает нарушением такой нормальности, выпуская в лучшем случае ремесленников и только по законам «счастливой случайности» – великих художников и мыслителей, остающиеся, все же, «профессионалами» в отдельной области познания или творчества. Современное искусство как арт-факт «самодостаточности процесса» пытается компенсировать отдаленную от человека и недоступную ему творческую самодеятельность в субъективном перевоплощении мира. Если жизнь отдельного человека должна стать «автобиографией одной идеи» (К. Нойка) или автобиографией творчества, то представляется общественным богатством автобиографическая история чувств замечательных людей, которые должны бы написать историю рождения творчества. Но не менее (а возможно и более) поучительной была бы автобиография каждого человека (хотя бы для самого себя) с попыткой осмысления объективных и субъективных обстоятельств, из-за которых каждый был убит как творческий субъект. В таком случае появилась бы возможность взглянуть в зазеркалье бесконечной череды своих прошлых сущностных смертей, осмотреть путь несбывшихся шагов. Для чего? Ведь не в том заключается смысл жизни, чтобы стать профессиональным философом (тем более, что философия не является профессией – она образ жизни), профессиональным художником, актером, музыкантом и тому подобное. Эти «профессиональные» признаки являются компенсаторной функциональностью человека в системе опредмеченных форм культуры, закрепляющиеся в прагматических составляющих материальной культуры (квинтэссенцией которых являются производительные силы) и культуры «духовной» (закрепленной в «продуктах» форм общественного сознания и вписывающейся в систему идеологических «ценностей»). Определение содержательных разломов социального и феноменологического в современном художественном образовании заранее требует выхода из ограниченного логического и «методического» основания, когда художественное образование привязывается к дисциплинарному подходу. Обычно такой подход сводится к изучению дисциплины «Культурология» (в которой культура неправомерно отождествляется с искусством, а значит – с изучением эрзацев художественного творчества), либо дисциплины «Эстетика» (которая до сих пор не изучается как теоретическая дисциплина, а как история искусства, и не сопровождается теорией, а эрзацами искусствоведения), или дисциплины «История искусств» (в тех учебных заведениях, где она изучается), которая вынуждена называть себя дисциплиной по истории художественного творчества. Можно ли абстрагироваться от этого специализированного подхода к формированию художественной культуры личности, если он не только закрепляется «болонскими путешествиями» нашего образования, но и оказывается совершенно безуспешным в своих задачах? Плюсом этой неутешительной ситуации является то, что она срывает «занавес», который скрывал неэффективность «культурологических» намерений художественного образования, недееспособность его «методик», утопичность результатов и симулякры новейших «учебных технологий». Ведь художественное образование не является образованием в привычном понимании этого слова. Будучи атрибутивным свойством человека, художественная культура является мерой чувственной непосредственности, охватывающей процесс перехода абстрактности видов искусства в непосредственность пространства и времени человеческих чувств, свертывание видов искусства в художественной деятельности каждого человека. Именно ситуация необходимости этого перехода разными аспектами эпатажно отражается в современном искусстве. Художественное же образование как развитие художественной культуры измеряется тем, насколько овладение литературой воспроизводится литературным талантом отражения и «высказывания» действительности, насколько освоение поэзии становится поэтической самореализацией, насколько овладение живописью сопровождается становлением и развитием художественных способностей, насколько освоение музыки продуцирует «музыканта» и т.д. Иными словами, развитие художественной культуры должно устранить ситуацию, когда в каждом человеке «умер» (точнее – не родился) Сковорода, Пушкин или Моцарт. Художественный синкретизм – поэтический, музыкальный, изобразительный, мыслительный присущ каждому, но, как ни парадоксально выглядит, именно со вступлением индивида в систему образования он не развивается, а деградирует, расщепляется и развивается «профессионально» в отдельных личностях. Каковы причины этого процесса? И почему выведенный Гегелем [131] генезис становления видов искусства как своеобразных форм отражения пространства/времени сопровождается подобной редукцией сущностных способностей человека в реальном историческом процессе и в системе общественных отношений? В процессе историко-философского понятийного самоопределения основание как абсолютная субстанциальная форма раскрывается взаимопревращенностью форм материального движения, но так, что последние становятся развернутой логикой предметности исторической практики, ее генезисом, отраженном в практике формирования философских понятий и форм отражения чувств в виде художественного опредмечивания их пространства