Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды расходов бюджетов





Формирование бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в целях финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. При этом бюджеты, характеризуясь своей универсальностью, призваны обеспечить покрытие любых затрат публичного субъекта, возникающих во всех сферах его деятельности. Осуществление публичных задач и функций сопровождается непрерывным направлением средств бюджета на оплату труда лиц, занятых в секторе государственного управления; закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд; социальное обеспечение населения; оказание государственных и муниципальных услуг, а также другие публичные цели.

С этих позиций часть 7 статьи 6 БК РФ в редакции, предшествовавшей принятию Федерального закона от 24 апреля 2007 года №63-ФЗ, определяла расходы бюджета в материальном аспекте как денежные средства, направляемые на решение задач и функций государства и местного самоуправления. Вместе с тем понятием расходов бюджета охватываются не любые денежные средства, выплачиваемые из бюджета. Учитывая возможность возникновения бюджетного дефицита, при котором расходы бюджета превышают его доходы, законодатель определяет систему источников финансирования такого дефицита (статьи 94-96 БК РФ). Речь идет в основном о временном привлечении денежных средств на возвратной основе в виде займов и кредитов. Одновременно денежные средства бюджета могут являться источником временного заимствования другими субъектами. В таком качестве выступают бюджетные кредиты, отражение операций с которыми в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в редакции Федерального закона от 24 апреля 2007 года №63-ФЗ с учетом их последующего возврата также осуществляется в источниках финансирования бюджетного дефицита.

Таким образом, с учетом преимущественно возвратного характера источников финансирования дефицита бюджетов, законодатель осуществляет их самостоятельное правовое регулирование, создавая для них особый правовой режим, отличный от правового режима доходов и расходов бюджетов. Поэтому, уточняя определение понятия расходов бюджетов в части 6 статьи 6 БК РФ в редакции Федерального закона от 24 апреля 2007 года №63-ФЗ, законодатель смещает акцент на отграничение расходов от источников финансирования бюджетного дефицита. В соответствии с новыми подходами расходы бюджета понимаются законодателем как выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Вместе с тем расходы бюджета могут быть определены не только в материальном, но и в экономико-правовом аспекте, отражающем отношения, возникающие в процессе движения средств бюджетов бюджетной системы РФ. Представляется, что в рамках такого подходапод расходами можно понимать урегулированные нормами бюджетного права отношения, возникающие по поводу выделения из бюджета денежных средств, за исключением средств, являющихся источниками финансирования бюджетного дефицита, получателям в целях их направления на решение задач и функций публично-правовых образований.



Состав расходов бюджета определяется, таким образом, задачами и функциями государства и муниципальных образований, приоритетность которых может меняться под влиянием внешних и внутригосударственных факторов, включая экономическую, политическую и социальную обстановку.

Деление расходов на виды может осуществляться по различным основаниям, что предопределило существование до внесения в Бюджетный кодекс РФ изменений Федеральным законом от 24 апреля 2007 года №63-ФЗ в составе бюджетной классификации РФ трех самостоятельных классификаций расходов бюджетов. Функциональная классификация расходов отражала направление средств бюджета на выполнение основных функций публичного субъекта. Имеются в виду, например, расходы на образование, включающие, в том числе, расходы на высшее и послевузовское профессиональное образование, на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, а также другие вопросы в области образования.

Экономическая классификация расходов бюджетов являлась группировкой расходов по их экономическому содержанию и представляла собой деление расходов на текущие и капитальные. Текущие расходы призваны обеспечивать, прежде всего, текущее финансирование органов государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетных учреждений. Речь идет об оплате труда; оплате работ и услуг и других текущих расходах. В свою очередь, капитальные расходы обеспечивают инвестиционную и инновационную деятельность и включают, в том числе, прямые инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с инвестиционной программой, и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

Наконец, ведомственная классификация расходов отражала распределение средств бюджета по главным распорядителям средств соответствующих бюджетов, в роли которых на государственном уровне выступают, прежде всего, исполнительные органы государственной власти, первыми получающие бюджетные средства и осуществляющие их последующее распределение между подведомственными им органами и учреждениями. Средства федерального бюджета выделяются, в частности, федеральным министерствам, федеральным агентствам и федеральным службам, которые в дальнейшем предоставляют их подведомственным организациям. Так, Федеральное агентство по образованию распределяет доведенные до него средства федерального бюджета между федеральными образовательными учреждениями.

В связи с реформированием бюджетной классификации РФ Федеральный закон от 24 апреля 2007 года №63-ФЗ вносит в этой части в Бюджетный кодекс РФ изменения, фактически обеспечивающие интеграцию в рамках единой классификации расходов трех названных выше классификаций расходов с одновременной их адаптацией к потребностям совершенствующегося бюджетного процесса. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 БК РФ в новой редакции код классификации расходов бюджета состоит из:

1. кода главного распорядителя бюджетных средств;

2. кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

3. кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Таким образом, коды главных распорядителей бюджетных средств отражают ведомственную структуру расходов бюджетов, которая устанавливается в соответствии с пунктом 2 статьи 21 БК РФ законом (решением) о соответствующем бюджете и включает перечень главных распорядителей средств соответствующего бюджета.

Функциональная классификация расходов бюджетов находит свое выражение в кодах разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов. При этом едиными для бюджетов всех уровней бюджетной системы являются только разделы и подразделы классификации расходов, перечень которых содержится в пункте 3 статьи 21 БК РФ. Например, раздел «Социальная политика» включает такие подразделы, как «Пенсионное обеспечение», «Социальное обслуживание населения», «Социальное обеспечение населения», «Охрана семьи и детства» и другие. Что же касается целевых статей и видов расходов, то они в соответствии с пунктом 4 статьи 21 БК РФутверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом РФ случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета с учетом единых требований Бюджетного кодекса РФ к их формированию. Это позволяет органам власти при планировании бюджетных показателей использовать целевые статьи и виды расходов, в наибольшей степени отражающие специфику вверенной им сферы деятельности, что создает предпосылки для расширения их самостоятельности и повышения ответственности за рациональное использование средств бюджетов.

<quest17< font="">Одной из наиболее существенных новелл в реформировании экономической классификации расходов является ее интеграция склассификацией операций сектора государственного управления, к которым относятся экономические операции, осуществляемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями. Такая классификация предусматривает группировку бюджетных операций по их экономическому содержанию и позволяет интегрировать ее с планом счетов бюджетного учета, чтобы повысить прозрачность финансовой деятельности органов власти и бюджетных учреждений и оценить влияние принимаемых в налогово-бюджетной сфере решений на состояние активов и обязательств публично-правовых образований.</quest17<>

Статьи и подстатьи операций сектора государственного управления являются едиными для всех бюджетов бюджетной системы РФ. При этом статьи расходов определены непосредственно Бюджетным кодексом РФ и в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 23.1 БК РФк ним отнесены, в частности, «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда», «Оплата работ, услуг», «Обслуживание государственного (муниципального) долга» и другие статьи расходов. Что касается единого для бюджетов бюджетной системы РФ перечня подстатей расходов, то он в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 БК РФ должен устанавливается Министерством финансов РФ.





Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.