КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лабораторная работаJNa 1
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ Анатомо-физиологический и акустический аспекты фонетики необходимо изучать методами естественных наук, соотнося сенсорную* информацию с ухе имеющейся вербальной*. В настоящее время обучение фонетике нельзя вести только умозрительно с преобладающей ориентацией на доминантность* фонологического полушария головного мозга. Акустические параметры звуков, воспринимаемые аудиторами, должны контролироваться визуально и тактильно, сопоставляться с вербальной информацией о фонологизированных ДП фонем. Использование в преподавании экспериментально-фонетических методов, развивая слухо-моторно-зрительную и мыслительную активность обучаемых, способствует выработке у них осознанных, базирующихся на чувственных данных представлений о звуковом строе языка, их общему сенсорному воспитанию и повышению речевой культуры. Лабораторные занятия проводятся в два этапа. На первом занятии (установочном) студенты знакомятся с методикой проведения данного вида исследований: принципами отбора языкового материала, самим процессом анализа речевого материала, видимых его результатов, приемами их обработки; обращает внимание на возможность практического использования полученного экспериментально языкового материала в преподавании школьного курса русского языка, в работе по повышению речевой культуры носителей языка. Второе занятие — самостоятельная исследовательская работа студентов под контролем преподавателя, описание ее результатов, обоснование их практической значимости. Палатографический анализ речи Предварительная информация о данном виде фонетических исследований дана в указанной литературе1. При выполнении заданий нужно работать парами, что дает возможность для сопоставительных наблюдений, анализа и самоанализа артикуляций, спора, усиленной аргументации своего мнения и т.д. На занятиях студенты овладевают приемами проведения прямого палатографирования речи, учатся оптимальному отбору языкового материала для подобного исследования, прогнозированию его результатов, сопоставлению прогнозируемого и полученного, обработке полученных результатов, а также работе с фотографиями и схемами эталонных артикуляций, «чтению» схем палатограмм и рентгенограмм, их соотнесению» Оборудование лабораторного занятия: диктор с нормативными артикуляциями, таблетки активированного угля, дезинфицирующий раствор, кипяченая вода, ступка, мягкая кисточка, круглое зеркальце с ручкой, пульверизатор. Методика получения отпечатка на небе (палатограммы) в месте контакта активного и пассивного органов речи при той или иной артикуляции такова: — язык диктора с помощью кисточки покрывается концентри- — диктор производит требуемую артикуляцию; — с помощью зеркальца демонстрируется отпечаток, образовав- — зарисовывается и описывается его схема. Отпечаток на языке (лингвограмма) получается при окрашивании неба (из пульверизатора). При отборе материала для прямого палатографирования необходимо учитывать следующие требования: — исследуемый звук должен произноситься не изолированно, а — исследуемый звук должен быть в слове единственным, даю- 1 Прокопова Л. J. и др. Указ. работа; Зиндер Л. Р. Общая фонетика. М., 1979. С. 25—26; Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976. С. 55—56; Тоцька И. I. Сучасна украiнська лггературна мова. Киiв? 1981; Белорус-асий язык для небелорусов. Минск, 1978 и др.
Согласные исследуются в словах с гласным А (типа ДА, ТАМ, ЗАВ, САМ; большой челюстной угол, образующийся при артикуляции этого гласного, делает маловероятным контакт языка с небом). На первом занятии предлагаются для палатографирования слова ДА, ЗА, ГА, ХА, на палатограммах которых можно наглядно продемонстрировать различия между согласными звуками по месту и способу образования, и слова УМ, ИМ, палатограммы которых покажут различия между гласными по ряду. Схемы полученных отпечатков зарисовываются на доске и описываются. Затем студенты работают с фотографиями и схемами палатог-рамм, имеющимися в различных учебных пособиях и альбомах артикуляций, сопоставляют их со схемами рентгенограмм соответствующих звуков (сагиттальным* разрезом органов речи). После сопоставления схем различных звуков по заданию преподавателя студенты переходят к работе с наборами фотографий палатограмм, подготовленных педагогом. Им предлагается установить, какой звук указанного слова дал отпечаток на палатограмме, и описать этот отпечаток, соотнося видимое изображение с артикуляционными характеристиками основного оттенка данной фонемы, по палатограмме контролируя схему рентгенограмм и наоборот. На следующем занятии проводится контрольная лабораторная работа, во время которой студенты уже самостоятельно выполняют такие задания: — определяют звук» отпечаток которого представлен на данных — описывают этот отпечаток; — подбирают слова для самостоятельного палатографического — проводят самостоятельно прямое палатографирование данных — дают схему полученного отпечатка и ее артикуляционное опи- — делают вывод о различиях в артикуляции заданных им глас- — высказывают свое мнение о возможности использования дан- Анализ полученных отпечатков, чтение фотографий палатограмм дает возможность составить их инвариантные схемы, на которых можно наглядно продемонстрировать различия в артикуляции между смычными и щелевыми, передне-, средне- и заднеязычными, твер- Условные обозначения: /3, С/------ /X, h/---- .... соответствующие мягкие согласные.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |