Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иски о признании права собственности. 5 страница




Гражданам гарантировано право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих ресурсов за ними и без получения соответствующих разрешений (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь) - это право общего природопользования.

Осуществление природопользования в процессе экономической деятельности (специальное природопользование) разрешается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за плату (если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь) на основании решений государственных органов, в компетенцию которых входит принятие таких решений, специального разрешения (лицензии), договора аренды, концессионного договора и на иных основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

В Республике Беларусь установлены требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования, требования экологической безопасности), которые представляют собой предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения (или их совокупность), установленные законодательством, в том числе техническими нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении:

нормативов качества окружающей среды,

нормативов допустимого воздействия на окружающую среду,

лимитов на природопользование,

иных нормативов в области охраны окружающей среды.

 

56 Ответственность за нарушения природоохранного законодательства.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду, в том числе экологически опасная деятельность, виды и количество выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, виды и величина вредных физических и иных воздействий на окружающую среду подлежат государственному учету, проводимому территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, а также иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (ст. 70 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»). Критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности определены Указом Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 349. При ведении государственного учета в области охраны окружающей среды территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь осуществляется ведение государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду с присвоением каждому такому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю учетного номера природопользователя.

Для обеспечения соблюдения юридическими лицами и гражданами требований законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды осуществляется контроль и надзор в области охраны окружающей среды - государственный, производственный, ведомственный и общественный.

Надзор за соблюдением природоохранного законодательства осуществляет экологическая прокуратура Республики Беларусь. Ведомственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами с целью обеспечения выполнения подведомственными предприятиями и организациями планов и мероприятий по охране окружающей среды, природоохранного законодательства.

Лица, виновные в нарушении законодательства об охране окружающей среды, несут дисциплинарную, административную (стст.10.1-10.4, гл. 15 КоАП РБ), уголовную (гл. 26 УК РБ) и иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, что не освобождает их от необходимости возмещения вреда, причиненного этими действиями, добровольно или по решению суда, в полном объеме.

Основанием для применения этих мер воздействия служит экологическое правонарушение – виновное противоправное деяние, посягающее на экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее угрозу такого причинения.

 

57 Понятие финансового права. Финансовая деятельность государства. Источники финансового права.

Финансовое право – это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

Финансовая деятельность – это деятельность государства в лице его органов по мобилизации денежных средств в доход государства и по их распределению.

Финансовая деятельность подразделяется на два элемента:

мобилизация денежных средств в доход государства;

распределение этих денежных средств в соответствии с основными функциями и задачами государства.

Основными задачами государства при мобилизации денежных средств являются следующие:

учет налогоплательщиков и анализ их платежеспособности;

учет резерва денежных средств и увеличение объема поступления их в собственность государства.

В мобилизации денежных средств принимают участие в той или иной форме и юридические лица, и физические лица.

Основными задачами распорядительной деятельности государства при мобилизации и распределении денежных средств являются:

учет субъектов использования денежных средств и их потребностей;

определение размеров и сроков использования денежных средств;

учет и отчетность;

обеспечение сохранности денежных средств;

выявление результатов их использования.

Нормы, регулирующие финансовые отношения, закреплены в многочисленных источниках, в числе которых: Конституция Республики Беларусь, Бюджетный кодекс Республики Беларусь 2008 г., Банковский кодекс Республики Беларусь 2000 г., Налоговый кодекс Республики Беларусь 2002 г., 2009 г. и др., подзаконные акты. Раздел VII Конституции Республики Беларусь в целом посвящен финансовой системе государства и закрепляет основы финансовой деятельности в Республике Беларусь.

К источникам финансового права Республики Беларусь относятся:

ежегодно принимаемые законы о бюджете Республики Беларусь на предстоящий финансовый год;

Декреты и Указы Президента Республики Беларусь;

постановления и распоряжения Совета Министров;

акты Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Национального банка и других органов управления;

решения органов исполнительной и распорядительной власти на областном, городском и районном уровнях.

 

 

58 Субъекты финансового права и особенности финансовых правоотношений.

Предметом финансового права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и регулируемые нормами финансового права (финансовые правоотношения).

Финансовые правоотношения имеют свои особенности, в числе которых следующие:

они возникают под воздействием и в интересах государства;

объектом этих отношений всегда выступают деньги или денежные обязательства;

они складываются только в сфере финансовой деятельности государства.

одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство в лице уполномоченного им органа, другой стороной – другие субъекты финансовой деятельности.

Финансовые правоотношения возникают:

между финансовыми и налоговыми органами государства (с одной стороны) и физическими, юридическими лицами (с другой) - по уплате ими налогов и неналоговых платежей в доход государства;

между Республикой Беларусь и местными административно-территориальными единицами - в связи с распределением финансовых ресурсов;

между государственными финансово-кредитными органами (с одной стороны) и юридическими и физическими лицами (с другой) - в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

между финансовыми и налоговыми органами государства (с одной стороны) и юридическими и физическими лицами (с другой) - в связи с расходованием финансовых ресурсов.

Финансово-правовые отношения не могут возникнуть между физическими и (или) юридическими лицами.

 

59 Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь. Доходы и расходы бюджета.

Бюджетное устройство Республики Беларусь – это организация бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетное устройство регламентируется Бюджетным кодексом Республики Беларусь 2008 г., в котором определены:

основы функционирования бюджетной системы РБ;

отношения между республиканским и местными бюджетами;

отношения между бюджетами и юридическими, физическими лицами по:

уплате налогов, внесению других обязательных платежей, иных поступлений,

использованию бюджетных ассигнований;

общие принципы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;

принципы создания и порядка использования государственных внебюджетных фондов;

основные понятия из этой сферы.

Бюджет – это план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства.

Бюджетная система вРеспублики Беларусь представляет собой регулируемую законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь. При этом республиканский бюджет и местные бюджеты включаются в бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части.

Каждый бюджет состоит из двух частей – доходной и расходной.

Доходы бюджета классифицируются по следующим группам:

налоговые доходы;

взносы на государственное социальное страхование;

неналоговые доходы;

безвозмездные поступления.

Формирование расходов бюджета основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.

Расходы республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям, определенным в Бюджетном кодексе Республики Беларусь, в размерах, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Расходы бюджетов подразделяются на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.

Капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности.

 

 

60 Налоги и обязательные неналоговые платежи.

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы.

При установлении сборов (пошлин) определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам (пошлинам).

В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

Особым режимом налогообложения признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяемый в случаях и порядке, установленных Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь или Президентом Республики Беларусь.

 

61 Понятие, система, основные принципы международного права.

Международное право в современном его понимании представляет собой совокупность норм, регулирующих взаимоотношения государств и их объединений (международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.

Система международного права включает в себя 2 части:

1. Основные принципы международного права, составляющие его ядро и имеющие значе­ние для всего международно-правового регулирования, и общие для международного права институты. К ним относится комплекс норм о международной правосубъект­ности, о международном нормотворчестве, о международно-правовой от­ветственности и т. д.

2. Отрасли международного права, т. е. комплексы однородных и сложившихся согласно предмету правового регулирования норм.

Принципы международного права - это универсальные нормы международного права, регулирующие отношения, объект которых пред­ставляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством или всеми государствами. Содержание каждого принципа базируется на нормах Устава ООН и конкретизируется в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. и в Заключительном акте Со­вещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

Взаимосвязь принципов отмечена в Декларации 1970 г.: «Каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов».

В Декларации сформулированы следующие 10 принципов международного права:

Суверенное равенство государств

Невмешательство во внутренние дела

Равноправие и самоопределение народов

Неприменение силы или угрозы силой

Мирное урегулирование споров

Нерушимость границ

Территориальная целостность государств

Уважение прав человека и основных свобод

Сотрудничество государств

Добросовестное выполнение международных обязательств

 

 

62 Субъекты международного права. Правосубъектность. Признание в качестве субъектов международного права.

Субъекты международного права – это участники международных отношений, обладающие необходимыми для этого правами и обязанностями, осуществляющими их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

Главное свойство субъекта - юридическая способность к самостоя­тельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами.

Основными субъектами международного права являются - государ­ства, нации, борющиеся за государственную независимость, и международные (межгосударственные организации). Эти субъекты обладают всеми элементами международной правосубъектности (право- и дееспособности), которая включает в себя такие важные права, как право заключать международные договоры, быть членами международных ор­ганизаций, иметь свои официальные представительства (дип­ломатические, консульские и др.), участвовать в работе международных конференций и т.д.

Кроме этих основных субъектов, существуют и иные субъ­екты. Некоторые из таких субъектов представляют собой госу­дарственно-подобные образования. Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое вре­мя (Данциг). Особый статус после второй мировой войны имел Западный Берлин (до объединения Германии в 1990 г.).

Число государств членов международного сообщества не является постоянным, оно увеличивается в связи с возник­новением новых государств. Для того чтобы новые государства могли реализовать свою правосубъектность и осуществлять сотрудничество с другими государствами, необходимо признание со стороны последних.

Признание - односторонний акт государства, в котором оно констатирует появление на международной арене нового государства и выражает желание сотрудничать с ним. В меж­дународном праве нет специального соглашения, закрепляю­щего критерии признания и его юридические последствия. Признание базируется на практике государств. Из прин­ципа сотрудничества государств, закрепленного в Деклара­ции ООН о принципах международного права 1970 г., вытекает, что государства должны признавать любое право­мерно возникшее государство, внешняя политика которого свидетельствует о приверженности принципам международно­го права.

 

 

63 Источники международного права. Право международных договоров.

Источники международного права представляют собой установлен­ные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласо­ванных решений, формы существования международно-правовых норм.

Существует 4 разновидности источников международного права:

международные договоры;

международные обычаи;

акты международ­ных конференций;

акты международных организаций и международных органов.

Международный договор - соглашение, заключенное между государствами либо между государствами и междуна­родными организациями, преимущественно в письменной форме, где закрепляются права и обязанности сторон.

Любой договор независимо от количества участников (двусторонний или многосторонний) является нормой между­народного права, разница лишь в территориальной сфере дей­ствия, поскольку договор создает права и обязанности только для его участников. Поэтому двусторонний договор - источник локальных норм, многосторонний - региональных или универ­сальных.

В международном праве право международных договоров выделено в качестве самостоятельной отрасли. Право международных договоров как отрасль международного права - это совокупность принципов и норм, регламентирующих порядок их заключения, исполнения и прекращения, определяющих участие госу­дарств в договорном процессе.

Право международных договоров можно назвать базовой отраслью международного права, ибо посредством заключения международных до­говоров регламентируются отношения государств в различных сферах со­трудничества. Без договоров практически невозможно дальнейшее разви­тие международного права.

Основными источниками права международных договоров являются: Венская конвенция о праве международных договоров, 1969 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и ме­ждународными организациями и между международными органи­зациями, 1986 г. Обе конвенции констатируют сохранение обычая в качестве источника пра­ва международных договоров, подтверждая, что вопросы, которые не на­шли решения в положениях этих конвенций, будут по-прежнему регулиро­ваться нормами международного обычного права.

 

 

64 Общие положения международного частного права. Коллизионные нормы международного частного права. Правовые режимы. Субъекты международного частного права.

Международное частное право - это комплексная правовая систе­ма, объединяющая нормы национального (внутригосударственного) зако­нодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, осложненные иностранным элементом.

Предметом международного частного права является регулирова­ние гражданско-правовых отношений с иностранным элементом.

Коллизионная норма - это норма, определяющая право какого го­сударства должно быть применено к соответствующему правоотношению. Коллизионная норма - норма отсылочного характера, ею можно ру­ководствоваться только вместе с какими-либо материально-правовыми нормами, к которым она отсылает, то есть нормами законодательства, ре­шающими вопрос по существу.

Значение коллизионных норм заключается в определении права, которое должно быть применено к отношениям, возникающим в условиях международного общения, когда на регулирование таких отношений мо­жет претендовать правопорядок нескольких государств и необходимо раз­решить возникшую коллизию. Коллизионные нормы международного ча­стного права разрешают эту коллизию, подчиняя отношения с иностран­ным элементом праву определенной страны

В числе основополагающих факторов, определяющих взаимоотно­шения государств в экономической сфере, лежит установление вида правового режима, применяемого к конкретному государству, его юридическим и физическим лицам. Выделяют следующие режимы:

Режим наибольшего благоприятствования означает обязательство государства предоставлять (как правило, на основе взаимности) другому государству - участнику соглашения преимущества и привилегии, которые им предоставлены или могут быть предоставлены в будущем любому третьему государству. Область применения данного режима определяется договором и может охватывать как всю сферу экономических взаимосвя­зей, так и отдельные виды отношений. Из режима наибольшего благопри­ятствования допускаются определенные изъятия в отношении таможенных союзов, свободных таможенных зон, интеграционных объединений, развивающихся стран и приграничной торговли.

Преференциальный режим означает предоставление льгот в сфере торговли, таможенных платежей, как правило, в отношении развивающих­ся стран либо в рамках экономического или таможенного союзов.

Национальный режим предусматривает уравнивание в определен­ных правах иностранных юридических и физических лиц с собственными юридическими и физическими лицами государства. Обычно это касается вопросов гражданской правоспособности, судебной защиты и т. п.

Специальный режим, устанавливаемый государствами в сфере эко­номического сотрудничества, означает введение каких-либо особых прав для иностранных юридических и физических лиц. Данный режим исполь­зуется государствами при регулировании таких вопросов, как повышенная защита иностранных инвестиций, предоставление таможенных и налого­вых льгот представительствам иностранных государств и сотрудникам этих представительств при приобретении и ввозе некоторых товаров.

К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства.

К субъектам международного частного права принято относить ино­странных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства, если они вступают в отношения с физическими или юридическими иностранными лицами.

 

 

65 Понятие и основные принципы международного гуманитарного права. Международно-правовая регламентация ведения вооруженной борьбы.

Международное гуманитарное право представляет совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреп­лению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих ин­дивидам юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод.

Данная отрасль права включает нормы трех видов:

1) нормы, дейст­вующие в нормальных ситуациях мирного времени;

2) нормы, предназна­ченные для условий вооруженных конфликтов с целью их максимально возможной гуманизации;

3) нормы, применение которых обязательно в любых ситуациях (свобода мысли, совести и религии, запрещение пыток или других жестоких видов обращения и наказания).

Основными источниками международного гуманитарного права являются обычай и договор.

Международно-правовая регламентация ведения вооруженной борьбы касается и вопросов начала войны, ее окончания, участников вооруженных конфликтов, запрещения или ограничения определенных средств и методов ведения войны и т.п.

Началу военных действий должно предшествовать объявление вой­ны. Однако само объявление войны не оправдывает данное государство и не освобождает от ответственности за акт агрессии, равно как и начало во­енных действий без объявления войны.

С началом вооруженного конфликта применяется система Держав-Покровительниц, которыми могут стать не участвующие в конфликте государства, назначенные и признанные воюющими сторонами.

Начало войны, как правило, прерывает дипломатические и консуль­ские отношения между государствами, вступившими в войну.

В отношении граждан неприятельского государства, пребывающих на их территории, применяются различные ограничения.

Имущество, принадлежащее непосредственно вражескому государ­ству (государственная собственность), конфискуется, за исключением имущества дипломатических и консульских представительств. Частная собственность (собственность граждан) в принципе считается неприкосно­венной.

Война должна вестись только между вооруженными силами госу­дарств и не должна наносить ущерба их гражданскому населению.

Законными участниками войны являются комбатанты (сражаю­щиеся). Применение оружия на войне возможно только в отношении комбатантов.

В соответствии с действующими международными нормами в состав вооруженных сил (регулярных и нерегулярных) входят части и соединения сухопутных, морских, воздушных сил, а также войска милиции (полиции), безопасности, добровольческие отряды, отряды ополчения, личный состав организованного движения сопротивления (партизаны). Население на ок­купированной территории, которое по собственному почину берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные части, также пользуется правами сражающихся.

Понятием добровольческих отрядов охватываются лица, изъявившие желание выехать за пределы своей страны и принять участие в боевых действиях на стороне народа иностранного государства, борющегося за свободу и независимость.

От добровольцев принципиально отличаются наемники. Согласно ст. 47 первого Дополнительного протокола 1977 г. «Наемник - это любое лицо, которое специально завербовано сражаться в вооруженном кон­фликте; фактически принимает непосредственное участие в военных действиях, руководствуясь желанием получить личную выгоду, не являет­ся ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, посто­янно проживающим на территории, контролируемой стороной, находя­щейся в конфликте, не входит в личный состав вооруженных сил сторо­ны, находящейся в конфликте».

Международно-правовые нормы о запрещении или ограничении применения отдельных видов оружия развивались соответственно совер­шенствованию военного производства и с учетом опыта военных действий. Можно назвать такие меры, как запрещение ядерного, химического, бактериологического (биологического) и токсичного оружия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.