КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технологические измерения общественного времени
Кончилось время человека, настало время систем; сотворение уступило место воспроизводству. Время, когда существует только настоящее – вчерашнее, сегодняшнее, завтрашнее, время бессонницы, стирающей привычную триаду: прошлое-настоящее-будущее. Возникают и множатся промежуточные пространства, не привязанные к конкретному месту; образы дробятся, раскалываются на куски, подобно болидам Маринетти «Крик горгульи». ДОМИНИК ДЕ ВИЛЬПЕН
Ранее отмечалось, что общественное время становится фактом общественного сознания тогда, когда сама история обнаруживает свою всеобщность за пределами существования соседствующих государств, что произошло в период Средневековья. Но факт такой первоначальной универсализации истории не отрицает осознания времени, если не как ставшей формы существования общества и человека, то как регулятор организации их жизнедеятельности. Таким же ругулятором выступает технологический ритм предметно-практической деятельности общества, первым основанием которого есть материально-производственная практика. Код материального производства свернут в орудии труда как первого тождества абстрактного и конкретного: абстрактного в том смысле, что опредметивший в новую связь предметов природы свою осознанную цель, первобытный человек впервые произвел «ноосферу» в предмете, предназначенном не для непосредственого потребления; конкретного, потому что коллективный опыт впервые стал единством многообразного, слившегося в этом тождестве с абстрактным в значении первого же акта производства идеального. В момент производства орудия труда и рождается общественное время с его атрибутами – сознанием (конкретностью идеального), преобразующей и приспосабливающей своим целям природу детельностью-трудом, а также основание создания независимости от природы в становлении пропорций соотношения необходимого и свободного времени. Эти пропорции будут иметь свою логику становления на этапе первобытного производства (от присваивающего хозяйства дикости, через добывающее хозяйство варварства и производящее хозяйство цивилизации тенденция увеличения свободного времени будет наблюдаться в соответствии с ростом производительности труда и освоения природы[26]). Главной же «орудийностью» этого периода выступает коллективность, которая в том же процессе становления пропорций соотношения необходимого и свободного труда создает в себе условия для социальной дифференциации в виде первых форм семьи. Эта же логика воспроизводится иным способом в пространстве классового общества, когда необходимое и свободное время будут разделены по принципу обязанностей одних и собственности других. Политико-экономические интересы будут прикрывать собой фундаментальные различия воспроизводства и производства сущностных сил человека в пространстве рабочего и свободного времени, которые, по мере углубления специализации труда, будут отчуждаться от себя в выражении эмпирической единичности и абстрактной всеобщности. Из такого дуализма родится иллюзия, что всеобщее воспроизводится «духовною», а единичное – материальною сферою общественного производства. Присваивая «излишек» материальных благ, господствующий класс будет присваивать и общественное время не только в качестве свободного времени, но и в его персонифицированном выражении производительной силы[27]. Вместе с тем, опредмеченное в орудиях труда общественное время отражается и опредмечивается идеально в таких «орудиях труда» как общие понятия, категории, законы мышления. Степень отражения в последних фундаментальных закономерностях мира будет непосредственно зависеть от уровня развития орудий труда, которые, в свою очередь, обусловливают степень развития всех компонентов производительных сил и сопутствующих им производственных отношений. Но более простые формы определенного явления могут пониматься только через расшифровку более развитых форм. Предельно развитой формой предысторического становления общественного времени выступает промышленное производство, а оно тождественно времени классического капитализма. Следовательно, постижение технологических оснований и трансформаций общественного времени необходимо исследовать в контексте машинных технологий. В осмыслении эффекта тождества материальных и идеальных орудий труда непреходящее значение имеют идеи Гегеля, поскольку, невзирая на объективно-идеалистические основание его системы диалектики, и даже благодаря такому основанию, эта связь была установлена на уровне всеобщего. Исследуя ранние политико-экономические идеи Гегеля, венгерский философ ХХ ст. Д. Лукач [113] отмечал: «Его (человека. – Д.