Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пространстве школы: права, обязанности, ответственность




УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРАВОВОМ

П.В.Миков

В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека.

Большую часть своего детства ребенок проводит в роли ученика. От того, какой опыт получит он в школе – опыт дружеской и доверительной атмосферы, уважения к своим правам и человеческому достоинству или опыт учебы в атмосфере безразличия, равнодушия, жестокости, во многом зависит его успешность в социуме. К сожалению, итоги мониторинга соблюдения прав человека в школах Пермской области, проведенного Центром гражданского образования и прав человека в 2003-2004 и 2004-2005 уч. годах, выявили правовую неграмотность, непонимание современных правовых реалий не только рядовых учителей, но и административных работников общеобразовательных учреждений. В связи с этим возникает необходимость в организации специального обучения руководителей образовательных учреждений.

Цель курса: формирование у руководителей ОУ знаний и умений в сфере прав человека, адекватных современному правовому образовательному пространству.

Задачи:

- освоение руководителями ОУ основ нормативно-правовой базы, регулирующей образовательные отношения в общеобразовательном учреждении;

- формирование у руководителей ОУ представлений о содержании основных прав человека и правах участников образовательного процесса, о механизмах их защиты и подходах к обучению правам человека;

- создать условия для овладения умениями решения задач управления ОУ на основе уважения прав участников образовательного процесса;

- создание условий для осознания важности создания толерантного уклада школьной жизни.

Слушатели, прошедшие обучение по программе, должны:

иметь представление:

- об основах государственной политики и права в области образования;

- об основных принципах формирования нормативно-правового обеспечения образования;

знать:

- основные международные и российские нормативно-правовые акты в области образования;

- основные положения Конвенции о правах ребенка и ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- основные права участников образовательного процесса, формы их правовой защиты;

уметь:

- использовать полученные знания в образовательной практике;

- решать задачи управления ОУ на основе уважения прав участников образовательного процесса;

- использовать полученные знания для оказания практической правовой помощи участникам образовательного процесса;

стремиться:

- к критическому анализу правового пространства и уклада жизни собственного ОУ;

- к максимальному обеспечению прав человека и недопущению нарушений в ОУ;

- к созданию в школе демократической, толерантной среды, проникнутой уважением к правам и свободам участников образовательного процесса.

 

Содержание программы

 

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Понятие «права человека». Человек и власть. Права человека как обязанность власти. Достоинство человека – основа его прав и свобод. Классификация прав человека. Место права на образование в системе прав и свобод. Право на образование как естественное, универсальное, неотчуждаемое право каждого человека.

 

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ СТАНДАРТЫ

Право и права человека. Разные значения понимания «право». Моральные, естественные и позитивные права. Система нормативно-правовых актов гарантирующих право на образование. Международные гарантии права на образование (Всеобщая декларация прав человека, Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Конвенция о правах ребенка, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод). Конституционные гарантии и нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие право на образование (ФЗ «Об образовании», Закон Пермской области «Об образовании в Пермской области», Типовое положение об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации и др.). Устав образовательного учреждения: возможности закрепления прав участников образовательного процесса и механизмов их реализации в ОУ. Локальное нормотворчество.

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАЩЕГОСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Учащийся как субъект образовательных отношений. Возникновение, изменение, прекращение образовательных отношений с учащимся. Соотношение прав человека, прав ребенка с правами и обязанностями учащихся. Права и свободы учащихся. Закрепление в ФЗ «Об образовании» основных (конституционных) прав и свобод. Права и свободы учащихся, связанные с получением образования. Социальные гарантии, защита и охрана здоровья учащихся. Обязанности и ответственность учащихся. Проблемы привлечения к ответственности учащихся за нарушение Устава ОУ.

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ

Родители учащихся как субъекты образовательного процесса. Права, обязанности и ответственность родителей в образовательном процессе. Государственно-общественный характер управления образовательным учреждением и право родителей участвовать в управлении школой. Формы и механизмы участия родителей в управлении ОУ.

