Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия радиостанции




Мы решили отказаться от понятия целевой аудитории. Коммерчес­кие радиостанции ориентируются на определенный стиль жизни, под­страивают под это свои программы. А нас жизнь заставила эту пробле­му решать по-другому. Трехпрограммник скорее всего стоит у челове­ка на кухне. А кухня это особенное место.



На кухне собираются разные люди, семьи. Еще лет пятнадцать-двад-цать назад все думающие люди в нашей стране собирались вечерами на кухне и пускались в бесконечно пространные рассуждения о смысле бы­тия вообще и о своей жизни в частности. Там, на пяти-семи квадратных метрах, решались судьбы Родины, высказывались крамольные мысли, читался вслух Самиздат и звучали «нелегальные» песни. И потому абы кого на кухню не приглашали. Само слово «кухня» имело свой особый шифр, шарм, чай и дым. И притягательность. Кухня и сегодня остается самым теплым, самым уютным местом в квартире, символом дружбы, семьи, и, если хотите, верности вечным идеалам. И, так сложилось в нашей стране, до сих пор на тех же самых квадратных метрах концентри­руется интеллектуальная мысль и творческая энергия.

Классический трехпрограммник — до сих пор кухонное «окно в Европу». И изначально мы создавались как кухонное радио. На тре­тьей кнопке «Говорит Москва» — ручная работа, радио для думающих людей. То, о чем с введением инкубаторно-FMHoro эксперимента дав­но позабыли многие радиослушатели. А у нас сохранилась неспешная человеческая интонация, свойственная разговорам на «кухне». Нет псевдо-залихватской трескотни и кондитерской веселости. Наше ра­дио нацелено на слушание и размышление.

Только в столице аудитория радиостанции составляет 400 тысяч человек, а это, для сравнения, одновременно четыре переаншлага на Олимпийском стадионе в Лужниках. Добавьте к этому 5 миллионов ежедневных радиослушателей более чем в пятнадцати регионах страны и представьте себе какую-нибудь среднеевропейскую страну, которая в полном составе слушает радио.

История и политика, литература и театр, кулинария и рыбная лов­ля, медицина и психология — далее со всеми остановками. Мы даже позволили себе роскошь иметь детскую программу — совместный про­ект с «АиФ» «Клуб проказ и мир затей». Это познавательно-развлека­тельный калейдоскоп для детей.

Мы задумались: как удержать такую разную аудиторию? Что держит слушателя? Музыка, но мы не музыкальная станция. Как еще держать внимание? Давая жизнь. Каждодневную, скучную: завтракаешь, надел штаны, поцеловал жену, ушел на работу, отсидел, вернулся, опять то же самое. Банально, но это жизнь.

И еще аудиторию держат личности. Вообще радио и личности на нем — это огромная тема. Это необъяснимо! Есть люди знающие, есть люди с потрясающей энергетикой, й они держат аудиторию.

Создавая программы, мы всегда помним, что главное -1- слушателя заинтересовать, даже заинтриговать, если хотите, Жогда, кажется, все


уже придумано, надо придумать что-то еще. Программируя нашу ра­диостанцию, мы решили взять все самое лучшее из опыта прошлого. Ведь рядом с нами живут люди, которые были воспитаны не на телеви­дении, а именно на радио. Может, взять то, что вызывает у людей чувство ностальгии? Мы решили, что в эфире непременно будет жанр радиоспектакля. И у нас идут спектакли. Мы пригласили работать на радио людей, которые являются своего рода символом времени, на которых воспитывалось не одно поколение, которых знают и любят до сих пор: это знаменитая тетя Валя — Валентина Михайловна Леонтье­ва, Виктор Иванович Балашов, блистательный наш актер Евгений Яковлевич Весник. У них свои авторские программы в эфире радио «Говорит Москва».

И еще. Мы попытались сделать ставку на позитивную информа­цию, что всегда сложнее, чем раздувать любой скандал в эфире (поли­тический, уголовный и т.д.).

Нас можно упрекнуть в эклектичности, во всеядности. Но с другой стороны — жизнь эклектична, в ней есть все — встречи, любовь, изме­ны, цветы, магазины, работа, и, коль скоро мы радио большого горо­да, нужно этому соответствовать.

Все это стало определяющим в построении нашей программы.