Л.) труд сам становится всецело механическим или принадлежит теперь к простой определенности. Чем, однако, абстрактнее он делается, тем более сам человек превращается в абстрактную деятельность и благодаря этому оказывается в состоянии извлечь себя из труда и подставить на место своей деятельности деятельность внешней природы. Он нуждается лишь в простых движениях, а такие движения он находит и во внешней природе; чистое движение есть как раз отношение абстрактных форм пространства и времени, – внешняя абстрактная деятельность, машина» [114, с. 215]. Далее Лукач отмечает, что Гегель не только как экономист является учеником Адама Смита и его учителя Фергюссона, но также и как представитель гуманистической критики общества. Это значит, что он, с одной стороны, объективно изображает развитие труда, старается с возможной глубиной обосновать его субъективную и объективную диалектику и видит в этом движении не только абстрактную необходимость, но и необходимую форму человеческого прогресса. С другой стороны, он не закрывает глаза на те разрушительные для самого труда и для всей человеческой жизни последствия, которые с необходимостью вызываются капиталистическим разделением труда и развитием машинной индустрии. Гегель не изображает, подобно экономистам-романтикам, эти черты капиталистического разделения труда, как «дурные стороны» капитализма, которые можно было бы исправить или устранить, чтобы получить «беспорочный» капитализм; напротив, он вполне ясно видит необходимую диалектическую связь вредных сторон капиталистического разделения труда с его [114, с. 157] экономической и общественной прогрессивностью. «В машине человек сам избавляется от этой своей формальной деятельности и заставляет машину полностью работать на него. Но тот обман, который он проделал с природой, продолжая при этом оставаться внутри ее единичности, оборачивается местью против него самого: чем больше он выигрывает у природы, чем больше он ее порабощает, тем приниженнее становится он сам. Заставляя природу работать на себя, в виде всякого рода машин, он отнюдь не устраняет необходимости трудиться самому, но лишь отрывает свой труд от природы, отдаляется от нее и относится к ней уже не как живой к живому, – исчезает лишь эта отрицательная жизненность, и труд, который остается ему в удел, сам становится машинообразным. Труд уменьшается лишь для целого, но не для отдельного, – для последнего он увеличивается, ибо чем более машинообразным становится этот труд, тем меньшую цену он имеет, и тем больше отдельный человек вынужден работать подобным способом...» [114]. Коллизии опосредствований технологических оснований производства и общественного времени рассмотрим в соответствии с исследованиями немецкого ученого Ф. Юнгера (1898–1977) «Совершенство техники» и «Машина и собственность». Первая книга написана в 1939 г., издана в 1946. Социальная, культурная, психологическая, политическая проблематика, которая выводится автором из логики технико-технологического развития материального производства, обусловила сложности, сопровождавшие возможность издания и переиздания этого произведения в течение длительного периода – книга была переведена на английский в 1949 г. Г. Регнери, а на русском языке (в переводе И.П. Стребловой) издана в 2002 г. издательством «Владимир Даль» (Санкт-Петербург). Вместе с тем, говорить о широкой доступности этого труда отечественной научной общественности не приходится. Парадоксальная, но, к сожалению, типичная ситуация, которая складывается вокруг фундаментальных работ – их замечают слишком поздно и тем самым запаздывает, а, возможно, и деградирует историческое развитие. Тем более, что заметить не значит осмыслить. А «Совершенство техники» Ф. Юнгера требовала своевременного осмысления не только относительно ее содержательных аспектов, но и методологической разработки для решения многих проблем технического и исторического развития, которые возникали и обострялись во второй половине ХХ в. Даже в случаях, когда автору не хотелось делать выводы, к которым приводило его «движение по логике предмета» технической и технологической сфер исторического процесса, противоречия, расскрывающиеся логикой его исследования, подсказывали собственное основание. В работе рассматривается широкий спектр