Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От редакции ФНР




Беспристрастность — центральный принцип ФНР. Все програм­мы и услуги ФНР должны быть открытыми, честными, отража­ющими уважение к правде. Представлять полный спектр — это требование ко всем жанрам. Программы должны предлагать вни­манию слушателей умный, основанный на хорошей информиро­ванности рассказ по данной теме, который позволит им сформи­ровать свои собственные взгляды.

(«Релакиионные принципы ФНР»)

Когда девять лет назад в России появился проект Би-Би-Си МПМ, превратившийся в 1999 году в Фонд независимого радиовещания (ФНР), на радиорынке существовало всего две-три музыкальные ра­диостанции, несколько вещателей, которые все еще сохранили формат государственного радио, а новые тенденции в информационном веща­нии представляло лишь «Эхо Москвы». За прошедшие годы произо­шел настоящий бум на радиорынке, и в этих меняющихся условиях жили и работали и мы, и все наши основные партнеры.

Менялось не только количество вещателей, но и стили, и жанры, и формат. Очень многие не смогли вписаться в рынок и умерли. Как удается новым радиостанциям возникать и выживать в условиях жесто­чайшей конкуренции? Что нужно сделать, чтобы, включив радио, ска­жем, в Москве, в диапазоне FM, где, фактически, вообще нет свобод­ного места, слушатель выделил именно вашу станцию, задержался на вашей волне? Как руководить коллективом, в котором работают звез­ды? Мы надеемся, что в этой книге вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

В этой книге нет статей об опыте ФНР, хотя, честно говоря, нам тоже есть, что рассказать. Наша задача в данном случае была чисто журналистской — представить основные тенденции радиорынка, дать возможность высказаться основным участникам и предоставить чита­телю выбрать, что из этого ему подходит, а что — нет. Мы следовали в данном случае нашим главным редакционным принципам — справед­ливости и беспристрастности.

Далеко не со всем, что описано в этой книге, мы в ФНР могли бы согласиться. Многие редакционные принципы, на которых основано вещание других радиостанций, просто по определению не могут быть использованы в наших передачах. Наши журналисты никогда не выс-


казывают своего личного мнения, например. Истории из собственной жизни и жизни коллег тоже не поощряются в нашей редакции. Мы никогда не стали бы делать иронично-пародийного эссе, скажем, из жизни руководителей страны. У нас просто абсолютно другие задачи, а стало быть — совершенно иная редакционная политика. Мы считаем своим долгом оговорить это прежде, чем вы начнете читать.

И тем не менее, раз уж мы взялись за издание такой книги, то, будучи честными журналистами, мы должны были сказать обо всем, что есть на радиорынке. Мы должны были отразить все основные тен­денции и дать слово основным «игрокам». Что, как нам кажется, мы и сделали.

Засим мне остается пожелать вам приятного и полезного чтения. В конце вы найдете наш адрес, и мы будем рады, если вы выскажете свое мнение о книге.

С уважением,

Андрей Аллахвердов,

главный редактор ФНР.


От редактора

Радиорынок в нашей стране сложился. У нас есть блестящие музы­кально-развлекательные радиостанции, которые отстроены с такой точностью, что в их сетке вещания трудно найти слабые сегменты. Есть оперативные и сильные по уровню своего воздействия новостные станции. Есть социально-ориентированные, ностальгически милые общественные. Но до сих пор нет ни одного серьезного исследования, которое могло бы показать механизмы их работы, объяснить, что, как и почему они делают.

В одном из писем, которые приходят в адрес Фонда независимого радиовещания, была такая фраза: «...Начиная работать на коммерчес­ком радио, я сталкивался с большим количеством вопросов, на кото­рые мне никто из коллег не мог ответить. Лучшие рекомендации, из тех, что я получал, звучали так: «Не грузись» или «Делай, как в Моск­ве». Понятности такие ответы не добавляли. Информации о том, поче­му в мифической Москве на «фирменном радио» делают так, и что такое правильная вещательная политика — нигде нет. Мы работаем вслепую и всю теорию радио создаем сами».

Действительно, если в Москве и Санкт-Петербурге коммерческое радио начиналось и развивалось на основе американских и европейс­ких (французских и британских) теоретических и практических разра­боток, то в регионах в большинстве случаев просто копировались мос­ковские схемы, часто даже без понимания внутренних механизмов и скрытых пружин их работы.

Но время шло. Накапливался российский опыт. Западные веща­тельные модели «русифицировались». Сегодня на вопрос: «В каком формате вы работаете — новостном или музыкальном?», можно услы­шать: «А у нас в России — третий формат».


Суть этого загадочного «третьего формата» уловить достаточно сложно. Он индивидуален в зависимости от города вещания. Но осно­ва—в смешивании элементов разных форматов и выстраивании их в вещательной сетке в зависимости от времени суток и характеристик включающейся аудитории. Так, музыкально-развлекательная радио­станция может вечером давать молодежную программу типа «Танц-пол», а в обеденное время транслировать семейный разговорный ка­нал. Или радиостанция, считающая себя разговорной с общественно-политическим уклоном, может каждый час начинать песней, все «упаковывать» музыкой и придерживаться строгого форматного плей-листа. Единственными реальными характеристиками, как-то указыва­ющими на то, какого формата придерживается радиостанций и что формирует ее программу, становятся процентные соотношения музы­ки и текста, русских песен и западных, серьезных передач и развлека­тельных и так далее.

Конечно, за смешивание схем программирования руководство та­ких радиостанций можно подвергнуть остракизму и упрекнуть в незна­нии законов современного коммерческого вещания. Сказать, что с та­ким подходом они не выживут в условиях жесткой конкуренции, кото­рую им в скором времени обеспечат крупные московские сетевые радиостанции, заполонив регионы своим продуктом. И, наверно, это справедливо. Но практика показывает, что в России сейчас две трети несетевых радиостанций работают как раз в этом самом пресловутом «третьем формате». И многие занимают лидирующие позиции в рей­тингах по городу вещания. Да и «крутые» московские станции в чем-то лукавят, когда говорят, что четко соблюдают европейские или амери­канские форматные законы.

Впрочем, можно ли говорить о форматах в стране, где до конца не сложились социальные страты? И где всякий раз, тестируя новую ра­диостанцию, приходится гадать, какая аудитория на нее «выскочит».

Так или иначе, за десять лет российской радиоиндустрией накоп­лен гигантский опыт, который нужно поднять на поверхность.

Предлагаемая книга — начало.

Это первое отечественное издание по теории и практике современ­
ного коммерческого радиовещания. И оно в своем роде уникально. В
нем впервые собран именно российский опыт создания радио. До это­
го единственным источником информации о производстве и програм­
мировании были западные книги, тиражируемые по России, как в свое
время Солженицын или Мандельштам, в «списках», пиратских перево­
дах и бледных ксерокопиях. 7


Мы считаем эту книгу первой попыткой наладить обмен опытом в профессиональной среде. Кому-то повысить квалификацию, кому-то почувствовать себя абсолютным профессионалом и с презрени­ем сказать: «Я все это знаю», но утвердиться в правильности своего

пути.

К сожалению, сегодня в российском радиовещании можно наблю­дать тенденцию к отказу от локального вещания и радиопередач соб­ственного производства в пользу готовых сетевых продуктов, предос­тавляемых «Европой Плюс», «Русским Радио», «Эхом Москвы», «На­шим Радио», «Серебряным Дождем» и другими радиостанциями.

Это происходит по разным причинам. Здесь и недальновидность хозяев локальных станций, которые, стремясь сэкономить, убивают даже успешные проекты. И дороговизна оборудования, необходимого для нормальной комплектации студий. И кадровые проблемы. И от­сутствие образовательной системы в области радиовещания, которая могла бы помочь решить проблему кадров. И многое другое.

Тенденция к отказу от собственного радиопроизводства ведет к усу­гублению неравномерного развития радиовещания в России, так как независимые радиостанции, становясь сетевыми, подпадают под дей­ствие жестких контрактов, ведущих к максимальному ограничению собственной творческой инициативы. Следствием этого становится общее ослабление региональных кадров, способности которых оказы­ваются не востребованы при создании эфирного продукта. Это, в свою очередь, ведет к тому, что профессиональные навыки, опыт создания качественного эфирного продукта становится «ноу-хау» небольшой группы радиостанций, а все более-менее сильные региональные кадры бегут в столицы.

Опыт, изложенный в этой книге, возможно, позволит кому-то из­бежать ошибок, кому-то — повысить рейтинг и сохранит жизнь не одной локальной радиостанции.

Это издание не менее важно и для теоретиков, которые готовят потенциальные кадры для радиоиндустрии. В нашей стране теория и практика радиовещания редко говорят на одном языке и понимают друг друга. На радиостанциях, по крайней мере, в Москве, работает не много выпускников специализированных вузов, готовящих радиожур­налистов. Во многом это связано с тем, что существенный объем со­временной теории коммерческого радиовещания — американского производства, а у нас почти семьдесят лет была совсем другая школа. Возможно, эта книга прояснит какие-то вопросы и позволит прибли-I зить отечественную теорию к практике. А от этого, в конечном счете, I выиграет рынок.


Книга составлена из лекций, прочитанных практиками — предста­вителями крупных московских радиостанций на семинаре, который проводил Фонд независимого радиовещания (ФНР) при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса). Этот семинар был посвящен технологиям программирования радиостанций трех основ­ных форматов или типов вещания: музыкального, новостного, обще­ственного. Это несколько условная градация, но она наиболее точно соответствует структуре российского рынка сегодня и в целом объяс­няет суть программной политики радиостанций и особенности подбо­ра программ.

Программа семинара и темы лекций выстраивались в соответствии с запросами региональных радиостанций — участниц семинара. Были подняты три группы вопрбсов: общие принципы программирования музыкальных, новостных и' общественных радиостанций; работа с ин­формацией в зависимости от: формата вещания и опыт создания утрен­него шоу для разных радиостанций. Эти темы проходят через все пред­лагаемые лекции. Отдельно были рассмотрены технологии производ­ства разговорных и развлекательных передач и механизмы промоушна.

Это обусловило и структуру предлагаемого издания. «Радио: музы­кальное, новостное, общественное...» состоит из трех частей: лекций по работе музыкального радио, новостного и общественного.

Особенности работы музыкальных станций разбирались более де­тально, но это тоже оправдано потребностями рынка. Сегодня в Рос­сии большая часть радиокомпаний работает в музыкальных форматах.

В сборнике представлены радиостанции, на наш взгляд, наиболее точно соответствующие указанным выше типам вещания. Это опреде­лило и подбор авторов. Несомненно, приемы и методы работы с этими форматами не исчерпываются опытом данных радиостанций. Будем надеяться, что при подготовке следующих изданий круг участников будет более широким.

Принимая во внимание то, что данная книга — сборник лекций, мы постарались максимально сохранить авторский стиль и манеру из­ложения, чтобы передать неповторимую ауру личностей. Многие ста­тьи представлены в авторской редакции.

Большинство терминов, употребляемых в тексте — профессиональ­ный сленг. Вообще современная теория коммерческого радио строит­ся на сленге. Конечно, с этим можно было бы бороться, стремясь уже сейчас унифицировать терминологию. Но, боюсь, искусственно ниче- ^ не выйдет. Теория и практика опять будут говорить на разных язы-


ках. Поэтому пусть сама жизнь отберет то, что наиболее точно отража­ет реалии. Самовар остался самоваром, а не стал «агрегатом для кипя­чения воды посредством трубы, наполненной шишками».

* * *

Фонд независимого радиовещания благодарит всех авторов — учас­тников этой книги за время и усилия, потраченные на работу над ней. Это вдвойне ценно, учитывая тот факт, что все они — работающие профессионалы, и многие ежедневно выходят в эфир.

Мы выражаем благодарность Институту «Открытое общество» (Фонд Сороса) за финансовую поддержку данного издания.

Мы очень благодарны всем, кто принимал участие в подготовке этой книги к печати.

С уважением,


Раздел 1

МУЗЫКАЛЬНОЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.