Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таможенное оформление товаров. Порядок и общие положения




Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу связывается снеобходимостью совершения ряда действий со стороны заинтересованных лиц и таможенныхорганов в отношении товаров и транспортных средств, которые ввозятся на таможеннуютерриторию или вывозятся с этой территории. Обязанность выполнения таких действийобусловлена особым правовым статусом товаров и транспортных средств, перемещаемых черезтаможенную границу, что вызывает соблюдение запретов и ограничений на ввоз и вывоз,определение цели перемещения товаров и транспортных средств, уплату таможенных пошлин,налогов и т.д. Порядок выполнения таких действий регулируется нормами института таможенногооформления[Истомин с. 38].

Определение понятии «таможенное оформление» содержится в ст. 8 ТК: таможенное оформление — совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенный режим или под таможенную процедуру, завершением таможенной процедуры, а также с выдачей разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории.

Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению, за исключением случаев, когда в отношении таких товаров таможенное оформление не производится.

После пересечения таможенной границы ввезенные товары должны быть доставлены лицами, в фактическом владении которых эти товары находились на момент пересечения таможенной границы, в пункт ввоза и предъявлены таможенному органу путем размещения в зоне таможенного контроля, определенной таможенным органом, которым будет производиться таможенное оформление. От имени таможенных органов таможенное оформление производят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на производство таможенного оформления в соответствии со своими должностными обязанностями.

Таможенное оформление производится в пунктах таможенного оформления во время работы таможенных органов в таких пунктах.

По мотивированному обращению декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться с письменного разрешения таможенного органа вне пунктов таможенного оформления и (или) вне времени работы таможенных органов в таких пунктах.

В целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства ГТК вправе устанавливать определенные пункты таможенного оформления, за исключением пунктов ввоза и вывоза, для производства таможенного оформления отдельных видов товаров только:

— в случае необходимости применения специализированного оборудования и (или) специальных знаний для таможенного оформления отдельных видов товаров, в том числе культурных ценностей, животных и растений, относящихся к видам, охраняемым в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их частей и дериватов, вооружения, военной техники и боеприпасов, радиоактивных веществ, в том числе делящихся и воспроизводящих ядерных материалов, товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;

— в зависимости от вида транспорта, используемого для международной перевозки товаров;

— в случае перемещения через таможенную границу отдельных видов товаров, в отношении которых зафиксированы неоднократные случаи нарушения таможенного законодательства, либо товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе.

Таможенное оформление начинается с момента принятия таможенным органом документов и сведений, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или под таможенную процедуру, завершения таможенной процедуры либо для получения разрешения на убытие товаров с таможенной территории.

Таможенное оформление завершается:

1) при помещении товаров под таможенный режим — выдачей таможенным органом свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим либо отказом в выдаче такого свидетельства;

2) при помещении товаров под таможенную процедуру — выдачей таможенным органом разрешения на использование товаров в соответствии с таможенной процедурой либо отказом в выдаче такого разрешения;

3) при завершении таможенной процедуры, если такая таможенная процедура действует в течение определенного срока, — выдачей таможенным органом таможенного документа, свидетельствующего о завершении таможенной процедуры, либо отказом в выдаче такого таможенного документа, либо оформлением завершения таможенной процедуры в ином порядке;

4) при убытии товаров с таможенной территории — выдачей таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории либо отказом в выдаче такого разрешения (ст. 66 ТК).

Производство таможенного оформления должно быть завершено не позднее одного рабочего дня, следующего за днем начала таможенного оформления, включая срок проведения операций таможенного контроля.

При применении предварительного таможенного декларирования товаров таможенное оформление должно быть завершено не позднее одного рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, принявшему таможенную декларацию.

Таможенное оформление может быть начато только после осуществления санитарно-карантинного, фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию или их вывоза с таможенной территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с законодательством (ст. 72 ТК).

В соответствии с пунктами 2 и 3 Инструкции о порядке пропуска через Государственную границу Республики Беларусь лиц, транспортных средств и товаров в пунктах пропуска, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 91/13 «Об утверждении Инструкции о порядке пропуска через Государственную границу Республики Беларусь лиц, транспортных средств и товаров в пунктах пропуска», при въезде в Республику Беларусь виды контроля осуществляются в определенной последовательности.

Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным режимам и таможенным процедурам, с учетом категорий лиц, перемещающих товары, видов товаров, целей использования товаров, требований таможенных режимов и таможенных процедур или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу, устанавливаются Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. Сроки представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, устанавливаются ГТК. Формы таможенных документов также определяются ГТК.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2007 г. № 863 «О документах и сведениях, используемых в таможенных целях» утвержден перечень документов, необходимых для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным режимам и таможенным процедурам, а также перечень сведений и требований к ним, необходимых для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным режимам и таможенным процедурам (Приложение «Таможенные документы»).

Можно назвать следующие основные документы, представляемые организацией для таможенного оформления товаров:

— документы, подтверждающие право заинтересованного лица на заявление того или иного таможенного режима (учредительные документы покупателя (получателя) ввозимого товара, оригиналы или заверенные в установленном порядке копии УНП (учетного номера плательщика); свидетельство о государственной регистрации, документы, подтверждающие полномочия представителя декларанта (доверенность, приказ о назначении, личный паспорт) и их ксерокопии, заверенные в установленном порядке);

— документы, подтверждающие декларирование товаров в установленном порядке (грузовая таможенная декларация и электронная копия в необходимом формате);

— документы, представляемые для целей заявления и подтверждения таможенной стоимости товаров (декларация таможенной стоимости. Перечни документов, предоставляемых при таможенном оформлении по выбранному методу определения таможенной стоимости приведены в приложениях 1-7 «Положения о порядке применения системы определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, и контроля за правильностью определения такой стоимости», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29 августа 2008 г. № 1246);

— документы, подтверждающие уплату необходимых таможенных платежей (экземпляр платежного поручения с отметкой банка о перечислении уплаченных сумм в доход бюджета Республики Беларусь, заверенной соответствующими подписями, квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция);

— документы, подтверждающие право заинтересованного лица на получение льгот по уплате таможенных платежей, применение отдельных (как правило, пониженных) ставок таких платежей, получение отсрочек (рассрочек) их уплаты (сертификат о происхождении товара определенной формы);

— документы, подтверждающие соблюдение мер экономической политики и других ограничений,документы, подтверждающие выполнение мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (лицензии органов экспортно-импортного контроля, разрешения иных органов и организаций);

— документы, подтверждающие соблюдение требований валютного контроля (паспорт сделки: по каждому внешнеторговому договору, стоимость товаров по которому составляет 3000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до отгрузки товаров, зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера)). Если в соответствии с законодательством таможенное оформление товаров не производится, в таможенные органы необходимо представить для регистрации статистическую декларацию (по каждому факту отгрузки (поставки) товаров, осуществляемой по одной товарно-транспортной накладной в рамках одного внешнеторгового договора) или периодическую статистическую декларацию (по двум и более фактам отгрузок (поставок) товаров за отчетный месяц в рамках одного внешнеторгового договора), общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1000 евро и более. Основным нормативным документом, регулирующим порядок проведения внешнеторговых операций, является Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций».

На основании подпунктов 1.11, 1.16 и 1.18 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», статей 19 и 26 Банковского кодекса Республики Беларусь, статей 21 и 27 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» Правлением Национального банка Республики Беларусь утвержденаИнструкция о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля;

— иные (дополнительные) документы, представляемые при заявлении товаров в том или ином таможенном режиме (например, для оформления ввезенных товаров в таможенном режиме выпуска для свободного обращения либо временного ввоза должен быть подтвержден их ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь посредством выдачи таможенных разрешений должностными лицами таможни пункта ввоза товаров на таможенную территорию Республики Беларусь), краткой декларации (подтверждающей нахождение ввезенных товаров на временном хранении под таможенным контролем), таможенного разрешения, свидетельствующего о том, что после пересечения таможенной границы Республики Беларусь товары были помещены под один из таможенных режимов).

Документы, необходимые для таможенного оформления, могут представляться в виде оригиналов либо их копий, заверенных нотариально или органом, выдавшим такие документы, либо заверенных декларантом или лицом, их представившим или получившим, если иное не установлено законодательством. При представлении копий указанных документов, заверенных декларантом либо лицом, их представившим или получившим, таможенный орган в случае необходимости проверяет соответствие копий этих документов их оригиналам, после чего оригиналы таких документов возвращаются лицу, их представившему.

Операции, связанные с таможенным оформлением, подразделяют на два вида: предварительные и основные.

Предварительные операции — все имеющие отноше­ние к таможенному делу действия, предшествующие ос­новному таможенному оформлению и помещению това­ров и транспортных средств под определенный таможен­ный режим. Их основное назначение — облегчить и уско­рить производство основного таможенного оформления, не допустить ввоза в Республику Беларусь и вывоза из нее запрещенных то­варов и транспортных средств, а также идентифицировать товары и транспортные средства для таможенных целей. По завершении предварительных операций должностное лицо передает оформленные документы лицам, произво­дящим основное таможенное оформление. К предваритель­ным операциям относятся:

уведомление таможенного органао пересечении тамо­женной границы или о намерении вывезти товары и транс­портные средства за пределы таможенной территории;

—доставка товаров, транспортных средств и документов на них.После подачи уведомления перевозчик обязан дос­тавить товары по установленному маршруту в определен­ное таможенным органом место;

—представление товаров и транспортных средств.В месте доставки не позднее 30 минут после прибытия товаров и транспортных средств перевозчик уведомляет об этом та­моженный орган и вручает ему имеющиеся документы;

—помещение товаров на склад временного хранения;

—все иные действия, вытекающие из намерения осущест­вить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Основное таможенное оформление заключается в вы­даче заинтересованному лицу разрешения таможенного органа на перемещение находящихся под таможенным кон­тролем товаров через таможенную границу Республики Беларусь и включает несколько этапов.

2) Прием, регистрация и учет таможенных деклараций. На данном этапе проводится: проверка соблюдения усло­вий, необходимых для принятия таможенной декларации, в том числе проверка соблюдения порядка проведения пред­варительных операций; прием таможенной декларации; ре­гистрация таможенной декларации и ее общая проверка.

2) Контроль за правильностью определения кода товарав соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономи­ческой деятельности (ТН ВЭД), а также за соблюдением законодательства Республики Беларусь, устанавливающего за­преты и ограничения. Этап включает контроль за достоверно­стью всех сведений, заявленных в таможенной декларации.

3) На этапе валютного контроля и контроля таможен­ной стоимости проводится: проверка наличия всех доку­ментов, необходимых для целей валютного контроля; про­верка правильности выбора декларантом метода оценки товаров в таможенных целях; корректировка таможенной стоимости и таможенных платежей.

4) Контроль таможенных платежей.Проводится про­верка наличия у лица, ответственного за уплату таможен­ных платежей, задолженности по уплате таможенных пла­тежей, процентов за использованную отсрочку или рассрочку уплаты таможенных платежей по ранее произведен­ным поставкам, суммам штрафов при совершенных нару­шениях таможенных правил; соблюдения декларантом уста­новленных сроков подачи таможенной декларации; обосно­ванности заявленных тарифных и налоговых льгот и преференций; соблюдения условий заявленного таможенного ре­жима по уплате таможенных платежей либо обеспечения их уплаты; правильности исчисления и уплаты таможенных платежей, в том числе заполнения реквизитов платежного документа об уплате таможенных платежей; фактического поступления денежных средств на счет таможенного органа.

5) На этапе досмотра и выпускапроводится: проверка прохождения предыдущих этапов таможенного оформле­ния и контроля; принятие решения о таможенном дос­мотре путем выдачи поручения по форме, устанавливае­мой нормативными правовыми актами; таможенный досмотр и фиксирование его результатов в акте таможенного досмотра. После завершения таможенного досмотра иные документы и сведения, подтверждающие результаты дос­мотра, передаются сотруднику, ответственному за выпуск. Решение о выпуске подтверждается путем проставления штампа «Выпуск разрешен» на таможенной декларации.

При ввозе на таможенную территорию Республики Бела­русь и вывозе с этой территории товаров, необходимых при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, живых живот­ных, скоропортящихся товаров, радиоактивных материалов их таможенное оформление производится в упрощенном порядке.

Производство таможенного оформления должно быть завершено не позднее одного рабочего дня, следующего за днем начала таможенного оформления, если иное не установлено ТК и (или) актами Президента Республики Беларусь. Указанный срок включает срок проведения операций таможенного контроля.

В целях совершенствования таможенного оформления и таможенного контроля, упорядочения действий должностных лиц таможни при его осуществлении и декларировании товаров, на основании Таможенного кодекса Республики Беларусь, а также в целях исполнения приказа Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 20 марта 2008 г. № 195-ОД «О Типовой технологии производства таможенного оформления и таможенного контроля в ведомственном пункте таможенного оформления» таможнями могут утверждаться технологии в целях реализации принципа «одного окна» в части таможенного оформления и таможенного контроля товаров и ускорения рассмотрения грузовых таможенных деклараций сотрудниками таможни.

С 6 июля 2010 г. на территории трех стран таможенного союза — Беларуси, России и Казахстана — действует Таможенный кодекс таможенного союза (ТК ТС). В связи с этим изменилось таможенное оформление в рамках таможенного союза[Аброскин, А.Таможенный союз в действии: что изменилось для белорусских организаций // Индивидуальный предприниматель. — № 14. — 2010. — Режим доступа: http://predprinimatel.by/2010/07/26/tamozhennyj-soyuz-v-dejstvii-chto-izmenilos-dlya-belorusskix-organizacij/].

Значительную долю в общем объеме внешней торговли Беларуси составляет торговля с Россией. Это обусловлено, в частности, тем, что на протяжении длительного времени во взаимной торговле между нашими странами отсутствует таможенное оформление значительной части перемещаемых товаров. До указанного времени свободно перемещались преимущественно товары, происходящие из России и ввозимые в Беларусь по договорам, заключаемым между резидентами этих двух стран (Указ Президента Республики Беларусь от 30 мая 1995 г. № 208 «Об отмене таможенного контроля на границе Республики Беларусь с Российской Федерацией», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2003 г. № 869 «О некоторых мерах по упорядочению таможенного оформления товаров, ввозимых из Российской Федерации».

Со вступлением в силу Таможенного кодекса таможенного союза ситуация изменилась. Таможенному оформлению не будут подлежать не только российские товары, но и товары, происходящие из третьих стран (не из России), выпущенные для внутреннего потребления в России и ввозимые оттуда в Беларусь.

Кроме того, с 6 июля 2010 года товары, происходящие как из Казахстана, так и из третьих стран, выпущенные для внутреннего потребления в Казахстане, таможенному оформлению при ввозе в Беларусь не подлежат.

Таким образом, практически любые товары, ввезенные на территорию таможенного союза и введенные в свободное обращение, могут свободно перемещаться в рамках единой таможенной территории без таможенного оформления. Исключение составляют лишь несколько категорий товаров, предусмотренных Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза.

Несмотря на то, что таможенное оформление в торговых отношениях между резидентами указанных выше трех стран фактически отменено, товары, не подлежащие таможенному оформлению, при возмездной передаче от нерезидента резиденту Беларуси по-прежнему подлежат статистическому декларированию.

Обязанность регистрации в таких случаях статистической декларации или периодической статистической декларации установлена Указом от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций». Порядок регистрации статистической или периодической статистической декларации определен постановлением Совета Министров от 30 апреля 2009 г. № 549 «О статистическом декларировании товаров». Форма и порядок заполнения таких деклараций установлены постановлением ГТК от 30 апреля 2009 г. № 37 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений и аннулирования зарегистрированной статистической декларации и периодической статистической декларации».

Как указывалось выше, статистическое декларирование заключается в регистрации статистической декларации (на каждую отдельную партию) или, по выбору импортера, периодической статистической декларации (за отчетный месяц). При импорте товаров статистическая декларация представляется по каждому факту поставки товаров (стоимостью в эквиваленте 1 000 евро и более) не позднее 7 рабочих дней с даты поступления товаров, а периодическая статистическая декларация — не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным, по двум и более поступлениям товаров за отчетный месяц по одному внешнеторговому договору (если общая стоимость таких товаров эквивалентна 1 000 евро и более).

Отметим, что нормы таможенного законодательства Республики Беларусь действуют на территории Республики Беларусь в части, не противоречащей ТКТС. Таким образом, Таможенный кодекс Республики Беларусь действует только в этой части.

Среди новаций можно отметить, что в ТК ТС отсутствует понятие «таможенное оформление», присутствовавшее в ТК Республики Беларусь в качестве одного из основных. В ТКТС действуют понятия «таможенные операции» и «выпуск товаров».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.