феномена техники в новых аспектах, которые были порождены эпохой модерна и постмодерна, а также в контексте политико-экономических принципов, которые придали им нетрадиционное звучание. Среди них: технические утопии; мрак утопических прогнозов техники; технический прогресс как такой, который не создает богатство; техническая организация, которая решает только технические проблемы; феномен «голода машины»; рационализация рабочих методов, ведущих к совершенствованию технического рабочего процесса; прогрессивно-регрессивные признаки истинной экономичности; увеличение автоматизма как стремление техники до совершенства; дуализм мышления и существования в техническом развитии; влияние ньотоновско-галилеевской механики на понятие времени; естественные науки и механическое понимание времени; механическое время как мертвое время; принципиальное значение колеса для техники; фикция Лапласа; учение о несвободе воли; последствия механизации для расщепления человеческой деятельности; возникновения рабочего вопроса; насильственный характер машины; обособление природной и интенциональной техники; спор механистов и виталистов; границы технической целесообразности; техника и принципы механической организации; понятие научной точности; влияние технической организации на образовательную сферу и систему знания; механическая переформатизация государства; техника и питание; задачи, которые ставит перед собой рассудок в научной деятельности; понятие научной истины; земля как мертвый слой; понятие технического совершенства; техника и массы; аппаратура и идеология; идеология и развлечения; рационализм и иррационализм; ресурсы, которые есть в распоряжении человека; взаимообусловленность техники и спорта; разрушение праздника; наркотическое воздействие автоматизма; защита и потребность в защите; философские системы; философия свободы. Мы не проводим системный анализ новых ракурсов обозначенных Ф. Юнгером проблем, многие из которых по названию выглядят повторениями проблематики, которая в философской и научной литературе была обозначена его предшественниками. Наша задача – ознакомление читателя с узловыми социокультурными и социопсихологическими аспектами развития техники в контексте промышленного генезиса общественного времени, которые связываются Ф. Юнгером с технологическими трансформациями сферы производства в современную эпоху. «Утопическая часть утопии» технического прогресса связывается автором с «сочетанием несочетаемого, несоблюдением границ, в неоправданных выводах, которые выводятся из противоречивых предпосылок» [115, с. 15]. Противоречивость предпосылок исторического развития в социальном аспекте сформулирована в заключении классической политической экономии о том, что труд является источником богатства, но стать богатым за счет труда сложно (хотя, как утверждает Ф. Юнгер, такая возможность не исключается). Но характер технологического развития современного производства, при котором последнее рассматривается в чисто утилитарном смысле, отрывается от сущностных сил человека как фундаментального богатства, которое должно в этом же процессе формироваться. Таким характером порождены две крайности, сходящиеся в прагматизированной, подчиненной цели образования прибавочной стоимости в сфере производства. Такими крайностями являются технократизм и сопровождающая его технократия. Если феномен технократизма характеризуется господством цели над средствами, сущностным обезличением производства как необходимого производства культурного человека, то, согласно Ф. Юнгеру, технократия – это «такое господство техников, когда они берут в свои руки управление государством. Но техник не является государственным деятелем и никогда не проявлял способностей к решению политических задач. Область его знаний включает в себя протекание механических функциональных процессов; неотъемлемым качеством этого знания является обезличенность и «строгая объективность» выводов. Только одного качества обезличенности достаточно для того, чтобы усомниться в способности техника успешно справиться с задачами государственного управления» [115, с. 45–46]. Смесь позитивистской «методологии», которой свойственно подменять законы общественного развития законами развития природы («Техник неизбежно отстаивает естественное право и выступает противником исторической школы, поскольку техническое мышление может произойти только с естественнонаучными представлениями. Техник пытается подчинить логику естественного права