КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пространстве школы: права, обязанности, ответственность
УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРАВОВОМ П.В.Миков В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека. Большую часть своего детства ребенок проводит в роли ученика. От того, какой опыт получит он в школе – опыт дружеской и доверительной атмосферы, уважения к своим правам и человеческому достоинству или опыт учебы в атмосфере безразличия, равнодушия, жестокости, во многом зависит его успешность в социуме. К сожалению, итоги мониторинга соблюдения прав человека в школах Пермской области, проведенного Центром гражданского образования и прав человека в 2003-2004 и 2004-2005 уч. годах, выявили правовую неграмотность, непонимание современных правовых реалий не только рядовых учителей, но и административных работников общеобразовательных учреждений. В связи с этим возникает необходимость в организации специального обучения руководителей образовательных учреждений. Цель курса: формирование у руководителей ОУ знаний и умений в сфере прав человека, адекватных современному правовому образовательному пространству. Задачи: - освоение руководителями ОУ основ нормативно-правовой базы, регулирующей образовательные отношения в общеобразовательном учреждении;
- формирование у руководителей ОУ представлений о содержании основных прав человека и правах участников образовательного процесса, о механизмах их защиты и подходах к обучению правам человека; - создать условия для овладения умениями решения задач управления ОУ на основе уважения прав участников образовательного процесса; - создание условий для осознания важности создания толерантного уклада школьной жизни. Слушатели, прошедшие обучение по программе, должны: иметь представление: - об основах государственной политики и права в области образования; - об основных принципах формирования нормативно-правового обеспечения образования; знать: - основные международные и российские нормативно-правовые акты в области образования; - основные положения Конвенции о правах ребенка и ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - основные права участников образовательного процесса, формы их правовой защиты; уметь: - использовать полученные знания в образовательной практике; - решать задачи управления ОУ на основе уважения прав участников образовательного процесса; - использовать полученные знания для оказания практической правовой помощи участникам образовательного процесса; стремиться: - к критическому анализу правового пространства и уклада жизни собственного ОУ; - к максимальному обеспечению прав человека и недопущению нарушений в ОУ; - к созданию в школе демократической, толерантной среды, проникнутой уважением к правам и свободам участников образовательного процесса.
Содержание программы
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА Понятие «права человека». Человек и власть. Права человека как обязанность власти. Достоинство человека – основа его прав и свобод. Классификация прав человека. Место права на образование в системе прав и свобод. Право на образование как естественное, универсальное, неотчуждаемое право каждого человека.
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ СТАНДАРТЫ Право и права человека. Разные значения понимания «право». Моральные, естественные и позитивные права. Система нормативно-правовых актов гарантирующих право на образование. Международные гарантии права на образование (Всеобщая декларация прав человека, Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Конвенция о правах ребенка, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод). Конституционные гарантии и нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие право на образование (ФЗ «Об образовании», Закон Пермской области «Об образовании в Пермской области», Типовое положение об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации и др.). Устав образовательного учреждения: возможности закрепления прав участников образовательного процесса и механизмов их реализации в ОУ. Локальное нормотворчество.
ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАЩЕГОСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Учащийся как субъект образовательных отношений. Возникновение, изменение, прекращение образовательных отношений с учащимся. Соотношение прав человека, прав ребенка с правами и обязанностями учащихся. Права и свободы учащихся. Закрепление в ФЗ «Об образовании» основных (конституционных) прав и свобод. Права и свободы учащихся, связанные с получением образования. Социальные гарантии, защита и охрана здоровья учащихся. Обязанности и ответственность учащихся. Проблемы привлечения к ответственности учащихся за нарушение Устава ОУ.
ПРАВОВОЙ СТАТУС РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ Родители учащихся как субъекты образовательного процесса. Права, обязанности и ответственность родителей в образовательном процессе. Государственно-общественный характер управления образовательным учреждением и право родителей участвовать в управлении школой. Формы и механизмы участия родителей в управлении ОУ.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Педагогические и иные работники школы. Педагогические работники как субъекты образовательных отношений. Возникновение, изменение и прекращение правоотношений между ОУ и педагогическим работником. Академические права и свободы педагогов. Особенности регулирования трудовых отношений педагогических работников. Социальные гарантии педагогическим работникам. Обязанности и ответственность педагогических работников.
ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Права человека и дисциплина в образовательном учреждении. Процедура рассмотрения и разрешения конфликтных ситуаций в ОУ. Соблюдение принципа конфиденциальности при рассмотрении в ОУ конфликтной ситуации. Формальные институты и механизмы защиты прав участников образовательного процесса в ОУ, их закрепление в Уставе. Школьные альтернативные (общественные) институты защиты прав и их формы (Уполномоченный по правам участников образовательного процесса, Суд Чести, Совет Справедливых, Служба примирения и др.). Проблемы становления и деятельности в ОУ альтернативных служб защиты прав участников образовательного процесса.
МОНИТОРИНГ ПРАВ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Необходимость изучения проблемы соблюдения прав участников образовательного процесса и действий по изменению сложившейся ситуации. Методологические подходы, сферы для правозащитного мониторинга в школьном укладе жизни. Методика проведения школьного правозащитного мониторинга. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Система органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите прав и свобод человека, охране прав ребенка. Межведомственное взаимодействие по защите прав и свобод участников образовательного процесса. Общественные организации и их роль, возможности в защите прав и свобод.
Тематическое планирование 36 часов
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |