Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выделяют две группы функции права. 1 страница




1. К общесоциальным относят, в частности:

а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) коммуникативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

г) экологическую функцию.

2. Специально-юридические функции:

а) регулятивная - выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

б) охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;

в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

г) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

 

3. Мораль и право. Правосознание и правовая культура гражданина.

Мораль - совокупность норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу.

Право – это система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых компетентными государственными органами, а также принимаемых путем референдума и регулирующих общественных отношения, реализация которых обеспечивается государством.

Признаки права:

право – это, прежде всего, система норм;

право исходит от государства, т.е. устанавливается или санкционируется им;

право охраняется государством – нарушение норм права должно повлечь государственное принуждение;

обязательность права, состоит в том, что нормы права распространяют своё действие на всех субъектов, нормы права обязательны для всех;

право выступает одним из основных регуляторов общественных отношений.

Для того, чтобы право было воспринято сознанием, оно должно быть материально оформленным. Формой существования (выражения) права являются письменно оформленные документы, исходящие от государственных органов и содержащие нормы права.

Норма права – государственно-властное предписание, общеобязательное правило, направленное на регулирование общественных отношений.

Структура правовой нормы – это ее внутреннее строение, состоящее из ее элементов. Структура правовой нормы согласно общепризнанной точке зрения состоит из 3-х элементов:

1. Гипотеза – это условия, при которых норма применяется;

2. Диспозиция – это содержание нормы, т.е. устанавливаемое нормой само правило поведения;

3. Санкция – это ответственность за неисполнение.

Нормы права существуют для того, чтобы активно воздействовать на поведение людей, регулировать общественные отношения. Влияние права на поведение людей осуществляется через их волю и сознание. Благодаря правовому регулированию люди могут поступать так, как это предписывается нормами права. Их поведение упорядочивается, приводится в соответствие с потребностями общественного развития, общими и индивидуальными интересами граждан государства.

Правосознание является одной из форм общественного сознания. Поскольку право устанавливает общественно полезные и общественно опасные формы поведения, то оно не может не порождать к себе определенного отношения. Это отношение может быть положительным и выражаться в том, что личность понимает ценность права в жизни общества и стремиться следовать его требованиям; но может быть и отрицательным, когда человек считает право ненужным, бесполезным.

Правосознание это совокупность взаимосвязанных идей, представлений, чувств, выражающих отношение общества, группы, индивидов к праву и правовым явлениям.

Виды правосознания:

Индивидуальное: представляет собой совокупность правовых знаний и оценок правовых явлений, свойственных одной личности (законопослушность, протест, безразличие).

Групповое: отражает интересы классов, профессиональных групп, объединений и партий.

Общественное: охватывает правовые идеи, принципы, теории, признанные большинством общества.

Обыденное: отношение к праву и законности, складывающееся на основе стереотипов, слухов, настроений, переживаний.

Профессиональное: составляют убеждения, традиции, стереотипы, которые складываются у юристов-практиков.

Научное: представляет собой систему доктрин, концепций, взглядов, отражающих закономерности развития правовой сферы.

Правомерное поведение — это осознанная форма деятельности субъектов права, сообразующаяся с предписаниями юридических норм.

Признаки правомерного поведения:

общественная (социальная) полезность;

соответствие нормам права;

подконтрольность сознанию и воле лица.

Правовая культура общества – это качественное состояние правовой жизни, которое выражается в уровне правовой деятельности, качестве нормативно-правовых актов, степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности.

Правовая культура личности означает правовую образованность человека, умение пользоваться правом, подчинять свое поведение требованиям юридических норм.

Правовая культура состоит из следующих элементов:

Знание права.

Положительное отношение к праву.

Следование праву.

Правовая активность.

 

4. Понятие системы законодательства.

Система законодательства — это совокупность нормативных правовых актов, из­даваемых и группируемых в соответствии со сложившейся системой права и целями (потребностями) государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.

Законодательство – это вся совокупность законов и иных нормативно-правовых актов, действующих в стране. Оно имеет свою систему, включающую составные элементы.

Составные элементы законодательства:

- статья нормативного правового акта;

- нормативный правовой акт;

- отрасль законодательства.

Система права органически связана с системой законодательства, т.к. в законодательстве правовые нормы получают свое реальное выражение. Они соотносятся как форма и содержание. Каждая отрасль права имеет свою систему законодательства, т.е. систему источников права.

В национальную систему права входит гражданское, уголовное и другие отрасли права. А в международное право входят международное публичное право и международное частное право.В соответствии со ст.8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции

Нормативный правовой акт –официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Система нормативных правовых актов в каждой стране определяется Конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами и положениями. В Республике Беларусь нормативный правовой акт является основным источником права.

Нормативные правовые акты приводятся в единую систему путем их взаимного согласования, определения иерархии нормативных правовых актов, а также путем подготовки издания соответствующих сводов законов и законодательства Республики Беларусь, характеризующуюся внутренней согласованностью и обеспечивающую правовое регулирование общественных отношений.

Главной классификацией нормативных правовых актов является их классификация по юридической силе. Акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих. Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

К видам нормативных правовых актов относятся:

Конституция Республики Беларусь

Решение референдума

Программный закон

Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт)

Закон Республики Беларусь

Декрет Президента Республики Беларусь

Указ Президента Республики Беларусь

Директива Президента Республики Беларусь

Постановления палат Парламента

Постановление Совета Министров Республики Беларусь –

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь

Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь)

Регламент

Инструкция

Правила

Устав (положение)

Приказ республиканского органа государственного управления –

Решения органов местного управления и самоуправления

Законодательная инициатива – официальное внесение субъектом, определенным Конституцией Республики Беларусь, проекта закона Республики Беларусь в законодательный орган.

Правотворчество – это процесс создания, изменения или отмены правовых норм компетентными государственными или иными органами.

Действие нормативных правовых актов осуществляется во времени, в пространстве, по кругу лиц.

 

 

5.Понятие Конституции и её функции.

Конституция – это важнейший и основной закон государства, правовой акт (или совокупность правовых актов), обладающий наивысшей юридической силой и закрепляющий начала конституционного строя, регулирующий основы организации государства и взаимоотношений государства и гражданина.

Важнейшей чертой и особенностью конституции является то, что она носит учредительный характер. Конституция учреждает:

основы государственного и общественного строя;

механизм осуществления государственной власти.

Конституция носит учредительный характер еще и потому, что все ее предписания (установления) являются первичными и им не могут противоречить другие акты, издаваемые государственными органами.

Другими важнейшими чертами и свойствами конституции являются:

легитимность;

стабильность

реальность;

верховенство.

Сущность конституции заключается в том, что она:

основной закон государства;

обладает наивысшей юридической силой;

является политическим и идеологическим документом.

Каждая конституция выполняет следующие основные функции:

юридическую;

политическую;

идеологическую;

Юридическая функция заключается в том, что конституция является главным источником права, нормы которой обладают наивысшей юридической силой и лежат в основе всей системы национального права.

Политическая функция основного закона заключается в том, что конституция – политический документ, а политический процесс в государстве осуществляется на основе правил, установленных конституцией.

Идеологическая функция конституции заключается в том, что она выступает средством идеологического воздействия. Устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, она играет определенную воспитательную роль.

 

 

6.Основы конституционного строя.

Под общественным строем понималось, прежде всего, воплощение законов развития общественно-экономической формации, социальная система, взятая в единстве способа производства и общественной надстройки и соответствующих учреждений.

Конституционный строй - это отраженные в Конституции и реально существующие устои жизни общества и государства; это способ организации государства, который обеспечивает подчинение его (государства) праву и характеризует его как конституционное государство; это - порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с Конституцией.

Конституционный строй Республики Беларусь включает систему отношений, складывающихся в обществе и закрепленных всеми отраслями национального права и законодательства. Вместе с тем ведущую роль среди них играют нормы, закрепляющие главные устои Белорусского государства, в качестве которых выступают основы конституционного строя, которые призваны обеспечивать Республике Беларусь характер конституционного государства. Под основами конституционного строя понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Республике Беларусь характер конституционного государства.

Основы конституционного строя, согласно Конституции Республики Беларусь, составляют:

демократизм (выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, признании и гарантировании местного самоуправления)

правовое государство (воплощение которого и является конституционное государство);

признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью;

социальное рыночное хозяйство (в его рамках в основном осуществляется производство и распределение товаров и благ).

В понятие основ конституционного строя входят закрепленные Конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что Республика Беларусь - есть унитарное демократичес­кое социальное правовое государство.

Унитарное государство (от лат unitas – единство). Таким государством обычно называют простое государство. Оно делится на административно-территориальные единицы. В отличие от федерации в унитарном государстве имеется одна конституция, один высший представительный орган, одно правительство, один президент и т.д., что создает организационно-правовые предпосылки для усиления центральной власти на территории всей страны.

Демократическое государство - государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Важнейшие признаки демократического государства:

а) реальная представительная демократия;

б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Правовое государство - государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.. Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Правовымгосударство называется тогда, когда не только его конституционные положения, но и реальная действительность характеризуется следующими чертами:

признанием, соблюдением и защитой прав человека;

установлением основ механизма гарантий прав и свобод.

обязанностью государства, его органов, учреждений, должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и законов;

конституционным закреплением принципа независимости суда;

принципом верховенства конституции по отношению к другим законам;

приоритетом норм международного права перед нормами на­ционального права.

Социальное государство означает, что государство служит обществу и стремится свести к минимуму социальные различия, создает такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальным обычно называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. В Конституции Республике Беларусь социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь.

Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

 

 

7.Социальное и правовое государство.

Правовое государство - государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.. Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Правовымгосударство называется тогда, когда не только его конституционные положения, но и реальная действительность характеризуется следующими чертами:

признанием, соблюдением и защитой прав человека;

установлением основ механизма гарантий прав и свобод.

обязанностью государства, его органов, учреждений, должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и законов;

конституционным закреплением принципа независимости суда;

принципом верховенства конституции по отношению к другим законам;

приоритетом норм международного права перед нормами на­ционального права.

Социальное государство означает, что государство служит обществу и стремится свести к минимуму социальные различия, создает такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальным обычно называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. В Конституции Республике Беларусь социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь: В разделе II «Личность, общество, государство» дается некоторая расшифровка обязанностей государства:

охрана труда и здоровья людей;

установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

развитие системы социальных служб;

установление государственных пенсий, пособий;

иные гарантии социальной защиты.

Неотъемлемым атрибутом правового государства является гражданское общество. Понятие «гражданское общество» возникло еще в Древней Греции и вплоть до ХYIII в. использовалось как синоним понятия «государство». С процессом упрочения демократических ценностей, принципов и институтов в XX в. произошло возрождение интереса к проблемам гражданского общества. Гражданское общество в современном его понимании представляет собой общество, в котором существуют различные формы собственности и виды экономической деятельности, а также создаются все предпосылки для проповедования идеологических постулатов; это необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии; это самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система. Гражданское общество можно также рассматривать как общество, в котором существуют развитые экономические, культурные, правовые, политические отношения между составляющими его индивидами, которые не опосредованы государством. В таком обществе существует широкая сфера публичных отношений, в которой активно действуют массовые движения, партии, группировки по интересам, убеждениям, а также по иным признакам. Для формирования гражданского общества необходима сильная государственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства права и других принципах, лежащих в основе правового государства.

 

 

8.Избирательная система. Референдум.

Избирательная система является важнейшим и обязательным элементом демократического режима. В любом государстве избирательная система является средством закрепления практики организации проведения выборов на фактическом и нормативном уровне.

Избирательная система – совокупность конституционных принципов организации и проведения выборов депутатов в представительные органы государства (и Президента) и установление принципиальных отношений между избранными и избирателями.

Избирательная система строится на основе ряда принципов, главными их которых можно назвать:

всеобщность;

свободное участие в выборах;

обязательный вотум(голосование);

равенство граждан при выборах;

состязательность избирательного процесса;

равные возможности претендентов;

гласность при подготовке и проведении выборов и другие.

Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.
Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.
В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно избирателями Республики Беларусь. Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами.

Избирательное право (в объективном смысле).- это система

конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления

Избирательное право (в субъективном смысле) - это гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти. Оно представляет собой комплекс правомочий:

активное избирательное право;

пассивное избирательное право;

прямое избирательное право;

косвенное избирательное право.

Принципы избирательного права в РБ: всеобщее, равное, свободное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

Источниками избирательного права в Республике Беларусь являются прежде всего Конституция и Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. (с измен. и дополн. от 4 января 2010 г.).

Содержание избирательного права составляет правовое регулирование организации проведения выборов и подсчета голосов.

Референдум - это голосование граждан того или иного государства, какой либо территории, имеющих избирательные права, для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

На республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь. На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате представителей, Совету Республики и гражданам Республики Беларусь.

В указе Президента Республики Беларусь о назначении референдума, как правило, предусматриваются:

дата проведения референдума;

юридическая сила решения, принятого референдумом;

формулировка вынесенного на референдум вопроса (вопросов);

иные организационные мероприятия по обеспечению проведения

референдума.

Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более 50 % граждан, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение считается принятым референдумом, если за него в целом по Республике Беларусь проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Решение о принятии, изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Решение, принятое референдумом, подписывается Президентом Республики Беларусь и публикуется в порядке, установленном для опубликования актов Президента Республики Беларусь. Датой принятия решения референдумом считается день референдума.

 

9. Президент. Парламент. Правительство.

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Президент Республики Беларусь избирается на 5 лет непосредственно народом на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей.

Глава государства:

назначает республиканские референдумы;

назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;

образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;

с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра; определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

назначает 6 судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;

решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;

устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;

осуществляет помилование осужденных;

ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;

подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

имеет право отменять акты Правительства;

является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

В состав Палаты представителей избирается 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов базового уровня каждой области и города Минска по 8 членов Совета Республики. Кроме того, 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.136 сек.