Принципы составления сетки вешания

Из всего сказанного ясно, что эфир «Говорит Москва» сложен, как хитроумный пазл, из множества авторских программ.

Мы задавались целью собрать оптимальную аудиторию в разные временные отрезки. Они определяются притоком и оттоком слуша­тельской аудитории. Для Москвы это 06:00—10:00; 10:00—15:00; 15:00— 19:00; 19:00-24:00.

Пик слушания приходится на 06:00—10:00. Это время дробного эфира и максимально короткой и полезной информации для всех, кто собирается на работу. Новости (каждые полчаса), обзор прессы (отече­ственной и зарубежной), «Исторический календарь», прогноз погоды, информация для автомобилистов, сводка службы «01», «Афиша», курс доллара, котировки ценных бумаг, программа о красоте и долголетии, советы для садоводов и огородников, книжные новинки, городская информация (работа транспорта, магазинов, сегодняшние цены на рынках) — все это, относящееся к разряду полезного, ежедневно по утрам. А также приятное: «5 минут поэзии», юмористическая передача «Пора вставать» и последние 15 минут каждого утреннего часа музыка из серии «Золотая коллекция» — отечественные и зарубежные хиты разных лет.


Установка на утро — максимум позитивного настроения. Вот, на­пример, передача «Пора вставать». Она идет 3-4 минуты и настраивает человека на оптимистическое восприятие дня. В ней рассказываются веселые истории, общий смысл которых сводится к тому, что, даже если лень вставать и день мрачно начинается, нужно себя пересилить, так как никто не знает, к чему он тебя приведет. Вот господин Иванов себя пересилил, встал и в этот день совершил открытие и стал Нобе­левским лауреатом.

С 10:00 до 15:00 — время, в которое нас слушают, в основном, дома и в офисах. Характер вещания более спокойный, ориентированный на группы со специальными интересами: медицинские программы, про­светительские, культурные. Это же время совместных проектов с раз­личными департаментами Правительства Москвы («На столичном рынке труда» — о трудоустройстве, «Сделано в России» — в поддержку российского предпринимательства, «Открытый эфир» — разговор с городскими властями).

С 15:00 до 19:00 аудитория традиционно увеличивается в связи с завершением рабочего дня. В это время дается информационная кар­тина дня («Сей час» — центральная информационная программа, «Крупным планом» — нечто сродни телевизионному «Герою дня», «Мы и власть» — интерактивная беседа с самыми высокими чиновни­ками московского и федерального уровня на главную тему дня).

С 19:00 до 24:00 время телевизионное. У приемников остаются люди, ждущие какой-то «своей» специальной программы. Здесь появ­ляются музыкальные передачи форматом до часа: «Арба семи муз» — эксклюзивная музыкально-познавательная программа об этнической музыке народов СНГ и мира с участием выдающихся представителей музыкальной культуры разных народов, неизвестных широкому слуша­телю в России. Эта передача представляет особую ценность для мно­гонациональной Москвы, города всех религий. «Парижский кораб­лик» — передача о французском шансоне и знаменитых шансонье, «Соло для джаза», «Время слушать блюз».

Вечер — это время «Ночных прогулок по Москве», «Исторических детективов» и «Разговоров по душам».

И во всех этих программах мы ищем тот единственный ракурс, ко­торый сделает тему интересной для всех наших аудиторных групп.

Есть несколько программ, которые мне бы хотелось привести в ка­честве примера изменения отношения к теме и творческого поиска.

У нас есть очень спорная, даже скандальная программа. Это про­стая юридическая консультация. Но личность адвоката, который ее ведет, неординарна. Это Александр Островский. Он всегда немножко


груб и невероятно саркастичен. Но он всегда стоит на страже человека. Не закона, потому что очень трудно стоять на страже закона в нашей стране, когда закон совершенно не работает. Он может объяснить, как обмануть государство, публично, в эфире рассказать, как решить кон­кретную проблему. Этот человек — почти шоу, хотя вроде бы юриди­ческие консультации — это очень скучно.

У нас масса оригинальных программ. Например, ведущий Роман Щепанский — мастер малого жанра, человек удивительного склада ума, обладающий парадоксальным мышлением и необычным взглядом на вещи. Одни названия его программ интригуют: «Поцелуй Иуды» (истории нашумевших человеческих предательств), «Заборная филосо­фия Москвы» (без комментариев), «Похвала жадности» (уроки эконо­мии на примере великих скряг). Подобные познавательные мини-про­граммы держат аудиторию.

Мы делали программу о театре, но не о театре со сцены, а о теат­ральном закулисье. Ее вел актер из театра Вахтангова Антон Меньши­ков. Это была программа-находка, он брал «репортер» и писал закули­сье театров, от гримера до режиссера — всех. И ему, человеку своему, люди говорили то, чего, возможно, никогда не сказали бы радиожур­налисту.

Другая наша находка — поэтический концерт по заявкам. Выпол­нить музыкальную заявку просто, и это под разными названиями идет на любой станции. Выполнить поэтическую заявку — когда звонит человек и просит почитать ему Блока или Северянина, или какое-то конкретное стихотворение Пушкина — и мгновенно это получает — такого концерта по заявкам я, честно говоря, не знаю. Это рейтинго­вая программа. Люди к этому тянутся, потому что это нечто новое, неординарное.

Мы решили сделать героями передач самих слушателей, просто людей на улицах. Так появилась передача «Философия толпы». Она идет по пятницам в полдень. Есть такие вещи, о которых мы думаем очень редко, которые от себя гоним. Человек думает о смерти? Можно с человеком говорить об этом, или это чернуха? Есть люди, которые попадали в страшную беду и выползали из нее. Есть люди, которые могут чувствовать себя прекрасно только в толпе. Есть люди, которые в толпе все равно одиноки. Есть лидеры. Всех этих людей мы ежеднев­но встречаем на улице. Просто мы не смеем к ним подойти и спросить об этом. У нас есть человек, который только этим и занимается. Он бывает в самых разных местах — на обычных улицах, в экстремальных клубах, и там, где рельсы укладывают. В его передаче за 20 минут происходит огромное количество встреч. Люди пытаются в нескольких


фразах сформулировать свою философию жизни, и это выливается в неожиданный разговор.

Музыка в эфире

Проблема с подбором музыки стояла не менее остро, чем с выбо­ром программ. Как найти свою нишу? Мы намеренно отказались от музыки «ретро», хотя по идее это напрашивалось. Мы пошли по друго­му пути. Ретро может быть, а старомодного быть не должно. Понятие формата у нас как такового нет. Мы просто подбираем музыку.

Раймонд Паулс однажды сказал: «Я прошел через огромное количе­ство экспериментов и в результате вернулся к тому, с чего начинал — к мелодии». Самая мелодичная музыка разных стран и разных лет, та, которую можно было бы назвать всемирной «Золотой коллекцией», та, о которой мы говорим — «музыка, объединяющая поколения»: «Beatles», «ABBA», «Queen», великие итальянцы и не менее великие французы (Азнавур, Монтан, Пиаф), виртуозы-инструменталисты (Пако де Лусия, Карлос Сантана, Ал ди Меола) — звучат у нас на станции. Музыкальных гениев было столько, что месяц без музыкаль­ных повторов можно продержаться легко. Из отечественной эстрады у нас звучат группы «Любэ», «Несчастный случай», «Високосный год», Леонид Агутин, Алена Свиридова, Ирина Богушевская, Алла Пугачева. Практика показывает: какая музыка звучит в эфире, такую спустя ко­роткое время начинают заказывать слушатели. И сегодня среди куми­ров у старшего поколения слушателей на нашей волне — Сара Брайт-ман, Джо Коккер и Крис Ри.

Что-то мы отмели сразу. Потому что просто это не наше. И в то же время, за исключением специальных программ, уходим от каких-то изысков, авангардных экспериментов. Но это не должен быть прими­тив. В основе музыки должна лежать мелодичность. А это и отече­ственная музыка, и западная. Мы не делаем никакой разницы и не соблюдаем никаких процентов. Соотношение музыки и разговора в программе 30 к 70 или 40 к 60 в зависимости от времени суток. К то­му же мы делаем много разных музыкальных специальных программ, даем концерты в живом эфире.

При построении музыкального формата мы не ориентируемся це­ликом и полностью на музыкального редактора. Поэтому поисками музыки у нас занимается не только музыкальный редактор, но и ре­жиссеры. Каждому из режиссеров я абсолютно доверяю. Я знаю, что они никогда фоном не подложат то, что нельзя. Я могу даже не слы­шать фамилии человека, который сидит за пультом, но я точно скажу, кто сегодня в смене. По музыке, которую человек ставит. Плей-лист у


нас не железный. Есть костяк, и режиссеры могут сами что-то менять. Некоторые ведущие тоже могут сами подбирать себе музыку.

Штат радиостанции

У нас всего тридцать пять человек. Пять режиссеров, мощная ин­формационная служба и авторы программ. Ключевыми являются фигуры директора службы информации, музыкального директора и продюсера. Каждый из сотрудников радиостанции владеет нескольки­ми смежными профессиями (корреспондент, звукооператор, ведущий, продюсер). Это позволяет оптимизировать затраты на радиостанцию и механизм управления.

Реклама на общественном радио

Реклама необходима любому, даже бюджетному радио, если оно хочет себя чувствовать достаточно свободным. Но как привлечь рекла­модателя, если заведомо известно, что слушатели радиостанции — это, в основном, люди с высшим образованием и небогатые, то есть, их и «на мякине не проведешь», и мерседес не продашь. Тем не менее, реклама определенного рода услуг и товаров на общественной станции дает более успешный результат, чем где бы то ни было: это медицина, операции с недвижимостью, обучение, образование.

Если речь идет о тридцатисекундных — минутных рекламных роли­ках, то они должны быть спокойными, вразумительными, информаци­онными и, скорее всего, неигровыми. Больший эффект дают 5-, 10-, 15-минутные беседы в прямом эфире с представителями той или иной компании, причем беседы интерактивные, то есть слушатели имеют возможность задать свои вопросы.

И трудно переоценить эффект имиджевой рекламы на обществен­ной станции в периоды предвыборных политических кампаний любо­го уровня. Слушатели общественной станции, как правило, занимают активную жизненную позицию. Именно они идут на избирательные участки и зачастую решают судьбу того или иного кандидата.

Мы помнили и о том, что у людей вообще есть заведомо негативное отношение к рекламе, что она зачастую вызывает лишь раздражение и желание если не разбить, то уж точно выключить приемник. Люди малоимущие отчасти именно рекламу винят в своем несправедливо бедственном сегодняшнем положении.

Мы нашли, как нам кажется, любопытный ход, способный испра­вить ситуацию. Мы напомнили слушателям, что реклама была всегда, что это не злой демон наших дней, а необходимость, продиктованная жизнью. Отправились в библиотеку, подняли газеты столетней давно-


сти, отрыли в них рекламу всевозможных услуг и товаров и озвучили ее в эфире. Так появился проект «Московская реклама 100 лет назад». Знаете ли, интересный эффект! Слушатели старую рекламу полюбили. Стали ждать ее появления в эфире и даже заказывать, как песни, наи­более удачные «шедевры» жанра. А «под шумок» старой рекламы по­шла с большим эффектом и сегодняшняя. Примеры:

«Пудра «Рафаэль» превосходит своими достоинствами все рисовые пуд­ры. Не сушит кожи, плотно прилегает, незаметна при дневном свете, уничтожает жар и красноту. Кожа лица делается нежною и прозрачною. Цена 75 копеек. Спрашивать на Кузнецком Мосту.»

«Навсегда! Осушаю сырость в домах. Цена 1 рубль за квадратный

аршин.»

«Брюковыпрямители делают утюжку ненужной. Цена 3 рубля.»

* * *

Из всех наших опытов в итоге что-то прижилось, что-то нет.

Станция «Говорит Москва» была призвана поддерживать очень ровный, позитивный, хороший жизненный уровень и удовлетворять культурные, информационные, эстетические потребности жителей го­рода Москвы. Оказалось, можно это сделать.

Мы сегодня работаем на третьей кнопке, но было время, когда у нас была еще и FM-частота. Когда ее отняли, нам стали звонить те, кто слушал нас на FM, и спрашивать, где можно приобрести трехпрог-раммник. Он далеко не у всех сейчас стоит на кухне. Мы узнали адреса магазинов, дали эту информацию в эфире. Потом в магазинах нам сказали, что все трехпрограммники были раскуплены.

Значит, все-таки такую станцию можно слушать и в диапазоне FM, что лично для меня было очень важно. Всегда ищешь опору, которая позволяет тебе сказать: «Да, я работаю не зря; да, мы идем в нужном направлении». Это для нас очень важно и значимо.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.