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Педагогические и иные работники школы. Педагогические работники как субъекты образовательных отношений. Возникновение, изменение и прекращение правоотношений между ОУ и педагогическим работником. Академические права и свободы педагогов. Особенности регулирования трудовых отношений педагогических работников. Социальные гарантии педагогическим работникам. Обязанности и ответственность педагогических работников.

 

ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Права человека и дисциплина в образовательном учреждении. Процедура рассмотрения и разрешения конфликтных ситуаций в ОУ. Соблюдение принципа конфиденциальности при рассмотрении в ОУ конфликтной ситуации. Формальные институты и механизмы защиты прав участников образовательного процесса в ОУ, их закрепление в Уставе. Школьные альтернативные (общественные) институты защиты прав и их формы (Уполномоченный по правам участников образовательного процесса, Суд Чести, Совет Справедливых, Служба примирения и др.). Проблемы становления и деятельности в ОУ альтернативных служб защиты прав участников образовательного процесса.

 

МОНИТОРИНГ ПРАВ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Необходимость изучения проблемы соблюдения прав участников образовательного процесса и действий по изменению сложившейся ситуации. Методологические подходы, сферы для правозащитного мониторинга в школьном укладе жизни. Методика проведения школьного правозащитного мониторинга.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Система органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите прав и свобод человека, охране прав ребенка. Межведомственное взаимодействие по защите прав и свобод участников образовательного процесса. Общественные организации и их роль, возможности в защите прав и свобод.

Тематическое планирование

36 часов

Тема Проблемы Формы работы
1. Право на образование в системе прав и свобод человека (2 часа). 1. Понятия «права человека», «человеческое достоинство», «образование», «право на образование». 2. Система прав и свобод человека, место в ней права на образование. Лекция. Эвристическая беседа.   Упражнение «Классификация прав и свобод».
2. Право на образование: международные и российские стандарты (8 часов). 1. Система нормативно-правовых актов, гарантирующих право на образование. 2. Устав образовательного учреждения 3. Нормотворчество ОУ Лекция.     Анализ Уставов ОУ.   Упражнение «Создание Конституции школы».
3.Правовой статус учащегося общеобразовательного учреждения (8 часов). 1. Возникновение, изменение и прекращение правового статуса учащегося 2. Соотношение прав человека и прав учащихся 3. Права и свободы учащихся 4. Социальные гарантии в получении образования учащимися 5. Обязанности и ответственность учащихся Лекция. Изучение примеров.   Просмотр и обсуждение фильмов. Оксфордские дебаты “Расширение свобод учащихся”.
4.Правовой статус родителей учащихся (4 часа). 1. Права, обязанности и ответственность родителей. 2. Участие родителей в управлении ОУ. Лекция.   Родительское собрание по правам ребенка.
5.Правовой статус педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения (4 часа). 1. Возникновение, изменение и прекращение правоотношений с педагогическими и иными работниками ОУ. 2. Академические права и свободы педагогических работников. 3. Право на труд и социальные гарантии педагогических работников. 4. Обязанности и ответственность педагогических работников.   Лекция.   Изучение примеров.   Упражнение «Трудовой договор».  
6.Институты и механизмы защиты прав участников образовательного процесса (4 часа). 1. Права человека и дисциплина в ОУ. 2. Защита прав в ОУ через официальные органы управления школой, образованием. 3. Школьные общественные институты защиты прав (Уполномоченный по правам участников образовательного процесса, Совет справедливых, Суд Чести, Школьная служба примирения и т.п.).   Лекция. Деловая игра “Защити свои права”.   Моделирование.
7.Мониторинг прав соблюдения прав участников образовательного процесса (2 часа). 1. Проблемы соблюдения и обеспечения прав участников образовательного процесса в ОУ. 2. Методика мониторинга соблюдения прав человека в ОУ.   Метаплан.     Мультимедийная презентация итогов мониторинга соблюдения прав человека в школах Пермской области.
8.Взаимодействие школьных институтов по защите прав участников образовательного процесса с общественными организациями, органами государственной власти и местного самоуправления (4 часа). 1. Наилучшее обеспечение прав ребенка. 2. Межведомственное взаимодействие по охране и защите прав детей. 3. Сотрудничество ОУ с общественными организациями. Лекция. Круглый стол.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.