КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Феноменология общественного времени 1 страница
Когда не находишь вечность в себе, не находишь ее нигде К. НОЙКА Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает как стареет Е. ШВАРЦ Традиционный перевод понятия «феноменология» как «науки (или учения) о феноменах» ограничен его подлинным значением и неправомерным закреплением за идеализмом. Причем в большей степени за идеализмом субъективным, чем объективным. Ведь если понимать феноменологию в этом строгом филологическом переводе образующих его понятий «феномен» и «учение, наука», то суть феноменологии замыкается феноменами, входящими по воле объективной случайности или субъективной интенциональности (или же трансформированной объективной случайности в субъективную интенциональность) в содержание сознания отдельного индивида. Ситуация в конечном итоге чреватая той самой редукцией реальности, предложенной самой волюнтаристской формой субъективного идеализма, которую Э. Гуссерль [95] придал неклассическому человеку, пытающемуся убежать от невыносимой ему реальности посредством ее субъективной модификации. Феноменология общественного времени в ее объективном становлении несовместима с субъективно-идеалистической редукцией реальности как произвольному придаванию смыслов, вырванным из процесса реального развития фрагментам. Напротив, объективная феноменология общественного времени – это процесс «вбирания» смыслов развития в пространство и процесс сущностного становления и саморазвития индивидуальности. Такой процесс предполагает не пассивное отражение существенных моментов общественного развития, а их воспроизведение и произведение. Гуссерлевский принцип редукции здесь невозможен по причине тождества необходимости, свободы и случайности становления, когда критерий истинности отбора истинных смыслов и форм не сформирован и потому не может быть задействован. Он «работает» «вслепую» в той степени, в какой проявляет себя через свободу практического осуществления сущностного интереса индивида. Нельзя ограничивать феноменологию ее объективно-идеалистической трактовкой феноменологии духа Гегеля [96; 97], которая сводится к имманентному тождеству воспроизведения «объективного духа» (в материалистическом смысле – с объективной реальностью) в становлении индивидуального сознания как процесса восхождения и самопознания Абсолютного Разума через становление и восхождение индивида до понятийного самоопределения и самопознания духа Абсолютного (именно эта цель феноменологии духа обусловливает то, что само произведение «Феноменологии духа» Гегеля имеет принципиальное значение для понимания означенной закономерности только в его первой части). Вместе с тем, можно констатировать, что это великое произведение немецкого классика до сих пор осталось непрочитанным в контексте логики исторического становления сущностного самосознания человека, точнее – в контексте логики истории теоретического самосознания человечества. А между тем, тот факт, что гегелевская «Феноменология духа» была настольной книгой Ленина до социалистической революции, а гегелевская «Наука логики» – после социалистической революции содержит в себе ключ к необходимости постижения феноменологии в таком смысле, в котором преодолевается как объективный, так и субъективный идеализм. Иными словами, материалистическое понимание феноменологии как процесса вхождения теоретического самосознания человека (человечества) в полное определение основания сознательно саморазвивающейся истории требует восхождения и снятия былого ограниченного понимания феноменологии в контексте феноменологии истории[15]. Конечно же, для «продвинутой» катастрофическими сдвигами в тектонике семантики современности Ленин не авторитет, но проблема постижения и достижения диалектической – развивающейся – меры тождества времени истории и времени человеческой жизни остается нерешенным, неразрешающимся антагонизмом, который, как должно быть известно образованному уму, пребывает в конфликте, завершающемся или уничтожением одной сущностью другой (тут уж человек никак победить не может), или взаимоуничтожением (когда глупость человечества обращает достижения науки не в пользу жизни, а на ее истребление). Вместе с истреблением планеты, соответственно, происходит и истребление земной истории. Но для постижения закономерностей становления сущностного самосознания человека необходимо, все же, изучить «Феноменологию духа» Гегеля в контексте становления основания истории как должного основания саморазвития человека как субъекта ее творческого развития и саморазвития. Именно Гегель ставил вопрос о том, что филогенез в свернутом виде повторяет онтогенез и в этом принципе сокрыто становление общественного времени как достоверности исторического самоопределения человека в тождестве с самоопределением истории в мере его истинности. Иными словами, общественное время становится наличным бытием в своей идеально-противоположной форме, когда становится фактом индивидуального и общественного самосознания. Оно «начинается» с