Тема
| Основные проблемы
| Формы работы
|
1.История, сущность, проблемы демократического образования (2часа).
| Гуманистическая педагогика - основа демократического образования. История гуманистической традиции педагогики. Уклад школьной жизни как педагогический феномен. «Скрытое содержание» образования.
| Лекция
|
2.Демократический, уклад жизни: опыт, противоречия, пути создания (2часа).
| Пространственная и линейная организация школы. Правовое пространство школы как демократический уклад школьной жизни.
Принципы, цели, содержание, методы и формы организации педагогической деятельности в концепции демократического образования.
| Просмотр видеофильма «Правила игры».
Дискуссия.
|
3.Демократическое содержание образования в школе. (6 часов).
| Формирование ключевых компетенций – основа развития демократического сознания личности. Составляющие гражданско-правовой компетенции – знания, умения, навыки, ценности.
| Деловая игра по составлению критериев демократического урока
|
Перевод предметных умений в универсальные.
| Работа учебно-предметных групп.
|
| Профильная школа – возможность демократичного подхода к содержанию школьного образования. Различные учебные области знаний как основа для развития личности ученика.
| Игра «Выбор учителей и предметов»
|
4.Законотворческая деятельность учащихся и учителей (2часа).
| Принципы школьного законотворчества. Школьная конституция.
| Тренинг по созданию внутришкольных законов – разработка «школьной конституции»
|
5.Демократическое управление школьным сообществом. (4 часа).
| Самоуправление и соуправление.
Выборные органы управления школьным коллективом.
| Лекция
|
Оценивание современного управления школой как демократического.
| Метаплан «насколько демократична наша школа»
|
6.Проблемы реализации демократических законов в школе (4 часа).
| Основные документы, регулирующие школьное образование.
| Лекция
|
Устав школы – как основной документ, регламентирующий правовые нормы школьной жизни.
| Работа с документами
|
Основные ценности личности, необходимые для создания и развития демократического уклада школьной жизни.
| Упражнение «Черты демократичной личности»
|
Механизм принятия и реализации школьных законов.
Права, обязанности и ответственность всех членов школьного сообщества.
| Деловая игра «Заседание управляющего совета школы»
|
7.Демократические средства работы педагогического коллектива (2часа).
| Педагогические технологии работы демократичного учителя.
| Лекция,
|
8.Работа проектных групп. Запуск создания уклада жизни школы (6 часов).
| Основные принципы социального проектирования. Разработка проектов «Развитие демократического уклада школы». Критерии оценивания проектов.
|
Деловая игра. «Экспертиза проектов».
|
9.Создание профессиограммы педагога-координатора по созданию демократического уклада жизни.
| Выстраивание личной педагогической позиции каждого учителя в отношении к демократическим процессам в школе.
| Практическое занятие.
|
10.Подведение итогов семинара. Вручение сертификатов.
| Рефлексия. Оценка курса.
| Анкетирование.
|