и времени. «Вовлечение» форм материального движения в предмет общественной практики вызывает качественное изменение не только орудий труда и способов производства, но и форм воплощения и перевоплощения таковых в поэтический мир «орудийности» формы искусства, причем не только как «экстракта» красоты, но и как высвобождение чувства красоты от несвободы уродливого существования. На этом общественном основании формы материального движения конкретизируются в способах производства, представляющих в своем развитии конкретно-особенные ступени становления всемирной истории, утилитарной квинтэссенцией которых выступает уровень развития производительных сил. Но последние могут постигаться в основании развития исключительно при условии их перевоплощения в условие и способ перевоплощения творческого воображения саморазвивающегося индивида. Утилитарный подход к логике истории через ограничение производственного значения производительных сил является одной из определеяющих причин плоской меркантилизации развития, которое обладает предпосылками в политической экономии, но не обладает достаточным основанием эстетического саморазвития человека. Именно поэтому «древние греки были нормальными детьми человечества» (К. Маркс). И именно потому, что это было лишь детство человечества, античный синкретизм искусства и философии был обречен на то, чтобы пережить трагедию Сократа как поражения реального воплощения мудрости красоты и истинности добра в сущностной мере блага. «Производство» идеального (в его логической, эстетической и этической составляющих) начинается с опосредствованного всеми формами материального движения противоречия мышления и бытия, выраженного в противоречии содержания логического и чувственного. Причем все эти формы движения в обратном порядке воспроизводят себя в логике и способе их опредемечивания искусством (в логике их воспроизводства в видах искусства, осуществляющей себя через художественное распредмечивание-опредемечивание пространства и времени эстетики общественного развития). В этой триединой идеальной форме всеобщее «удерживается» категориальными самоопределениями особенных форм становления, хотя осознание атрибутивности форм движения (как необходимых исторических ступеней самосознания, самопознания, волеизъявления и эстетического воплощения всеобщего) превращается в достояние философского разума и разума искусства в конце исторического становления философии. Тем не менее, в изначальной синкретичности понятия и основания генетически заложена логика будущих исторических форм, которые будут приниматься основанием, и данная синкретичность является не только зарисовкой и единственной миниатюрой эстетической определенности основания. Доразвитие синкретизма понятия и основания до чувственно завершенной тотальности остается современной формой «основного вопроса философии», непонимание которой служит причиной ее консервации в пределах логических противоречий. В подлинном логическом завершении определение противоречия сущности человека и способа его общественно-исторического и личностного существования требуют выявления как конкретно-исторического противоречия разума и чувства истории, или исторического содержания своего мышления и чувств. Только «исторического» не в смысле «эволюционного», а в смысле достоверной сущности. В кратком предисловии к лекциям по эстетике Гегель подчеркивает, что эстетическое тождественно не художественному, а чувственному. Следовательно, эстетическое не сводится к функции опосредствования форм общественного сознания и поэтому не является только категорией искусства. Напротив, диалектическое определение сущности материальности бытия с необходимостью выводит историко-философское сознание античного человека на эстетическое основание сущности человека. Таким образом, совпадение «начала» и «конца» становления классической истории имманентно совпадению «начала» и «конца» видового становления искусства и категориальному становлению прекрасного, а также совпадению «начала» и «конца» категориального оформления безобразного. В античном «начале» этого триединого становления прекрасное и безобразное завершаются тождеством противоположностей эстетического идеала красоты и его отрицания в эстетике киников. В «конце» этого становления прекрасное и безобразное предстают поляризацией объективно-идеалистического Идеала красоты в Идее всеобщности и завершенным распадом прекрасного в деформированной завершенности безобразного. Этим инверсированным становлением обусловлена объективная логика становления безобразного, отраженная в структурной логике «Эстетики безобразного» Розенкранца [132; 133]: Первая ступень безобразного. Отсутствие формы (в виде: аморфности, асимметрии и дисгармонии) представлено как ступень абстрактного становления той или иной меры, где существенность формы может нарушаться в количественно-качественных параметрах такого становления. В полном значении своих смысловых характеристик, и прекрасное и безобразное являются существенными модусами меры становящейся как ее имманентная саморефлексия и непосредственность. Нарушение равновесия идеальной значимости меры и ее реального проявления может считаться ее существенной асимметрией, приводящей к дисгармонии и впадению в безобразное. Вторая ступень безобразного связывается Розенкранцем с «неправильным», рассматриваемым в аспекте субъективно-логических и эстетических оснований художественных форм и методов воплощения содержания искусства в его видах. Эта ступень связывается с процессом и степенью опосредствования субъектом искусства сущности вещей и ее чувственных данностей. Сочетание объективного и субъективного, случайности и свободы, необходимости, детерминизма и волюнтаризма в личностной воплощенности истории в искусстве и искусства в художественном творчестве, со всеми нюансами дополнения реальности «на сцене» жизни в искусстве, демонстрирует желания человека, которые остаются неизбывными в этой же реальности. В этом смысле, подлинная жизнь происходит не в самой жизни, а в пространстве игры «в жизнь». Третья ступень безобразного – «Деформация» – имеет более «громоздкую», разветвленную структуру, поскольку, чем «совершеннее» становится безобразное, тем полнее оно становится не только по форме и содержанию, но и по объему. Деформация включает в себя ординарное (состоящее из низменности, слабости; низости. Низость, в свою очередь, заключается в посредственности, случайности, черствости (жестокости); отвратительное (включающее в себя грубое, пустое и мертвое) и омерзительное (состоящее из абсурдного, отталкивающего и зла. Зло, в свою очередь, характеризуется беззаконием, мистическим и сатанинским). Момент мистификации содержания завершенной деформации обусловливается не только объективным идеализмом автора, но и эстетикой абсурда обозначенного предела истории, который исчерпал себя, но продолжает быть, не преодолен. Розенкранц завершает деформацию карикатурой, не способной расправиться с основаниями безобразного и предназначенной только посмеяться над ним. Завершенный дуализм мышления и чувственного, логического и эстетического в коллизиях немецкой классической философии и эстетике обнажил предел, который требовал преодоления как процесса снятия этого и именно этого дуализма. Дальнейшее развитие искусства и философии (как и остальных форм общественного сознания) могло быть возможным исключительно в направлении разрешения отчужденного противоречия двух основных сущностных способностей человека. Иными словами, образовавшиеся после классической философии два самостоятельных направления философии выступали и двумя противоположными предпосылками дальнейшего развития эстетического. Одно из этих направлений – диалектико-материалистическое, предполагавшее снятие этого противоречия через смену отчужденного основания истории. Другое – неклассическая философия – предполагала снятие классической «бесчувственной рациональности» в субъективности «философии жизни» как новой непосредственности искусства. Логические предпосылки современного искусства связаны именно с неклассической философией, с ее пониманием непосредственного, когда, в противовес гегелевскому «все разумное – действительно, все действительное – неразумно» противопоставляется шопенгауэровское «все неразумное действительно, все действительное неразумно». Освобождение эстетического из плена чистого разума перемещает его в пространство иррационального, что является зряшным отрицанием необходимости опосредования непосредственного идеальным содержанием культуры как явления универсальности человеческой сущности. Таким образом, «неклассическая история» и неклассическая философия представляют собой своеобразно превращенную форму класического дуализма в виде зряшного отрицания «философии чистого разума» и волюнтаристсткого, иногда – драматичной (С. Кьеркегор, А. Камю), иногда агресивной (Ф. Ницше, М. Хайдеггер) «философии чувств». В этом бессильном противостоянии чувственного рациональному основание предстает негативной трансценденцией, поскольку порожденный уже неклассическим дуализмом рационального и чувственного анархистский субъективизм не только стремился подменить собою это основание, но и был вынужден объявить законы мира абсурдными. В методологическом отношении «логическим завершением» данного алогизма стала негативная диалектика Т. Адорно с ее инверсированной адекватностью субъективированной онтологии, ведь онтологические измерения неклассической истории (через их волюнтаристские отклонения от объективныхдетерминант) отражали трансформацию основания из «единства тождества и различия» (Гегель) в разрозненность тождества и различий (Адорно). В категориальном отношении это сопровождалось распадом гегелевской системы диалектики, который в случае «модерна» отмечал себя распадом «категориальных пар» и признанием достоверности (причем субъективной) только категорий производных (явления, формы, следствия и т. п.). «Постклассическая история», как и все «постклассические» вариации философии, искусства и теории эстетики является ничем иным, как неклассической иррациональностю в виде искусственного пространства исчерпанного содержания классики, которое «сходит с ума» симулякрами в непреодоленном пределе истории. По