человеческой жизни и завершается ею, но избежание их случайного, неосмысленного тождества предполагает ряд опосредствований, в процессе которых эволюционирует его собственное самосознание. И лишь по недоразумению такие опосредствования могут толковаться как обезличенные и безразличеные человеку, как абстрактно общественные. Именно через этот ряд опосредствований общественное время индивидуальной жизни превращается из состояния «в-себе», в состояние «для-себя». До возникновения самосознания индивид отождествляет себя с окружающим миром и относится к себе как к природному существу, и, как природное существо, не постигает природу отношения [16]. Общественное время входит в самоопределение индивида с момента его само- обнаружения в мире – снаружи – видения себя извне, совпадающем с возникновением первого факта самосознания, отмеченного пере-ставанием ребенка говорить о себе в третьем лице и впервые произнесенным «Я». Все, что было до этого, исчезает, и сам он в старом, лишенном самосознания качестве исчезает с этим прошлым. Обычно это происходит между вторым и третьим годом жизни. Опережая время собственного становления, двухлетний Даниил этим летом спрашивал свою маму о сестренке: – «Катя где?» – «На море» – ответили ему. «А Даниил где?» – спросила я его и ничего в ответ не услышала. – «Тебя как зовут?» – продолжила я. После короткого раздумья было сказано: «Я». – «А Даниил где?». – «Нету» – ответил он. Этим ответом по поводу самого себя ребенок обнаружил первую тайну пробуждения и осознания себя в мире через раннее неосмысленное отношение с другими. Пробуждение «Я» является моментом самосознания как фиксации отношения «Я» и «Другие», на этапе лишенного самосознания сознания отсутствовавшего. В контексте повторяющего онтогенез филогенеза – это восхождение к самосознанию себя в общественном времени, присутствующее в качестве положенного в способ жизнедеятельности, но продолжающего измерять себя физическим временем ритма существования (сна, игры, приема пищи, гуляния и т.п.). Поскольку до возникновения самосознания ребенок в сжатом виде повторяет становление самосознания в пространстве первобытного способа производства и жизнедеятельности, то и логика игр до этого возрастного периода[17] как трудовая деятельность ребенка стихийно выстраивается и должна быть направлена по логике тех форм производственной деятельности, которые обусловили возникновение сознания в процессе первичных форм труда. Безусловно, это «схема», которую следует понимать как «узловую линию мер» в воспроизведении и принцип понимания основных закономерностей возникновения сознания и становления предпосылок для возникновения самосознания, опредмеченных в орудиях труда и распредмечивающиеся как «фигуры логики» через имманентные формы деятельности/игры ребенка. Таким образом, вхождение в общественное время тождественно возникновению самосознания как момента осознания себя человеком в системе определенных (своеобразно вспроизводящихся в деятельности ребенка) общественных отношений. В этом же отношении можно говорить о мере соотношения случайности, необходимости и свободы – отныне ребенок уже персонифицирует следы счастливой или несчастливой случайности факторов социокультурной среды, «вылепившей» его индивидуальные особенности и способности; необходимости, проявляющей себя независимым включением в пространство общественного движения; и свободы, обнаруживающей свою необходимость в равной степени случайно и свободно. Таким образом, ребенок вступает в априорно заданную предшествующим развитием общественной практики дифференцированность необходимого и свободного времени, по-разному проявляющуюся в «счастливом» и «несчастливом», неблагополучном детстве. В контексте осознанного культурного формирования ребенка, а, точнее, формирования условий его самоформирования (часто оборачивающиеся крайней нарочитостью амбиций взрослых для достижения быстрого эффекта приложенных усилий) представлены условия трансформации общественного времени во время феноменологическое. Таким образом, феноменологическое время предстает превращением общественного времени не столько в динамику развития ребенка, сколько в сжатую способность воспроизводить субстанциальное «начало» мира в атрибутивность человека в виде мышления и чувств, синкретизм которого положен в индивидуальное «начало» саморазвития. Верное, давно обоснованное положение о том, что человек есть совокупность общественных отношений и формируется в обществе, констатирует лишь объективное основание его – человека – развития, но не преследует цель показать логику формирования индивидуальной особенности. Все формируются на этих основаниях, и даже дети в одной семье не только разные, но могут быть и крайне противоположными по характеру и выбору жизненных смыслов. Упорная живучесть вульгарно-материалистической трактовки сознания и «генетической наследственности» характера связана с тем, что верное положение об общественной сущности человека не может вести учет совокупности случайностей, которые, казалось бы, при одних и тех же обстоятельствах дают совершенно различный эффект. Не может, потому что невозможно учитывать эту совокупность случайностей, припомнить и осмыслить ее может только сам индивид. Причем только в зрелом возрасте, при определенном желании и способности расшифровать те – былые – случайности, особенным образом переплетавшиеся с его «сиюминутным» восприятием и переживанием и, благодаря им, оставившие существенный след в формировании индивидуальной особенности. Пробуждение самосознания связано с тремя факторами. Первый – это пробуждение чувства сокрытости через своеобразное чувство стыда. Когда, например, уже нельзя ходить нагишом на пляже и даже дома. То есть, происходит вхождение в культуру через сокрытие природной естественности. Второе – это удивление, и даже потрясение от некоторого явления окружающей среды, проявления поступка отдельного человека или события. Неуловимый момент подобного переживания, когда мир открывается «для-себя» таким образом, что это представляет собой переход индивида из состояния «в-себе» в качество «для-себя» и раскрытие его себе в системе удивляющего мира, как и открытие мира в моменте удивления им. Именно поэтому Аристотель связывал начало существенного познания мира человеком с фактом удивления. С пробуждением самосознания дети переходят из состояния «человек играюшийся» с игрушками[18], в играющегося с людьми в том смысле, что он включает людей в свою сферу не опосредовано, как соучастников распредмечивания орудий труда – игрушек, а как соучастников распредмечивания самого процесса игры. Самый «главный» здесь тот, кто самый интересный в выдумках, изобретениях новых игр. Таким образом, счастье детства в совпадении необходимого и свободного времени, и свобода уже данного совпадения проявляется, разворачивается и развивается через бездну случайностей, которые хочется реализовать «здесь» и «теперь». Эта сиюминутность единства времени-пространства формирует ту совокупность способностей и потребностей, которые невыразимо будут присутствовать в «текучей гибкости» изменения форм деятельности, умения «делать все» и делать что-то «лучше всех» – качества, определяющие формирование индивида как личности. Однако здесь не ставится задача проследить конкретно логические процессы возникновения первичного самосознания индивида как фиксация «Я» и «Другие», когда он впервые начинает говорить о себе в первом лице – явления, сопровождающие этот процесс в аспекте психологии, возникновения речи и ее синтаксических структур исследованы рядом ученых, а также представителей философской антропологии [99–106]. Существенным в аспекте феноменологии общественного времени здесь предстает то, что «взгляд на мир» оборачивается «взглядом на себя» – если до возникновения индивидуального самосознания ребенок спрашивает «что это такое?», в момент его возникновения он спрашивает: «что такое он сам» и этот вопрос совпадает с началом самодеятельности, когда ребенок хочет сделать все сам. В историческом онтогенезе такая постановка вопроса совпадает с возникновением общественного разделения труда, обусловившего превращение основания из монистического тождества мышления и бытия (предпосылки этого деления постепенно становились в логике первобытного производства) на дуализм их соотношения, а также на превращение основания в условно самостоятельные предпосылки общественного развития[19]. В контексте общественного времени существенной составляющей возникновения «феноменологического самосознания» является то, что, своеобразно воспроизводя логику производства и самовыведения человеком себя «из животного царства» на первобытном этапе, а также превращение основания на дуализм сущности и на вышеназванные предпосылки, общественное время воспроизводится в феноменологическом становлении через первичную дифференциацию «необходимого» (в политической экономии – рабочего времени) воспроизводства человеком (обществом) условий существования, и «свободного времени», затрачиваемого на удовлетворение «свободных» потребностей и нередко растрачиваемого на иллюзорные формы свободы[20]. Как будет воспроизводиться соотношение и значимость необходимого и свободного времени в филогенезе отдельного ребенка с возникновением классового общества, будет зависеть от способа производства, места в социальной структуре, от производной от них культуры потребностей (у представителей обоих классов и т.п.). Здесь является важным то, что отражение разделения общественного времени на необходимое и свободное воспроизводится в феноменологии общественного времени как предпосылка не только разделения «человека играющего» и «человека работающего», но и возможных объективных предпосылок для теоретического восхождения самосознания или восхождения индивидуального самосознания к теоретическому постижению мира. И именно античной философией впервые ставится вопрос о сущностном самосознании человека, и именно в античной философии детей отдают на обучение философам, а наряду с этим – обучают ремеслам, которые возводятся в ранг искусства. Иными словами, феноменология общественного времени, освобожденная из пут не помнящей себя эмпирии чувственного становления, трансцендирует в способ самоорганизации и самоосмысления своего места, своих способностей и возможностей в системе складывающихся отношений. В логике исторического процесса это происходило с возникновением античного мира, в котором общественное разделение труда обусловило возникновение философского самосознания общества. В этом переходе присутствуют два противоречия, выступающие одновременно и как внутренние – одного основания, и как внешние – разных оснований: с одной стороны, в первичном самосознании основание общественного времени задается вопросом: «Откуда я взялся (взялась)?». Причем ребенок спрашивает совсем не о том, о чем думают взрослые, ищущие в замешательстве ответ на такой, с их точки зрения, деликатный вопрос, прибегая к помощи капусты и аиста. Ребенок спрашивает, откуда взялся мир, воспроизводя и одновременно преодолевая отголоски мифологии. В то же время, первичное самосознание фиксирует факт превращения стихийной деятельности в осознанную само-деятельность, выраженное мотивированным, но не считающим нужным себя мотивировать «Я сам (сама)». Но в этом же пробуждении самосознания как атрибута рождения в системе общественных отношений воспроизводится противоречивость взаимопревращения мифологического иррационализма и превращенного, абстрактного иррационализма, закрепившегося в истории, в религии и предстающего в сознании возможностью агностицизма. Взрослые удовлетворяют этот интерес сказками, не зная, что на самом деле сказки предназначены для самих взрослых как «исторический материал» познания и преодоления исторических предпосылок того самого религиозного иррационализма. К примеру, мистификация чисел происходит в сознании взрослых, а не детей, поскольку ребенок не мыслит абстракциями числа. Число для него – это имя. Так случилось, что маленькую Яну я учила считать по ступенькам во время выхода из подъезда. На обратном пути я предложила ей посчитать ступеньки снова. Девочка вбежала на верхнюю ступеньку и начала отсчет с нее. Мне было совершенно непонятным это действие, и я предложила ей считать снизу. Убедившись, что никакой каверзы нет в этом предложении, Яночка долго шевелила губами и пальцами рук, а потом начала свой отсчет. Только с конца – нижняя ступенька «называлась» «восемь» и далее по нисходящей. А вот «магия» и «шифр» чисел 3, 7, 9, 40 и др. на самом деле наполнены конкретно историческим содержанием в логике познания, интересны сами по себе и вполне заслуживающие отдельного раскрытия. Логические противоречия первичного самосознания на этапе его отделения от общего через противоречие «Я» и «Другие» предстают в особенно интересной форме именно благодаря совпадению своей одновременной синкретичности и раздвоению нового содержания их противоположностей. Некоторые аспекты феноменов самосознания этого уровня изучены в психологии и других областях культурогенезиса и антропологии. В контексте нашей проблемы следует отметить преобладание восприятия пространства над временем, поскольку эмпиричность пространства (даже если речь идет о видимом «крае земли») более доступна, чем не поддающаяся чувственному восприятию абстракция времени, как не поддается детскому уму и абстракция числа. Пространство располагается в ряд – самая распространенная форма расположения протяженности пространства в виде такой последовательности и есть выстраивание пространства во времени[21]. Такая мистификация чисел как мистификация времени, не «вмещающегося» в протяженность пространства, обусловливается категориально неразвитым общественным сознанием. Вместе с тем, в пространстве первичного самосознания мышление ребенка воспроизводит замкнутость циклического времени античности, воспроизводящееся в замкнутых силлогизмах замыкающихся отношений: «Ты чья?», – спросила я трехлетнюю девочку. «Мамина», – ответила она. «А мама чья?». «Папина», – услышала я в ответ. «А папа чей?». «Мой». В этом же движении воспроизводятся предпосылки для своеобразного иррационализма как изменения логической схемы стихийного познания мира, зафиксированной в отличиях мифа, легенд и сказок. Например, пространство и время в сказках воспроизводит изменение системы координат в средневековье, когда арабская система координат расположения мира в плоскости переворачивается по вертикали[22]. Включение в познавательный процесс ребенка сказок, при отсутствии критической расшифровки их иррациональной «фантастичности», опасно введением его сознания в иррациональное пространство превращенного мира, в котором время отсутствует как время последовательного развития – в лучшем случае, в сказках время присутствует как ограниченная совокупность последовательности событий. И эта инверсированность воспроизводится в определенном возрасте даже в «технологическую» и «информационную» эру. Только со своими особенностями. Пятилетняя Марина попросила: «Расскажи мне сказку!». «А что такое сказка?», – спрашиваю ее. «Это люди придумали о том, чего не бывает». «А зачем рассказывать и слушать «небылицу»? «Да жизнь неинтересная», – с серьезным лицом обосновала свою потребность девочка. В разговор включается четырехлетняя Танечка: «А я посмотрела мультик и…» – дальше воспроизводится содержание одного из самых абсурдных мультипликационных «шедевров» современности. Заметив скептическую улыбку мамы, Танечка расставляет акценты: «И вовсе это не про то, чего не бывает. Бывает так в жизни, мама. Бывает так в жизни, Мариша». Безусловно, это печальный «исход» дошкольного образования, который закрепляет непонятое в иррациональном статусе «необъяснимого». Вместо того, чтобы освободить филогенез самосознания от иррациональных отходов предшествующего становления «вслепую» идеальных форм истории, происходит их закрепление в самых невообразимых сочетаниях. Я предложила этим двум девочкам: «А придумайте тогда сами настоящую «быль». Обе в один голос ответили: «Так это не «небылица». Это жизнь, но тоже неправда. Все «нерничают». Шел 1993 год. Реальная «быль» разрушала радостное восприятие детьми жизни и относились они к ней обостреннее, чем взрослые. Но предложите ребенку придумать сказку «про жизнь». Что Вы услышите? Себя в этом возрасте – репродуктивное сознание или «фантазию» как моделирование мира. Таким образом, существенным в филогенетическом повторении самосознанием этого периода (как первичное становление категориального мышления) онтологии предшествующего первобытного производства и стихийное воспроизведение основания общественного разделения труда (обусловившего возникновение общественных классов, их единства и антагонизма одновременно) заключается в том, что ребенок вступает в пространство разделения общественного времени на «необходимое время» (занятий, обучения, а также обязанностей) и «свободное время» (игры, отдыха). В первом случае ребенок вступает в пространство долженствования, которое, в силу некомпетентности воспитателей в категориальной семантике становления форм мировой культуры, чаще всего не тождественно подлинной логике культуры. Во второй форме осуществляется свобода деятельности, которая тоже не всегда развивает, но оставляет за ребенком право совпадения деятельности и интереса – т.е. наслаждения деятельностью. В скрытом виде необходимое и свободное время могут вступить в конфликт или сосуществовать по принципу нередко стимулируемого взрослыми и обществом компромисса. Воспроизведением в снятом виде категориального генезиса форм познания (фигур логики) и атрибутивно значимых форм деятельности рабовладельческого, феодального и капиталистического способов материального их производства и их теоретического (во всей совокупности существенных связей форм общественного сознания: философии, искусства, науки, морали, критически снятого религиозного иррационализма) в долженствовании как практического содержания и процесса разворачивания необходимости, завершается филогенез ко второму – социальному типу и уровню самосознания. Оно совпадает с так называемым «переходным возрастом», а предпосылкой его «пробуждения» является так называемая «первая любовь». Конечно же, процесс физиологического взросления сопровождает, но не провоцирует феномен «первой любви», закономерно мыслящей себя и «последней» («последняя» будет видеть себя и «настоящей первой», что тоже закономерно). Вместе с тем, физиологическое взросление не является прямой предпосылкой «первой» любви, природа которой не «чувственна» и, обнаруживающая себя через противоречие «Я» и «Другое Я» противоположного пола, природа этого чувства раскрывается как открытие себя через непосредственное отношение к другому (чувство есть отношение) в системе и времени общественных отношений [23]. Влюбленность в мир как условие и процесс постижения красоты, влюбленность как любовь, которая есть любование индивида, как феноменология становления его собственной красоты через способность заметить, почти что постичь и одновременно «придумать» красоту другого. В конечном итоге, действительное основание как феноменология истории суть восхождение культуры в сферу чувственного бытия, диалектическое возвращение формы от внешнего созерцания мира к его непосредственному развитию. Остальной мир существует за пределами этих чувств, не входит в их время, и все же врывается в него как объективная реальность. Второй филогенетический уровень самосознания и возникает как социальное – социокультурное самосознание. Характеризующееся как отношение «Я»=«Другое Я», когда «другое Я» – особа противоположного пола (ведь любить можно и близких людей), но саморазличение по принципу противоположности здесь связано не только со значением любви как основания рождающейся в физиологическом отношении чувственности, которой отличается человек в продолжении рода от животного, но с раскрытием через любовь равенства=неравенства социокультурных, политико-экономических предпосылок общественных отношений. Ромео и Джульетта, к примеру, погибают не из-за неразрешимой ссоры влюбленных, а из-за конфликта семейств Монтекки и Капулетти. Шекспир представил социальный конфликт не как классовый конфликт, а как конфликт семейных кланов. На самом деле общественная природа этого конфликта относится к политической экономии и в конечном итоге носит классовый характер. Вся история мировой литературы, включая и украинскую, представляет собой художественно отшлифованный документ отражения социального неравенства в трагических коллизиях невозможности для влюбленных соединиться в официально признанном браке, или вынужденности вступать в неравный брак с нелюбимыми, или же превратить союз в экономический договор, после которого «согласие» вступающего в брак является ритуальной формальностью (в определенном смысле – это ритуал похорон любви). Этот печальный принцип политической экономии неравенства, вследствие которого погибло немало влюбленных, а еще больше отреклись от своей любви, прослеживается на протяжении всей истории форм семьи и в печальном многообразии отражен в истории мирового искусства. В контексте социального кода феноменологии времени общественного самосознания человека он отражает период осознания природы общественного неравенства и желания изменить мир согласно базовым принципам человеческой сущности. Иными словами, это ситуация осмысления равности противоположных полов в аспекте тождества человеческой сущности и осмысления общественного идеала как такого положения общества, в котором он возможен реально – отсюда так называемый «юношеский идеализм» и «юношеский максимализм». Для изменения общества в согласии с человеческой сущностью необходимо знать законы его объективного развития. Незнание таковых обусловливает воспроизведение в ситуации пробуждения общественного самосознания индивида конца предыстории в том виде осознания равенства, в каком последнее воспроизводится в буржуазной революции. Именно буржуазная революция абстрактно ставит вопрос о равенстве классов (на знаменах французской революции был впервые записан этот лозунг), именно она ставит вопрос о равенстве полов, но такая постановка остается абстрактной, поскольку это равенство условно и зависит от политической экономии (его эфемерность будет наблюдаться в искаженном понимании эмансипации женщины по типу мужской эмансипации, хотя на самом деле речь может идти не об эмансипации мужчины, и не об эмансипации женщины, а об эмансипации сущности человека в мужчине и в женщине). Воспроизведение монистического основания общественного времени в феноменологии самосознания этого периода возможно при формировании универсального способа мышления и практического преобразования системы общественных отношений. Несмотря на то, что приветствующий события во Франции Гегель не выходил за пределы «самосознания исторического Разума» (в том значении и содержании, которое он ему придавал), философ ставит вопрос о диалектическом образовании юношества (его «Энциклопедия философских наук» была упрощенным вариантом «Науки логики», созданным для гимназий). Таким образом, общественное самосознание имеет две перспективы: при освоении адекватного объективным законам развития общества оно приобретает статус философского – диалектического самосознания и опредмечивается в смену предысторического основания мира. При условии неосвоения этих законов, оно обречено впасть в пессимизм, утратить свою направленность в будущее и приспосабливаться под гнетом общественных обстоятельств. Этот камень преткновения феноменологии времени остается и главной причиной великих катастроф «личных жизней», с которыми, вступая в компромисс с сущностью во имя условностей существования, современный человек не научился справляться. Как наказание – свободное время исчезло из его жизни как время удовлетворения потребности саморазвития – общественное время поглощено необходимым временем «воспроизводства» себя как природного существа и как рабочей силы. Или же это время, когда увлечения уступили место развлечениям, а последние должны «служить» в том, чтобы «забыться», «оттянуться» и пр. Жалкое время. Пустое время. Время потерянных сущностных сил. Таким образом, феноменология общественного времени эволюционирует через генезис уровней самосознания и восходит к философскому – теоретическому сущностному самосознанию человека. Это отношение «Я» и «Человечество», в пространстве которого время мира предстает основанием времени личности, в слепом становлении идеально-всеобщего тождественной личности философа, а время отдельной личности – наполненностью времени мира. …И они казались странными («дивними» – укр.), потому что через них основание раскрывалось как чудо («диво» – укр.), на которое нельзя было смотреть («дивитися» – укр.) и которого нельзя было увидеть, поскольку оно не открывается эмпирическому восприятию. Оно воплощалось в гениальные образы в пространстве искусства для того, чтобы превратиться из понимания «зрения разума» на «умо-зрение» безответного и спящего большинства. Эти странные странники, странствующие по неведомым большинству «странам» времени мира, знали больше, чем могли сказать, и понимались меньше, чем должны были пониматься. Легче было лишенному «умо-зрения» глупому большинству назвать их «выжившими из ума».
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |