Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таможенное декларирование товаров




В таможенном оформлении основным обязательным действием является декларирование товаров. Суть декларирования товаров заключается в том, что субъекты предпринимательской деятельности обязаны представить таможне точные и достоверные сведения, необходимые для помещения товаров под таможенный режим. Т.е. при помещении товаров под таможенный режим они подлежат таможенному декларированию

Таможенное декларирование товаров — представление таможенному органу таможенной декларации в виде письменного или электронного документа, в котором заявлены сведения, необходимые для помещения товаров под таможенный режим (ст. 74 ТК).

В соответствии с нормативными актами Республики Беларусь применяются три формы декларирования: устная (в ряде случаев в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами), письменная (основная форма декларирования) и электронная.

Устная форма декларирования заключается в устном сообщении физическим лицом, перемещающим товары через таможенную границу Республики Беларусь, должностному лицу таможни точных сведений о товарах, целях их перемещения через таможенную границу, а также других сведений, необходимых для таможенных целей.

Физические лица также в определенных случаях осуществляют письменное декларирование. Форма таможенной декларации на товары для личного пользования установлена приложением 1 к постановлению ГТК от 30 октября 2007 г. № 123.

Письменном таможенное декларированиетакже производится лицом, которое заключило внешнеэкономическую сделку либо от имени которого эта сделка заключена, имеется ввиду резидент Республики Беларусь. Такое лицо называются декларантом. Таможенное декларирование также может быть произведено таможенным агентом (представителем) по поручению декларанта. Другими словами декларантами могут быть лица, на которых возлагается обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, т.е. те лица, которые являются инициаторами ввоза или вывоза товаров. Как правило, декларант — это резидент Республики Беларусь. Однако пункт 2 ст. 76 ТК допускает некоторые изъятия из данного правила, наделяя этим статусом и иностранных лиц.

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан:

— представить в таможенный орган таможенную декларацию и иные необходимые документы и сведения;

— предъявить декларируемые товары таможенному органу, за исключением случаев, когда фактического предъявления товаров не требуется;

— уплатить таможенные платежи;

— соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующем таможенном режиме.

Таможенная декларация должна быть представлена таможенному органу до истечения срока временного хранения товаров, — шестьдесят календарных дней.

При осуществлении внешнеторговой деятельности применяется установленная форма декларирования в виде грузовой таможенной декларации (ГТД), прототипом которой служит единый административный документ (ЕАД), используемый в государствах Европейского союза. Созданная по образцу ЕАД грузовая таможенная декларация представляет собой документ единой формы, где в условно закодированном виде указываются все необходимые для таможенных целей сведения о декларируемых товарах в зависимости от избранного таможенного режима. Часть граф заполняется декларантом, часть — таможенным органом.

В ст. 75 ТК закреплен перечень основных сведений, которые могут быть указаны в таможенной декларации, в том числе в закодированном виде. К таким сведениям законодателем отнесены:

—сведения о заявляемом таможенном режиме;

—сведения о декларанте, таможенном агенте (представителе), если таможенное декларирование товаров производится таможенным агентом (представителем), об отправителе и о получателе товаров;

—сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров или внутриреспубликанской перевозки декларируемых товаров;

—сведения о товарах (наименование, описание, классификационный код товаров по ТН ВЭД, наименование страны происхождения, наименование страны отправления, страны назначения и т.п.);

—сведения об исчислении и уплате таможенных платежей (ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, применение тарифных преференций и т.п.);

—сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях; сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

—сведения о производителе товаров;

—сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим;

—сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования;

—сведения о лице, составившем таможенную декларацию;

—сведения о месте и дате составления таможенной декларации.

Порядок заполнения ГТД определен в Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров, утвержденной Приказом ГТК от 9 июля 1998 г. №246-ОД.

Данным Приказом утверждено также Положение о таможенном документе «Грузовая таможенная декларация». В соответствии с разделом 3 названного Положения о таможенном документе «Грузовая таможенная декларация» таможенная декларация формы ГТД подразделяется на следующие типы:

1) экспортная декларация — заявление на помещение товаров под таможенные режимы экспорта, переработки вне таможенной территории и реэкспорта;

2) импортная декларация — заявление на помещение товаров под таможенные режимы свободного обращения, переработки на таможенной территории, реимпорта, беспошлинной торговли и отказа в пользу государства;

3) декларация-обязательство — заявление на помещение товаров под таможенные режимы временного вывоза, временного ввоза, таможенного склада, свободного склада и уничтожения;

4) декларация свободной таможенной зоны — заявление на помещение товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Представление таможенной декларации должно сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения (ст. 79 ТК). При таможенном декларировании товаров помимо самой декларации представляются следующие основные документы:

1) договоры международной купли-продажи или иные договоры, заключенные при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок — иные документы, отражающие содержание таких сделок;

2) имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы (счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, законодательством или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу (ст. 8 ТК));

3) транспортные (перевозочные) документы (коносамент, накладная или иные документы, свидетельствующие о принятии товаров к международной или внутриреспубликанской перевозке и сопровождающие их при такой перевозке);

По законодательству таможенного союза возможны случаи использования транспортных документов в качестве таможенной декларации (согласно Решения Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г.№ 263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары»);

4) разрешения и (или) лицензии уполномоченных государственных органов на ввоз и (или) вывоз товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе по основаниям экономического и неэкономического характера, т.е. документы, необходимые для осуществления таможенного контроля товаров, в отношении которых применяются нетарифные меры регулирования ограничительного характера;

5) документы, удостоверяющие соответствие товаров требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, — в отношении товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия;

6) документы, подтверждающие страну происхождения товаров в определенных законодательством случаях;

7) документы, подтверждающие уплату таможенных платежей (платежные и расчетные документы. Если декларант претендует на использование налоговых льгот по уплате таможенных платежей, он обязан представить таможенному органу документы, подтверждающие соответствующее право на такие льготы либо заявленные условия);

8) документы, подтверждающие сведения о декларанте.

Факт представления таможенной декларации и необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица, представившего таможенную декларацию, таможенный орган выдает письменное подтверждение (в том числе в электронном виде) о получении таможенной декларации и необходимых документов.

Представленная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, когда:

— таможенная декларация представлена таможенному органу, не правомочному принимать таможенные декларации;

— таможенная декларация представляется неправомочным лицом;

— в таможенной декларации не указаны необходимые сведения;

— таможенная декларация составлена не по установленной форме или не подписана либо не удостоверена надлежащим образом;

— при представлении таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления;

— в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с ТК должны совершаться до представления или одновременно с представлением таможенной декларации.

Факт неуплаты таможенных платежей на момент представления таможенной декларации не является основанием для отказа в принятии таможенной декларации таможенным органом.

Если таможенная декларация не принята таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей непредставленной.

О причинах отказа в принятии таможенной декларации таможенный орган уведомляет лицо, представившее таможенную декларацию, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления таможенной декларации. По запросу лица, представившего таможенную декларацию, такое уведомление выдается таможенным органом в письменной форме.

Правительство Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, вправе устанавливать особенности таможенного декларирования товаров в случаях, определенных в ст. 83 ТК.

Электронное декларирование применяется в соответствии с постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 16 января 2007 г. № 4 «О порядке таможенного оформления и контроля товаров в случае их декларирования в электронной форме и внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по вопросам таможенного оформления».

Отметим, что в электронной форме предусмотрено декларирование товаров, в отношении которых соблюдены следующие условия:

1) помещаются под таможенный режим экспорта;

2) не подлежат обложению вывозными таможенными пошлинами.

В электронной форме должны быть представлены следующие документы:

— грузовая таможенная декларация (ЭГТД);

— платежный документ об уплате таможенных сборов за таможенное оформление;

— документы, подтверждающие выполнение мер нетарифного регулирования.

После получения ЭГТД и других документов в электронной форме должностное лицо таможенного органа проводит форматно-логический контроль правильности заполнения и соответствия форматов представленных документов установленным форматам. Кроме того, устанавливается подлинность электронной цифровой подписи лица, подписавшего документы.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 357-З «Об электронном документе» электронная цифровая подпись — набор символов, вырабатываемый средствами электронной цифровой подписи и являющийся неотъемлемой частью электронного документа.

После проведения указанных контрольных мероприятий должностное лицо таможенного органа в соответствии с их результатами предпринимает следующие действия:

1. При выявлении в представленных электронных документах ошибок и несоответствий требованиям законодательства декларанту направляется электронное сообщение с перечнем ошибок в документах либо с указанием на недостоверность электронной цифровой подписи, заверенное электронной цифровой подписью должностного лица таможенных органов.

2. Если же представленные документы соответствуют установленным требованиям, то не позднее 15 минут после завершения форматно-логического контроля декларанту направляется ЭГТД с регистрационным номером, заверенная электронной цифровой подписью должностного лица таможенных органов.

После присвоения ЭГТД регистрационного номера она становится документом, имеющим юридическое значение и заявление в ней недостоверных сведений повлечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

После этого должностное лицо таможенного органа приступает к проверке соответствия сведений, указанных в ЭГТД, сведениям, указанным в документах, необходимым в таможенных целях.

Результатом такой проверки может стать решение о проведении таможенного досмотра товаров. Основания для проведения таможенного досмотра при электронном декларировании товаров предусмотрены вышеназванным Постановлением.

В случае принятия решения о досмотре товаров должностное лицо таможенных органов направляет декларанту электронное сообщение, в котором содержится информация о месте и времени проведения такого досмотра. Сообщение заверяется электронной цифровой подписью должностного лица.

Если при досмотре выявлено несоответствие количества товаров, указанных в ЭГТД, фактическому количеству товаров либо при досмотре выявлено наличие товаров, не указанных в ЭГТД, должностное лицо таможенного органа принимает решение об отказе в выдаче таможенного разрешения на использование товаров в таможенном режиме экспорта.

В случае выполнения всех условий должностное лицо таможенных органов выдает разрешение на использование товаров в таможенном режиме экспорта. К таким условиям относятся:

1) соответствие сведений, указанных в ЭГТД, сведениям, содержащимся в документах, необходимых для таможенных целей;

2) выполнение мер нетарифного регулирования (при необходимости);

3) полнота и своевременность уплаты сборов за таможенное оформление товаров.

Помимо выдачи таможенного разрешения в электронной форме должностное лицо таможенных органов распечатывает ЭГТД на бланке ГТД, заверяет бумажный экземпляр своей подписью и личной номерной печатью. Заверенный экземпляр выдается декларанту товаров, который в последующем должен передать его перевозчику товаров. Данный экземпляр должен использоваться перевозчиком при получении разрешения на перевозку товаров под таможенным контролем.

После выдачи таможенного разрешения, если товары находятся на складе временного хранения, должностное лицо таможенных органов направляет владельцу склада электронное сообщение с разрешением на выдачу товаров со склада. Сообщение должно быть заверено электронной цифровой подписью.

В период 2008-2010 гг. Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь велась активная работа по созданию и внедрению системы электронного декларирования товаров, основанной на безбумажной технологии таможенного оформления. Применение современных информационных технологий позволило в значительной степени упростить взаимодействие таможенных органов и субъектов хозяйствования, снизить временные и финансовые издержки по осуществлению процедур таможенного оформления и таможенного контроля.

В целях дальнейшего поэтапного внедрения и развития перспективных информационных таможенных технологий Государственным таможенным комитетом разработана концепция проекта «Электронная таможня» (e-Customs) на период 2011-2015 гг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.