технической логике, для чего он подменяет правовую норму технической нормой» [115, с. 137]) и на которую, сознательно или бессознательно, опирается современный «менеджмент», вместе с проникновением в его сферу подавляющего большинства представителей технических специальностей[28], очерчивает проблему распространения влияния технократических представлений о картине мира на законодательную и государственную политику в целом. В таком случае, доказывает автор, не техника служит экономическим законам, наоборот, экономика все больше оказывается во власти нарастающей технизации. «Мы движемся в направлении таких условий, причем, где они уже стали реальностью, когда технизация рабочих процессов становится важнее выгоды, получаемой от нее, то есть, когда технизация осуществляется даже в том случае, когда она связана с ущербом» [115, с. 49]. Иллюзорное преимущество такой «методологии» общественного развития, когда якобы преодолевается «нечеткость» и «абстрактность» философских основ его возможности, включает в себя серьезные логические противоречия, которые делают ее весьма уязвимой. Характеризуя особенности мышления технократа, Ф. Юнгер доказывает, что «представитель точной науки является пунктуально точным только в неукоснительном следовании правилам каузального мышления. Именно с этой точки зрения имеет смысл точность его науки. Во всем остальном он не способен быть точным» [115, с. 131] /... / «В функциональном мышлении ученого и техника заключена та сила, которая успешнее всего способствует продвижению и распространению автоматизма. Так что же означает такое положение, когда каждый толчок и давление, когда вся причинно-следственная цепочка интерпретируется как функция? И что означает понятие функции, с помощью которого ничего нельзя описать, кроме отношений межпроцессного движения? За ним скрывается агрессивная хватка, беспощадность которой мало кто осознает в полной мере. Это одна из самых холодных выдумок рационального разума, которая, управляя техническим прогрессом, пытается подчинить себе теорию познания. Весь функционализм насквозь является инструментальным, это мышление-инструмент, который применяется для воздействия на человека. Ведь мыслить функционально означает не что иное, как стремиться подчинить человека системе функций, превращать его самого в систему функций. Тогда мышление соответствует технологическому прогрессу и даже полностью совпадает с ним» [115, с. 133–134]. Как показывает практика диалогов философов и представителей естественных (включая технические) наук, функциональность человека воспринимается ими как природное явление (во всех непосредственных и опосредованных смыслах этого понятия). Иными словами, углубленное противоречие несовместимости формального развития производства и развития человека в его культурно-сущностном измерении в пространстве информационных технологий не в счет. Это означает, что социальные проблемы (безработица, падение уровня жизни, техногенные и экологические катастрофы, депрессии, рост самоубийств и т.п.), которые обостряются последствиями таких технологий при отчужденном характере современных социально-политических систем, не выводятся на необходимые предпосылки их разрешения, а загоняются в «условно приближенные к реальности» (Зомбарт) технократические представления и прогнозы развития. Точнее, «технократическая технократия» пытается моделировать реальность в соответствии с искусственными основаниями своих логических конструкций. Но, как отмечает Ф. Юнгер, сегодня «чистая» наука отступает на задний план, поскольку теперь от нее требуется не познание закономерностей в природе, а, главным образом, изучение возможностей применения и использования таких знаний, то есть их эксплуатация. Открытия и изобретения поставлены в наше время на службу этой эксплуатации» [115, с. 141]. Учитывая же геометрическую прогрессию нарастания и накопления этих проблем, а также особенности формообразований современных отдельных отношений мировой системы и их последствий, то «тип мышления, который царит в этих (научных, общественных, экономических – М.