сути, «постклассическая» история является неестественным заменителем «действительной» истории как такая, что разрешает дуализм сущности и существования по основанию. При условии неразрешенности фундаментального противоречия основания «постклассическая история» предстает приращением неклассического иррационализма, который обусловливается исчерпанностью онтологических, логико-гносеологических, этико-эстетических и научно-технических аспектов классического времени при сохранении субъективистских предпосылок и производных этого исчерпания. Феномен единства объективной и субъективной исчерпанности предшествующего развития в явлении аморфности нового основания превращает «постклассическую» историю на феноменологическую болезнь (не говоря о тотальном кризисе всех форм существования общества). В этом пространстве основание полностью лишено закономерности и категориальности, подмениваясь постмодернистской «игрой в бисер» в виде «деконструктивных конструкций», игрой «моделирования субъективистских оснований». Поэтому постклассическая история отождествляется с «постмодернизмом» – таким историко-феноменологическим распадом, который отрицает категориальность мышления вообще, то есть, утверждает фрагментаризацию и делогизацию мышления как формы его видимой свободы. Поскольку в историческом аспекте такой разрыв несовместим не только с возможностями развития, но и с феноменологической нормальностью человека, закономерным является «логический аккорд» признанного авторитета теории «постмодерна» П. Козловски о том, что «эпоха постмодерна представляет собой время, которое остается человечеству для того, чтобы достойно умереть» [134, с. 34]. В категориальном отношении – это пространство, в котором уже каждая из бывших возможных категорий расщепляется, разрушается, логически аннигилируется. Таким образом, феноменологические разломы и онтологическая деструкция в современном искусстве отражают регрессию исчерпанного предела отчужденного соотношения мышления и чувственного, логического и эстетического. И только это различие («неклассического» и «постклассического») распада объективного содержания категорий является главным и подлинным критерием различия этих вполне условных «подпериодов» философии и искусства. Это ситуация феноменологического разлома субъективности, которая не находит себя положительно в постмодернистском «хаосмосе», разрываясь в симуляционных временах. Человек живет во всех измерениях и в то же время не живет ни в одном из них. Это одновременно гипертрофированная и мозаичная субъективация разорванного основания и объективация разорванной субъективности делают невозможной подлинную свободу чувств, прикрывая такую невозможность псевдосвободой псевдохудожественных «импровизаций». Вся агрессивнность современного искусства рождается как раз из несвободы чувств, а несвободные чувства чувствами не бывают. Поэтому не стоит отождествлять «онтологическую» актуализацию экзистенциализма с его современными эстетическими транскрипциями. Последние представляют собой эманацию «постмодернистких» состояний сознания в его чувственных регрессиях. В контексте регрессии истории феноменологические разломы современного искусства как основание его регрессии от аморфности к деформации обусловливаются одновременным напластованием разрушения генезиса индивидуального сознания, начиная с чувственного восприятия феноменов и заканчивая ложными и схематичными императивами рассудка. Возникает новая регрессия в уже пресытившуюся однообразной повторяемостью рефлексов «природную чувственность» и в логическую фрагментаризацию мышления. Оба эти феномена и откладываются в двух основных направлениях современного искусства – в «натуралистическом» и «абстрактном» искусстве («Мои картины выглядят будто видения наркоманов, они похожи на галлюцинации, но мне для этого не надо принимать никакой отравы», Аманда Ли). Применение новых технологий в новых инсталляциях сути дела не меняют. Безумие распада чувственного в физиологическом («Безмолвная серия действий или чувственная интериоризация: «голос» тела» и рассудочного (в том числе, как «чрезмерное сближение смысла с выражением, в основном языковом» (М. Кулэ) описали Гваттари и Делёз в своей непростой, но педантичной (если учесть сложность описания этих бесконечных деталей) книге «Капитализм и шизофрения». Представленный «постструктурализм» чувственного деструктивизма (что только не сочетается в «распаде после распада», так красиво названном Деррида «деконструкцией»!), обращенность форм движения вспять обусловливают и обращение вспять рефлексии эстетического, как будто освобожденное от отредуцированного общественного пространства, но, на самом деле, увлекающего его за собой в неживую материю. Это уродливое «поэтическое» обозначение «небытия» и поддающееся ему стремление к изображению осознанной, а не нечаянной деструктивной деконструкции истории порождает образы жизни в смерти и психопатологический интерес к подобной «образности». Феномен «смерти искусства» рассматривается искусствоведением в двух в равной мере ограниченных ракурсах. Первый отображает негативные