Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды таможенных платежей




Целью таможенной политики Республики Беларусь является обеспечение наиболее эффективного использования методов регулирования внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулирования развития национальной экономики и другие задачи экономической политики Республики Беларусь.

Основным инструментом реализации этой политики выступает установление и применение тарифных и нетарифных методов государственного таможенного регулирования [Игнатюк, с. 188].

Тарифный метод заключается в установлении и взимании таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь.Уплата таможенных платежей —одноизусловийперемещениятоваровчерезтаможеннуюграницу.

Экономический характер таможенно-тарифных мер проистекает из заложенного в основу их применения способа воздействия на внешнеторговый оборот через прямое влияние на цены, находящихся в нем товаров. Создавая стоимостные барьер на пути движения товаров к потребителям путем применения к товарам при их перемещении через таможенную границу установленных ставок, таможенных пошлин, таможенно-тарифные меры тем самым повышают уровень цен, влияют на конкурентоспособность товаров, что в свою очередь сказывается на прибыли отдельных отраслей производства[Магилевец С. 35].

Таможенные платежи в большинстве стран мира являютсяважной статьейдоходной части бюджета, и их взимание рассматривается как одна из ведущих функций таможенными органами. Платежи, взимаемые таможенными органами, поступают в бюджет в качестве налогов и неналоговых поступлений; они на постоянной основе полностью закреплены за бюджетом, являясь фискальными доходами.

Данный фактор обусловливает публичноепредназначениетаможенныхплатежей,посколькуони,нарядусдругимиобязательнымиплатежами,являются необходимой экономической основойсуществования и деятельностигосударства [Бакаева с. 137].

Правовойосновой взимания таможенныхплатежейвыступаетТаможенный кодекс, Налоговый кодекс, Закон «О таможенном тарифе», ряд нормативных правовых актов Президента, Правительства, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, а также правовая база таможенного союза.

Таможенные платежи — налоги, сборы (пошлины), взимаемые в республиканский бюджет таможенными органами (ст. 8 ТК).

В ст. 242 ТК перечислены виды таможенных платежей, к которым отнесены:

— ввозная и вывозная таможенные пошлины,

— специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины,

— налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию,

— акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию,

—таможенные сборы.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины (меры нетарифного регулирования) взимаются по правилам, предусмотренным ТК для взимания ввозных таможенных пошлин.

Таможенная пошлина — обязательный платеж в республиканский бюджет, взимаемый таможенными органами Республики Беларусь в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Основную часть таможенных пошлин практически во всех странах мира, в том числе и в Беларуси, составляют ввозные пошлины. Их еще называют импортными пошлинами. Последние устанавливаются на вво­зимые в республику товары и предназначены для:

— защиты национальных производителей от неблаго­приятного воздействия нежелательной иностранной кон­куренции, а также обеспечение условий для эффективной интеграции Республики Беларусь в мировую экономику;

— оптимизации соотношения между экспортом и им­портом с позиций требований платежного и торгового ба­лансов страны;

— рационализации структуры ввозимых на территорию Республики Беларусь товаров;

— создания условий для прогрессивных изменений в структуре производства;

— пополнения доходной части республиканского бюджета.

Вывозные (экспортные) пошлины устанавливаются натовары, произведенные на территории Республики Беларусь и вывозимые за ее пределы. Они в основном применяются для:

—ограничения вывоза за пределы страны товаров, не­обходимых для национальной экономики, для более пол­ного насыщения отечественного рынка, защиты эконо­мической безопасности страны;

—сдерживания вывоза сырьевых товаров и продуктов пер­вичной обработки и стимулирования экспорта высокотех­нологичных товаров[Богданчук с.61].

Ставки ввозных таможенных пошлин на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь, утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2007 г.№ 699 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин». Ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с таможенной территории Республики Беларусь за пределы государств — членов Евразийского экономического сообщества, утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2007 г.№ 700 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин».

Кроме того, Указом Президента Республики Беларусь от 18 июня 2009 г. № 320 «О временном установлении ставок ввозных таможенных пошлин» в целях упорядочения ввоза отдельных товаров на таможенную территорию Республики Беларусь были установлены сроком на 9 месяцев ставки ввозных таможенных пошлин на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь, согласно приложению к этому Указу.

В соответствии с Решением Комиссии таможенного союза от 27ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» с 1 января 2010 г. в Республике Беларусь применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза (далее — ЕТТ).

Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 15 «О вопросах организации деятельности Комиссии таможенного союза» установлено, что решения Комиссии таможенного союза, носящие обязательный характер в соответствии со статьей 7 Договора о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 г., подлежат непосредственному применению в государствах-участниках таможенного союза и имеют юридическую силу актов, принимаемых (издаваемых) теми государственными органами и должностными лицами государств-участников таможенного союза, к компетенции которых отнесено регулирование соответствующих правоотношений на момент передачи Комиссии таможенного союза соответствующих полномочий.

Акты законодательства Республики Беларусь после вступления в силу решений Комиссии таможенного союза действуют в части, не противоречащей решениям Комиссии.

Специальные пошлины применяются как: защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию Республики Беларусь в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Республики Беларусь, со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях экспорта на таможенную территорию Республики Беларусь товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране экспорта в момент этого экспорта, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь.

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, могут устанавливаться сезонные пошлины, срок действия которых не может превышать шести месяцев в году.

Правовые основы налогообложения налогом на добавленную стоимость и акцизами при перемещении товаров через таможенную границу определены в Налоговом кодексе (особенной части) (НК).

Налог на добавленную стоимость (НДС)— один из ос­новных налогов в Республике Беларусь, представляющий со­бой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимо­сти, создаваемой на всех стадиях производства.

Объектом налогообложения является ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь и иные обстоятельства, с наличием которых Налоговый кодекс, Таможенные кодекс и(или) акты Президента,международные договоры Республики Беларусь, формирующие договорно-правовую базу таможенного союза, связывают возникновение налогового обязательства по уплате НДС.

Основания освобождения от НДС при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь определены в ст. 96 НК. Ставки НДС — в ст. 102 НК.

Основной особенностью налогообложения НДС является то, что при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, за исключением ввоза с территории государств – членов таможенного союза, и наступлении иных обстоятельств, с наличием которых Таможенный кодекс Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение налогового обязательства по уплате налога на добавленную стоимость, взимание налога на добавленную стоимость осуществляют таможенные органы.

При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов таможенного союза взимание НДС осуществляют налоговые органы в соответствии с Налоговым кодексом и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу таможенного союза.

Особенности налогообложения НДС при ввозе товаров индивидуальными предпринимателями с территории государств — членов таможенного союза устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Исчисление и уплата НДС, взимаемого налоговыми органами, производятся комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом-плательщиком при:

— ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов таможенного союза на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных договоров;

— передаче на территории Республики Беларусь комитентом, доверителем или иным аналогичным лицом, являющимся налогоплательщиком государства – члена таможенного союза, товаров, ранее ввезенных с территории государств – членов таможенного союза, по которым НДС не был уплачен (если такие товары будут реализованы через комиссионера, поверенного или иное аналогичное лицо).

Акциз — это косвенный налог, входящий в состав цены отдельных товаров.

Товары, облагаемые акцизом, называются подакциз­ными товарами. Акциз взимается как с отечественных, так и с импортируемых товаров. Номенклатура отечественных и импортируемых подакцизных товаров одинакова и опреде­ляется в законодательном порядке (ст. 111 НК).

Основания освобождения от уплаты акцизов при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь определены в ст. 116 НК. Ставки НДС — в ст. 112 НК.

Таможенные сборы представляют собой плату за совершение юридически значимых действий со стороны таможенных и иных органов.