Ш.) институтах, аналогичный тем физическим явлениям, которые можно наблюдать при раковых болезнях» [115, с. 145]. Следовательно, речь идет о деформации всех сфер общественного движения: а) финансовой, ведь «техника, которая развивается, не может быть заинтересована в стабильном финансовом положении, она активно вмешивается в область финансов для того, чтобы подорвать их стабильность»... «Технику присущ технический подход к финансам» [115, с. 146]; «Чем хуже деньги, тем быстрее они вращаются» «... Плохие деньги /.../ стремительно бегут от самих себя» [115, с. 147]. При этом «Финансовый упадок – это не локальное и не временное явление. Он возникает на определенной стадии технического прогресса и именно тогда, когда средства, которые необходимы технике для финансирования ее организации, начинают превосходить все разумные пределы, в рамках которых возможно упорядоченная финансовая политика» [115, с. 148]; б) образовательной, поскольку, по мнению автора (правильность этого мнения подтверждается сегодня регрессивными изменениями, происходящими в системе образования), техника полностью меняет характер школы и университетов в пользу технических знаний. Формирование сугубо прагматического отношения к знаниям, как и информационный характер таких, приводят к тому, что новыми поколениями интеллектуалов утрачивается способность теоретического суждения, способность понимать фундаментальные закономерности развития истории и общественных противоречий. Это ситуация формирования «голого интеллекта», «самодостаточного рассудка», «который не признает никаких дефиниций, кроме собственных, а остальные воспринимает как непонятные и отрицает» [115, с. 156–157]. А «голый интеллект» или «чистый рассудок» порождает логическую ситуацию, когда противоречия не постигаются в основе собственного возникновения, а потому не доводятся до разрешения по основанию. Итак, поскольку «рассудок умеет только разделять единое и связывать раздельное» [115, с. 161], то он вводит и консервирует себя, как и объективные противоречия, в форме парадокса. А парадокс является именно такой формой противоречий, которые не знают свою основу и обречены на то, чтобы не разрешаться. Румынский философ ХХ в. Э. Чоран описывал такую ситуацию следующим образом: «парадоксальная ситуация выражает сущностную необусловленность человека. И как реальная ситуация, и как теоретическая форма, парадокс возникает из неосуществленности. Сам по себе, парадокс взорвал бы себя самого /.../ Чем он является, если не демоническим разрывом ума, кровавой трансфузией в Логику и страданием форм? /... / Излишек парадоксов перед Богом объясняется целью человека освободиться от страха перед непонятным. Мистика является высшим выражением парадоксального мышления» [116, с. 15]. А если так, то действительно, «все успехи рассудка происходят в сфере самого рассудка» [117, с. 162]; в) социальной экологии, современные проблемы и политические основы которой косвенно способствуют реактуализации в современном мире неомальтузианства и социального дарвинизма. Ф. Юнгер утверждает: «сложности с питанием проявляются тем отчетливее, чем большего совершенства достигает техника» [115, с. 151]. Парадоксальность этого положения можно понять опосредованно, через противоречия систем современного производства и распределения материальных богатств. Относительно них известный американский журналист-политолог Дж. Нейсбит констатирует: «С середины 1980-х годов мы (кто именно» мы «– США или человечество в целом автор не уточняет – М.Ш.) производим достаточное количество пищи, чтобы прокормить все население земного шара; голод продолжает существовать только по причинам политического характера относительно проблем в сфере распределения» [118, с. 23]. При этом Нейсбит не скрывает, что «в условиях глобальной экономики экономические взаимопонимания почти всегда превалируют над политическим согласием» [118, с. 20]. Таким образом, неразумная форма технологического развития раскрывает социально-политическую тайну своих коллизий; г) социально-психологической, которая проявляется различными аспектами трансформаций современной субъективности и, прежде всего, в ее классовом представлении. Ей присуща новая мифологичность, выражающая себя различными формами иррационализма. В классовом отношении проявляются не только констатирования Юнгера о том, что: «Непринятие рабочими современности вытекало из их уверенности в будущем» [115, с. 111], которое в то время связывалось с решением многих социальных проблем в социалистической системе. Иррационализм классового самосознания, особенно в конце ХХ в., предстал в инверсации мотиваций исторических интересов рабочего класса, прежде всего в его дезертирстве в пространство интересов мелкой буржуазии. В этом дезертирстве закрепились логические основания такого иррационализма, которые пропорциональны потере наемными работниками