процессы в логике развития искусства и, соответственно, связывается с кризисными особенностями его постмодернистского периода. Другой представляет собой не столько упрощение, сколько полное непонимание положительной траектории «смерти искусства» в контексте логики сущностного развития человека в реальной истории. Не только искусствоведение, но и элитарное мышление в целом шокирует предположение, что «искусство может умереть», поскольку положительность прогрессии искусства в непосредственное, художественно-эстетическое богатство реального человека «понимается» буквально и именно так, что человечество перестанет творить художественные образы в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке, театре, кино, их бесконечные взаимопревращения. В вульгарной трактовке логики развития человека как единой меры мышления, воли и чувственности искусствоведение демонстрирует не только неправомерное самоограничение собственными «специализированными» предпосылками и, соответственно, «консервирование» в обособленном статусе, но и непонимание того, что проблемы художественно-эстетического развития человека не осуществимы с позиций искусства как такового. Как форма общественного сознания искусство только «исполняет роль» художественного отражения общественного пространства и времени в его образно-чувственном измерении, а также теоретической рефлексии собственных методологических предпосылок и технических приемов. Только относительно можно утешиться искусством, но совершенно невозможно утешиться философией. Но в современном «прощании с философией» (Ю. Хабермас) присутствует не только расставание философии с собой, но и расставание с собой искусства. Таким образом, как негативный, так и положительный ракурсы феномена «смерти искусства» связаны не с основанием искусства как такого, ибо, как и другие формы общественного сознания, не обладая собственным основанием, искусство обладает лишь относительно самостоятельными предпосылками. Поэтому феномен его «смерти» только опосредовано связан с его же предпосылками, непосредственно обусловливаясь основанием его (и остальных форм общественного сознания) исторического возникновения именно как формы общественного сознания. В историческом развитии таким основанием выступило общественное разделение труда. При этом абстрактно-теоретическое становление универсального способа мышления в философии является абсолютной предпосылкой формирования тотальности человеческой чувственности. В становлении все формы общественного сознания предстали необходимым опосредующим моментом диалектики чувственно-предметного самосознания и теоретического самосознания человечества, представленные в диалектики искусства и философии, которые взаимоопосредуются моралью как теоретической формы свободы (блага, добра). В этой ситуации сложилось впечатление, что движение познания, теоретическое и художественное опредемечивание императивов истини, добра и красоты закреплялось за формами общественного сознания, а ложь, безобразное и зло укоренялись в бытии не окультуреного (безкультурного) социума. Но это впечатление довольно поверхностно. Во-первых, к порожденному способом его исторического существования и производственными функциями «некультурному социуму» претензий не может быть – он бескультурен не по собственной воле. Проблема заключается в том, что в системе отчуждения основания истории становление категориального содержания истины, добра и красоты происходит одновременно со становлением некатегориальности, но устойчивой реальности осознанного содержания неистинности (успешность технологий манипуляция общественным сознанием подтверждают преднамеренность ложных форм знания, их осознанного симулирования), безобразного и зла. «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, «Цветы зла» Шарля Бодлера и «Эстетика безобразного» Карла Розенкранца в этом смысле образовывают новое сочетание и представляют собой отдельные ступени и констатирование бесконечных трансфузий и перекрещиваний красоты и уродства, истины и не столько заблуждения, сколько лжи, добра и зла, мимикрии и сокрытия несубстанциальности этих производных форм. Таким образом, разворачивание неразвитого идеала в принципе его самосознания как всеобщего («общезначимого», Аристотель) идеала истории состоялся как процесс его окончательного отрыва содержания чувственной культуры индивида. Поэтому с первым историческим фактом «смерти искусства» (хотя тогда такое словосочетание не применялось), мы сталкиваемся у Гегеля, когда завершение генезиса видов искусства «преодолевает» «несущественность чувственного» (Гегель). Спор Гегеля и Гёте в вопросе о природе эстетического констатировал уже факт замкнутости немецкой классической философии искусства и необходимость утверждения теории эстетического как отражающего и реального процесса жизни. Если гегелевская философия искусства отражает завершенность становления, то гётевская теория эстетического утверждает опережение реального преодоления классического предела экстракции эстетического в абстрактные формы идеала красоты.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |