Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программная политика общественной радиостанции




Марина Скалкина

РАДИО


главный редактор радиостанции «Говорит Москва»*

Возможности, которыми располагает радио, таят в себе соблазны самых неограниченных экспериментов. Это испытал каждый: легкость перехода от одного объекта к другому, смена ритма, возможность сме­щения границ во времени и пространстве, емкость, которая позволяет вместить больше интересной информации, чем это возможно в жизни. Экспериментов здесь можно проводить великое множество. Но сло­жится ли при этом постоянная аудитория и будет ли она расти — это тот вопрос, который мучительно задает себе каждый, кто решил зани­маться делом под названием «радио».

Великий американский аналитик Джон Соулдерби вывел класси­ческую формулу мотивов прослушивания радио у населения:

Люди слушаю радио:

а) потому что хотят позлорадствовать над ошибками и невежеством
ведущих;

б) выбрать постоянный объект для обожания и культивировать его
в лице радиоведущего вопреки постулату «не сотвори себе кумира»;

в) поймать момент, чтобы выключить радио со словами «я все это
знаю»;

г) получить полезные советы и развлечься.

Последняя категория, по мнению аналитиков, самая многочис­ленная.

Мы, создавая нашу станцию, решили бороться именно за нее. Но при этом постоянно держали в голове замечательную, на мой взгляд,

Марина Скалкина окончила Московский государственный университет им. М. В. Ло­
моносова (исторический факультет). После окончания работала в системе Гостелерадио в
главных редакциях вешания на страны Латинской Америки, на США и Англию. С 1998
года главный редактор радиостанции «Говорит Москва». 191


фразу Уинстона Черчилля: «Я не могу слушать радио. Мне осталось жить всего 50 лет, и у меня нет на это времени». Эта фраза подска­зывает, что для сегодняшнего дня оптимальны малые формы. Обре­мененные этими знаниями, мы создавали радиостанцию «Говорит Москва».

Особенности радиостанции «Говорит Москва»

Было несколько факторов, которые влияли на нашу работу.

Во-первых, нужно было создать радиостанцию на бюджетные деньги Правительства Москвы, ориентированную на людей старшего возраста, то есть на брошенный, одинокий, никому не нужный контингент, весьма значительный по России вообще и по Москве в частности. Се­годня много размахивают флагами, на которых начертано: «Прибавим пенсии!», «Сделаем для ветеранов то-то и то-то!» Но ведь фактически люди старшего возраста никому не нужны, потому что неплатежеспо­собны и им недолго осталось жить.

Встал вопрос: как строить программную политику этой станции и что делать людям, которые на ней работают? Примириться с тем, что твоя аудитория старая? Все мы рисуем себе какие-то идеальные обра­зы, верим, что жить будем долго, в том числе и в радиоэфире. А здесь получается, что с окончанием жизни этих людей завершит свое суще­ствование и станция, потому что будет больше никому не нужна. А долго работать без надежды на то, что у тебя есть будущее, нельзя. Как нельзя жить под страхом смерти — это удается только очень сильным

духом людям.

Вторая сложность, которая присутствует в нашей работе, — так на­зываемый социальный заказ. Если вы — общественное радио, то вам непременно будут спускать какие-то конкретные передачи, которые, на ваш взгляд, лягут тяжелыми кирпичами в эфир. Что с этим делать?

Еще одна специфика радиостанции «Говорит Москва» — это город­ское радио, которое должно стать зеркалом проблем огромного мега­полиса. Как объять необъятное и сделать это интересно?

Общественное радио — вещь очень востребованная с точки зрения благодарности слушателей и крайне неблагодарная с точки зрения рекламы и рекламодателей. Сказать, что «на дворе весна, а у нас эфире Мадонна», и продолжать в том же духе изо дня в день — это, в общем, дешево и прибыльно, если грамотно поставить промоушн и иметь хо­рошую рекламную службу. Сделать общественное радио простым, но не примитивным, нужным, полезным и при этом нескучным — архи-

сложно.

Вот основные трудности, с которыми надо было справляться.


Было сразу понятно, что общественная станция должна быть разго­ворной, потому что, во-первых, станций, которые вещают в музыкаль­ном формате, великое множество, а во-вторых, нам нужно было учи­тывать все те нюансы, о которых говорилось выше.

Первая проблема — проблема возрастной аудитории — была решена просто: мы изменили наше отношение к ней. Мы поняли, проработав какое-то время, что люди старшего возраста не желают стареть. Они тянутся к общению с молодыми, потому что это продлевает им жизнь. Характерный пример: программа «Как стать Шварценегером в Рос­сии», которую долго вел на нашей волне русский супермен Александр Невский до своего отъезда в Голливуд, была популярна у людей стар­шего возраста не меньше, чем у молодых, хотя речь в ней шла о на­ращивании мышечной массы, о силе и ловкости, о чисто внешней привлекательности. Значит, аудиторию радиостанции нужно и можно омолаживать, при этом не теряя слушателей старшего возраста.

Но, все-таки, как выстроить программу, учитывая интересы и ста­риков, и людей среднего возраста, и молодежи? Поднимая темы, оди­наково интересные и первым, и вторым, и третьим.

Есть такая наука — «историческая география». Суть ее можно свес­ти к фразе: «Скажи мне, где ты живешь — и я скажу тебе, кто ты». Вне зависимости от возраста и политических убеждений, живущих в Моск­ве и приезжающих сюда людей связывают общие проблемы: насколько безопасно столичное метро, где продаются качественные продукты, как найти работу, что стоит посмотреть в кино, на какие спектакли сходить, когда снесут пятиэтажки и будет ли предоставляться жилье очередникам, как обстоят дела с экологией в городе и найдут ли здесь биотуалеты страждущие... На эти и многие другие вопросы можно по­лучить ответы, слушая эфир «Говорит Москва» (передачи «День столи­цы в репортажах корреспондентов», «От галерки до партера», «Боль­шое московское ухо» и т.д. форматом до 3 минут).

Мы помнили также, что тема каждой передачи должна представ­лять общечеловеческий интерес. А это могут быть самые разные темы. Например, у нас выходят:

«В поисках смысла» — программа психологической поддержки. Как преодолеть чувство одиночества в большом городе, как оно ощу­щается в 17, 45, 70 лет; как найти понимание в семье, пережить потерю близкого человека;

«Бизнес по-русски» — передача о малом и среднем бизнесе, о том, что никогда не рано и никогда не поздно его начать, об опыте людей, преуспевших только после выхода на пенсию. Не побоявшись риска, они открыли свое дело, ставшее семейным, что объединило их с детьми; 193


«С книжкой под мышкой» — викторина для эрудитов. Не имеет возрастных противопоказаний;

Из подобных программ, которым «все возрасты покорны», состоит, по сути, вся сетка вещания «Говорит Москва».

И постепенно аудитория начала молодеть.

Из первого нашего слогана «Радио большого города» совершенно естественно, логически вырос новый — «Радио, объединяющее поко­ления». Сегодня в разные часы радио «Говорит Москва» слушают все: пришедшие из школы старшеклассники, старики и домохозяйки, слу­жащие в офисах. Сегодня возраст нашей аудитории — и люди после 45, и до 18.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.