Таможенными органами Республики Беларусь взимаются таможенные сборы:

— за таможенное оформление;

— таможенное сопровождение товаров;

— выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению;

— принятие таможенными органами предварительного решения;

— выдачу марок, идентификационных знаков или иных знаков для обозначения товаров в целях подтверждения операций таможенного оформления либо принятого таможенным органом решения в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь;

— включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей;

— осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.

Виды таможенных сборов, а также порядок их взимания и ставки закреплены Указом Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 443 «О таможенных сборах».

Порядок расчета определен постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 24 января 2007 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных со взиманием таможенных платежей, процентов».

С принятием Таможенного кодекса таможенного союза поизошли некоторые изменения в регулировании таможенных платежей. Рассмтрим их.

1. Ограничивается право выбора валюты, в которой могут уплачиваться таможенные пошлины, налоги.Так, с 6 июля 2010 г. такие платежи должны уплачиваться только в валюте государства — члена таможенного союза, в котором они подлежат уплате. При этом пошлины, налоги уплачиваются в государстве — члене таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров (за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита) или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу (ст. 84 ТКТС).

2. В отличие от ранее действовавшего законодательства, в ТКТС не предусмотрена возможность уплаты таможенных пошлин, налогов любым лицом за счет собственных средств за их плательщика. С 6 июля 2010 г. плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТКТС, международными договорами государств — членов таможенного союза и (или) законодательством государств — членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (ст. 79 ТКТС). При этом под декларантом понимается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (ст. 4 ТКТС).

3. С 6 июля 2010 г. формы уплаты таможенных пошлин, налогов и момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) определяются государством — членом таможенного союза, в котором подлежат уплате такие пошлины (ст. 84 ТКТС). Учитывая правило относительно валюты платежа, данная норма ст. 84 ТКТС фактически ограничивает возможность уплаты таможенных пошлин, налогов за счет сумм обеспечения их уплаты, внесенных в иностранной валюте.

4. С 6 июля 2010 г. от ввозных таможенных пошлин, налогов освобождаются товары, ввозимые в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 (двумстам) евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров. Курс берется на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин (ст. 80 ТКТС).

5. ТКТС предусматривает возможность отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. При этом основания, условия и порядок такого изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются международным договором государств — членов таможенного союза, а не национальным законодательством.

В связи с этим принято Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 г.

6. Соглашением об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 г. предусматривается, что для зачисления ввозных таможенных пошлин применяется единый счет уполномоченного органа государства — участника таможенного союза.

В частности, с 8 июля 2010 г. таможенные платежи следует уплачивать на единый счет в белорусских рублях, открытый в Национальном банке Республики Беларусь Министерству финансов Республики Беларусь.

7. Излишне уплаченными или взысканными суммами таможенных пошлин, налогов признаются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТКТС и (или) законодательством государств — членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров (ст. 89 ТКТС). Возврат (зачет) таких сумм осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства — члена таможенного союза, в котором они уплачены и (или) взысканы, с учетом особенностей, установленных ст. 4 Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 г. В свою очередь ст. 4 предусмотрено, что возврат плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин осуществляется с единого счета уполномоченного органа в текущем дне в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших на этот единый счет и зачтенных в отчетном дне, с учетом сумм возврата ввозных таможенных пошлин, не принятых национальным (центральным) банком к исполнению в отчетном дне.

К 1 января 2011 года согласно договоренности глав государств таможенного союза планировалось разработать все соглашения по формированию Единого экономического пространства между тремя странами.

До 1 июля 2011 года у Беларуси сохраняется национальный режим регулирования торговли с третьими странами[Аброскин, А.Таможенный союз в действии: что изменилось для белорусских организаций // Индивидуальный предприниматель. — № 14. — 2010. — Режим доступа: http://predprinimatel.by/2010/07/26/tamozhennyj-soyuz-v-dejstvii-chto-izmenilos-dlya-belorusskix-organizacij/].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.