предметно-практических основ собственной роли в истории и, соответственно, переносят его в пространство идеалистического мировоззрения. Но «там, где устанавливается влияние идеализма, всегда происходит процесс отвлечения, в ходе которого исчезают первообразы и приумножается число их вторичных копий» [115, с. 193]. Таким образом, из предпосылки трансформации научно-технического прогресса на социальную и культурную революции, в этой инверсации классовых интересов технологическое развитие превратилось в химеру «высокого уровня», ведь в реальности прогрессивных изменений в сторону улучшения условий жизни производственных классов не произошло. Итак, с одной стороны, «технический прогресс и возникновение масс – явления одновременные», поскольку «с понятием массы мы связываем представление о тяжести, угнетении и зависимости» [115, с. 183]. Кроме того, консервация технического прогресса в отчужденную систему политико-экономических координат и социальных отношений на фоне регрессивных инверсаций классового самосознания предопределяет и регрессивные процессы в системе социальной дифференциации субъекта исторического процесса и его деградации в бессознательную массу, в толпу. Но сущностная незаполненность человеческой жизни в системе технократических «ценностей» глубоко травмирует и внутренний мир человека – его психологию, поскольку «Усилия техника увеличивают пустое пространство, причем увеличивают его той же мере, в какой они сужают жизненное пространство. Поэтому одной из неотъемлемых свойств мира Техника становится horror vacui – в виде депрессии, скуки, ощущения отсутствия смысла и содержания, чувства тревоги и загнанности, которые проникают в сознание человека» [115, с. 188]. Выпадая из прогрессивной логики общественно-исторического развития, человек выпадает из исторического времени и теряет его в себе: «Депрессивное состояние охватывает человека, когда мертвое время проникает в его сознание» /.../ «Человека мучает страх, что мертвое время, которое он должен опредметить, само его поглощает и, пытаясь избавиться от этой щемящей тревоги, человек ускоряет темп движения. Ускоренный темп пробуждает в нем обманчивое ощущение наполненности жизни и доводит до состояния опьянения, порождая фантастические иллюзии «/.../» мировое время смеется над ним» [115, с. 214]. Фиксация Юнгером этого нового соотношения человека и времени истории особенно интересна, поскольку ею определяется ситуация новой трансгрессии формулы «время - деньги» как функционально-рабочего принципа и меры образования себестоимости и прибавочной стоимости товаров на его необъятность и даже опустошенность в системе неоимпериализма. Это связано с тем, что сочетание технократизма и технократии в информационную эпоху, их влияние на искусственные модификации спекулятивного капитала и виртуального «образования» «из ничто» (Дж. Сорос) не только стоимости товаров, но и самих богатств, влияет, в свою очередь, на уничтожение времени вообще как конкретной меры стоимости труда, меры технологического ритма и уровня жизни; д) культурной, которая непосредственно относится к преодолению противоречия универсальной сущности человека и политико-экономического способа его существования в функции рабочей силы. С одной стороны, закрепляя функциональный статус человека, технологический прогресс разрушает логику его феноменологического становления: «Юность человека лишена свежести, старость искусственна и ему неизвестен возраст зрелости. /... / Подобно тому, как существует механическое движение, так встречается и механическое лицо. Человек бывает мертвым постольку, поскольку в выражении его лица, в его движениях появляется тот голый функционализм, который мы можем наблюдать у машины. Вид маски, мертвой личины, которую приобретают лица таких людей, говорит о том, что жизнь в них иммитируется, что их движения представляют собой лишь симуляцию живости» [115, с. 167–168]. Кроме того, если «всякая функция представляет собой такой процесс движения, при котором несколько функций приводятся в движение; пассивное движение, способность быть доведенным до состояния движения – необходимое условие любого функционирования» [115, с. 168], то закрепленность функциональности человека в виде «пассивного движения» обеспечивает информационным технологиям в их идеологическом направлении возможность эффективного манипулирования общественным сознанием. Таким образом, противоречие мышления и бытия в их общем смысле остаются дуализмом сущности