Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие демократического уклада школы




Закон Российской Федерации «Об образовании», закрепляя приоритет интересов личности обучающегося, определяет ст. 14, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, укрепление и совершенствование правового государства в России.

Концепция модернизации российского образования до 2010 г. в качестве основного результата обучения в школе видит молодого человека, умеющего жить в гражданском обществе и правовом государстве и создавать их, нести ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. В этой связи актуальной становится проблема формирования правовой культуры учащихся. Вместе с тем, очевидно, что учительский корпус по большому счету не готов к реализации поставленных задач.

В современной школе в погоне за качеством образования часто забывается важнейший принцип педагогики: единство обучения и воспитания. Сегодня формирование гражданско-правовой культуры, как правило, осуществляется на уроках граждановедения, обществознания, истории, основ государства и права. Также проводится ряд воспитательных внеурочных мероприятий, которые часто плохо вписываются в воспитательную систему школы. Часть из них навязывается «сверху» в качестве «тематических классных часов».

Ученик в таком образовательном учреждении знает, что может в лучшем случае надеяться только на решение тех вопросов, которые связаны с выполнением его функциональных обязанностей. Он видит, что в этой системе от него ничего не зависит: все правила выработаны за него. Он должен лишь соответствовать тем нормам, которые созданы для таких, как он.

Для построения гражданского общества необходимо, чтобы в этом обществе были люди, которые могут изменять мир вокруг себя, оценивать себя как полноправного субъекта во взаимоотношениях с властью. Научить этому можно только в том случае, если погрузить школьника в демократическую образовательную среду. Для этого необходимо сформировать в школе демократический уклад жизни, который предполагает защищенность прав всех участников образовательного процесса. Воспитываясь в такой среде, ученик получал бы свой первый демократический опыт уже в школе и заканчивал бы ее не просто законопослушным гражданином, но и человеком с активной гражданской позицией, готовым вести равный диалог с властью на всех уровнях.

Курс «Развитие демократического уклада школы» создан для подготовки учительского корпуса к решению задач демократизации школьной жизни.

Все занятия больше ориентированы на практические умения, развитие проектного мышления, формирование опыта демократического управления школой, запуска демократических процессов в школе. Поэтому в курсе велика доля активных методов обучения. Лекции составляют меньше половины курса. Они нацелены на постановку проблем и презентацию накопленного опыта создания демократичной школы. Естественно, «готовых рецептов» создания демократичного школьного уклада нет: разработка подходов к решению проблемы - задача обучающихся на курсах учителей, которые в дальнейшем будут реализовать их в своих школах.

Цель курса: создать условия для формирования и развития демократического уклада в школе.

Задачи:

- сформировать теоретические представления о понятии «демократический уклад школы»;

- раскрыть основные методические принципы, приемы, формы организации педагогической деятельности, которые заложены в школе с демократическим укладом;

- создать условия для осознания важности демократического уклада школы в системе гражданско-правового воспитания;

- создать условия для овладения педагогами основными методами и приемами проектирования направлений развития демократических процессов в школе.

В результате прохождения курса обучающиеся

Будут иметь представление:

- о теоретических подходах к понятиям «скрытое содержание образования», «демократический уклад школы» и их месте в системе гражданских ценностей;

- об основах демократического управления школой;

- о компетентностном подходе в образовании, который делает подход к отбору содержания образования более демократичным;

- о связи прав человека, прав ребенка с демократическими процессами в школе;

- об основных принципах законотворчества в системе образования.

Будут в состоянии:

- проектировать направления развития демократических процессов в школьном сообществе;

- формировать и развивать правовое пространство школы посредством внутришкольного нормотворчества;

- разрабатывать уроки, основанные на демократических принципах взаимодействия учителя и ученика.

Смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осуществления конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

- запуска демократических процессов внутри своей школы.

 

Содержание программы

ИСТОРИЯ И СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уклад школьной жизни как педагогический феномен. «Скрытое содержание» образования. Авторитарный, иерархический, традиционалистский и демократический уклады школьной жизни. Демократия и свобода – соотношение понятий. Основные принципы демократии. Элементы демократической системы. Значение прав человека в демократическом обществе. Человеческое достоинство как основная ценность в демократическом обществе.

Гуманистическая педагогика – направленность педагога на личность ребенка. История гуманистической традиции педагогики. Д.Локк. Ж.Ж. Руссо. Я. Корчак. Традиции демократического образования в отечественной педагогике. Демократическое, гражданское образование сегодня.

Пространственная и линейная организация школы. Пространственная организация школы как основа формирования опыта демократического поведения. Правовое пространство школы как демократический уклад школьной жизни.

Педагогические условия создания модели демократического образования. Принципы, цели, содержание, методы и формы организации педагогической деятельности в концепции демократического образования.

 

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНЫМ СООБЩЕСТВОМ

Проблемы школьного самоуправления в теории и практике отечественного и мирового образования. Самоуправление и соуправление. Система разделенной ответственности в управлении образовательным учреждением. Участники образовательного процесса. Учителя, ученики, родители – границы компетентности в вопросах управления школой.

Выборные органы управления школьным коллективом. Совет школы: состав, функции, процедура избрания. Выборы в совет школы как образовательная ситуация. Профильные органы школьного сообщества, органы самоуправления первичных коллективов. Временные органы самоуправления.

Права и обязанности участников образовательного процесса. Обеспечение прав человека и прав ребенка в образовательном процессе. Специальные институты школьного самоуправления для защиты прав членов школьного коллектива.

 

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Формирование ключевых компетенций – основа развития демократического сознания личности. Составляющие гражданской компетенции – знания, умения, навыки, ценности.

Перевод предметных умений в универсальные. Соотношение универсальных и предметных умений, формируемых на уроке и необходимых в жизни. Разработка концептуального подхода к содержанию отдельных школьных предметов и предметных областей.

 

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРАВОВЫХ НОРМ В ШКОЛЕ

Правовое поле современного образования. Конституция Российской федерации. Законы об образовании Российской Федерации и Пермской области. Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

Основные ценности личности, необходимые для создания и развития демократического уклада школьной жизни. Толерантность как базовая ценность в системе демократического мировоззрения.

Включение участников образовательного процесса в создание норм и правил школьной жизни как основа для развития правового пространства школы. Школьная конституция. Равенство всех участников образовательного процесса перед школьными «законами». Механизм обсуждения и принятия школьных «законов».

Права, обязанности и ответственность членов школьного сообщества.

 

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Педагогика сотрудничества – основа демократического уклада школы. Формирование опыта деятельности как основная цель демократической школы. Возможности учебной и внеучебной деятельности для формирования у школьников опыта демократического поведения.

Опора на личностный опыт ученика как один из методов демократического взаимодействия ученика и учителя.

Переход от оценивания знаний ученика к самооценке. Формирование самооценки как основы для рефлексии окружающей действительности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.