Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антагонизированная менталыюсть




Когда юридическое мышление социальных субъектов становится антагонизированным под воздействием внешних, внеюри-дических факторов и им начинает двигать пафос отрицательности и произвола, то оно самоликвидирует себя, погружаясь в состояние неправа. Императивы, предписывающие антагонистическое мироотношение, отнимают у индивидов возможность сознавать себя субъектами нравственности и права. Если таковыми являются теоретики, философы, то они либо совершенно исключают этическую проблематику из поля своего социального зрения, как это сделали Маркс, Энгельс, Ленин, либо воображают себя стоящими «по ту сторону добра и зла», как Ницше, либо же активно проповедуют разнообразные формы имморализма и правового нигилизма, подобно античным софистам и циникам, Макиавелли, Ламетри, де Саду и др. Они, как правило, легко подпадают под воздействие умонастроений социальной злости и ожесточения.

Для социально-правовой характеристики антагонизированной ментальное™ наибольшую значимость имеет гегелевский концепт непреднамеренного неправа, где субъективная воля не свободна от непосредственности своих частных интересов и считает правом все то, на чем лежит печать ее заинтересованности. Защищая и отстаивая свои интересы, обладатели такой воли искренне считают правом то, что является неправом. Они уверены, что в их действиях нет ничего, что противоречило бы праву, и подобная слепота освобождает их от наказания угрызениями совести.

В антагонизированном сознании, подчиненном императивам неправа, довлеет идея существования двух миров — светлого и темного, «своего» и «чужого». Второй из этих двух миров, будучи враждебным, чреватым угрозами и опасностями, побуждает к борьбе с ним. Его представители должны быть силой отстранены от своих прав. У них изымается право на личностную суверенность, они низводятся в разряд «объектов», касательно которых отменяются нравственные и естественно-правовые обязательства, при этом носители антагонизированного сознания уверены в неотъемлемости своих прав на насилие и кровопролитие.

Гегель не случайно обозначил подобную позицию как «непреднамеренное неправо», имея в виду присущее ей состояние доре-флексивной самотождественности. Намеренно и вместе с тем как


бы невольно, сознательно и в значительной степени бессознательно субъекты неправа творят социальную реальность, внутри которой никто не может чувствовать себя в безопасности, где над каждым нависает угроза насильственной смерти, а в глубине души довлеет страх за собственную жизнь, поскольку для каждого существует вероятность оказаться незаметно для себя в числе «чужих».

Неправовое мышление не желает понимать, что человеческий мир един и неразрывен, что любая из попыток расчленить его целостность на живые, трепещущие половины, не отменяет этой целостности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.