человека, фиксирующим нерешенность противоречия материальной и идеальной форм культуры в способе технологической жизнедеятельности человека не только в системе производства, но и в системе культуры как таковой; е) собственно технологической. «Что имеется в виду, когда говорят, что техника достигла совершенства?» – спрашивает Ф. Юнгер. – «Это означает лишь то, что мышление, которое создало и распространило технику, подошло к своей заключительной стадии, достигло предела, который положен собственным методом» [115, с. 178], ведь «... техника способна достичь совершенства, но никогда не достигает зрелости. Дописывать ей такое качество означает использовать метафору, которая является неуместной относительно машины, ведь все, что относится к машине, может обладать свойством именно завершенности, но не зрелости. Зрелость никогда не порождается насилием и не может быть вымученной. Если представить себе мир, полностью зависимым от воли и волевых усилий, это будет мир, который не ведает зрелости, мир незрелых вещей, которые, при этом, могут иметь вполне законченный вид. Именно к такому миру нас приближает технический прогресс и поэтому, оглядываясь вокруг, мы постоянно наталкиваемся на волевые акты, степени развития, дальнейшие достижения прогресса, но не видим ничего, достигшее зрелости, потому что такое качество лежит за пределами механики. Поэтому наше понятие совершенства обозначает лишь состояние предельной законченности, степень которого определяется средствами, использованными для достижения цели. Понятие совершенства может использоваться, так как в нем заключено абсолютно рациональный смысл, значит, его употребление уместно для состояния, которое здесь описывается» [115, с. 180–181]. Таким образом, «совершенство техники» в контексте сохранения социально-политических основ отчуждения производительных сил, производственных отношений, системы производства, обмена, распределения и потребления, вместе с человеком как одновременно объектом и субъектом культуры характеризуется разрывом между логикой технологического развития культуры и логикой культурного развития человека. А политико-экономической основой этой цепи отчуждений была и остается частная собственность на средства производства, ведь именно вследствие ее утилитарно-паразитарных устремлений, разрешение противоречия сущности человека и способа его существования становится невозможным. Напротив, происходит такое углубление этого противоречия, которое не может не выливаться в гражданские войны и в мировую войну. Универсальный характер такой войны Юнгер выводит из универсального характера современных технологий, ведь «тотальная война – это такая война, которая предусматривает наличие тотальной технической организации» [115, с. 219]. Вместе с тем, универсальная война распространяется и на уничтожение среды, ведь «такая война, которая ставит себе на службу все существующие ресурсы, не может не привести к их полному исчезновению, если ее будут вести противники, между которыми существует примерное равновесие сил» [115, с. 220]. Ф. Юнгер пытается раскрыть противоречия исследованной проблемы, избегая политико-экономических и общественно-политических предпосылок их возникновения. Таким образом, он обходит проблему соответствующих принципов разрешения таких противоречий. Но именно в системе таких отношений техническое развитие получает те парадоксальные, антикультурные и антисоциальные измерения, поскольку техника, которая замыкается в технократической функциональности, связана с природой капитала, со всеми его современными особенностями в производстве прибавочной стоимости. Поэтому антикультурные и антисоциальные парадоксы, возникающие в пространстве технического прогресса, могут преодолеваться не на основе дальнейшего технического развития, а через качественное изменение политико-экономической и, вместе с ней, социально-политической системы материального производства. Ключевой проблемой такого изменения является изменение формы собственности на средства производства и, соответственно, разумная форма использования технического прогресса, которая предусматривает научное прогнозирование баланса меры разумных материальных потребностей человечества, природных ресурсов, экологически обоснованных технологий и, главное, превращения логики технического развития на одну из принципиальных основ теоретического, практического формирования и развития сущностных сил человека.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |