Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ассигнования на социальное обеспечение населения




Важное место в системе расходов бюджетов занимают расходы на социальное обеспечение населения. Бюджетный кодекс РФ в редакции, предшествовавшей принятию Федерального закона от 26 апреля 2007 года №63-ФЗ, предусматривал их осуществление в форме трансфертов населению. Статья 75 БК РФ определяла такие трансферты как бюджетные средства для финансирования обязательных социальных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления. Речь идет о пенсиях, пособиях, компенсациях и других выплатах социального характера, предусмотренных соответствующими нормативно-правовыми актами и осуществляемых за счет средств бюджетов.

Таким образом, выделение трансфертов населению в качестве самостоятельной формы расходов было предопределено наличием особого основания для расходования средств бюджетов, в качестве которого выступает в данном случае социальное законодательство. В частности, обязанность производить определенным категориям населения за счет бюджетных средств соответствующие выплаты предусмотрена Законом РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (раздел V), Законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», Законом РФ от 6 июня 1993 года №5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» (статья 11) и другими.

Бюджетный кодекс РФ в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 года №63-ФЗ, не оперируя понятием «форма расходов», статью 74.1 посвящает бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения. Причем относит к ним в соответствии с п. 1 статьи 74.1 БК РФ ассигнования не только на предоставление социальных выплат гражданам, но и на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения. Речь идет, таким образом, о социальном обеспечении граждан не только путем прямого предоставления им денежных выплат из бюджетов, но и путем оплаты за счет средств бюджетов товаров, работ, услуг, приобретаемых в их пользу.

Например, Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в главе 2 предусматривает предоставление определенным категориям нуждающихся лиц помощи в виде набора социальных услуг, включающего, в том числе, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте. Затраты, связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации, и порядок их финансирования определен Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 864 "О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан».

В частности, в соответствии с пунктом 23 этого постановления Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию на основании договора об оказании услуг по перевозке граждан-получателей социальных услуг железнодорожным транспортом пригородного сообщения, заключенного с ОАО «Российские железные дороги», направляет средства на предоставление гражданам бесплатного проезда путем оплаты счетов, предоставляемых указанным акционерным обществом. Таким образом, имеет место оплата за счет средств федерального бюджета оказываемых ОАО «Российские железные дороги» гражданам услуг в целях реализации мер социальной поддержки населения.

Хотя средства бюджета предоставляются в данном случае не гражданам, а оказывающей им услуги организации, основанием осуществления расходов остается социальное законодательство, в рамках которого публичный субъект в одностороннем порядке принимает на себя обязательства по социальному обеспечению населения за счет средств бюджета. Представляется, что это позволяет в известной мере рассматривать ассигнования на социальное обеспечение населения в качестве самостоятельной формы расходов бюджетов, включающей наряду с трансфертами населению также ассигнования на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

<quest21< font="">Особое место в системе обязательств публичного субъекта, подлежащих исполнению за счет ассигнований на социальное обеспечение населения, Бюджетный кодекс в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 года №63-ФЗ отводит, так называемым, публичным нормативным обязательствам. Речь идет о принятых публичным субъектом в одностороннем порядке обязательствах перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, особенность которых заключается в установлении их размера или порядка его индексации непосредственно в законе или ином нормативном правовом акте. Например, статья 11 Закона РФ от 9 июня 1993 года №5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» устанавливает право граждан, сдавших бесплатно кровь сорок и более раз или плазму шестьдесят или более раз и награжденных знаком «Почетный донор России», на ежемесячную денежную выплату в размере 6 тысяч рублей в порядке, установленном Правительством РФ.</quest21<>

Поскольку размер денежного обязательства публичного субъекта перед каждым лицом, награжденным знаком «Почетный донор России», установлен непосредственно законом, отсутствует необходимость и целесообразность определения в бюджетном процессе предельных объемов (лимитов) бюджетных средств на их исполнение. В связи с этим необходимо обеспечить максимально точное планирование бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств. Вот почему пункт 2 статьи 74.1 БК РФзакрепляет правило, в соответствии с которым бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

Особо следует заметить, что Бюджетный кодекс РФ относит к публичным нормативным обязательствам только те обязательства публичного субъекта, которые исполняются за счет ассигнований на социальное обеспечение населения. Часть 23 статьи 6 БК РФ прямо исключает из числа публичных нормативных обязательств обязательства по осуществлению выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях. Исполнение таких обязательств, размер которых или порядок его индексации также определяется нормативно-правовыми актами, осуществляется уже за счет ассигнований на осуществление государственных (муниципальных) услуг, основой планирования которых выступают государственные (муниципальные) задания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.