КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Иски о признании права собственности. 5 страница
Гражданам гарантировано право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих ресурсов за ними и без получения соответствующих разрешений (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь) - это право общего природопользования. Осуществление природопользования в процессе экономической деятельности (специальное природопользование) разрешается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за плату (если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь) на основании решений государственных органов, в компетенцию которых входит принятие таких решений, специального разрешения (лицензии), договора аренды, концессионного договора и на иных основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. В Республике Беларусь установлены требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования, требования экологической безопасности), которые представляют собой предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения (или их совокупность), установленные законодательством, в том числе техническими нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении: нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природопользование, иных нормативов в области охраны окружающей среды.
56 Ответственность за нарушения природоохранного законодательства. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду, в том числе экологически опасная деятельность, виды и количество выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, виды и величина вредных физических и иных воздействий на окружающую среду подлежат государственному учету, проводимому территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, а также иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (ст. 70 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»). Критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности определены Указом Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 349. При ведении государственного учета в области охраны окружающей среды территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь осуществляется ведение государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, хозяйственная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую среду с присвоением каждому такому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю учетного номера природопользователя.
Для обеспечения соблюдения юридическими лицами и гражданами требований законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды осуществляется контроль и надзор в области охраны окружающей среды - государственный, производственный, ведомственный и общественный. Надзор за соблюдением природоохранного законодательства осуществляет экологическая прокуратура Республики Беларусь. Ведомственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами с целью обеспечения выполнения подведомственными предприятиями и организациями планов и мероприятий по охране окружающей среды, природоохранного законодательства.
Лица, виновные в нарушении законодательства об охране окружающей среды, несут дисциплинарную, административную (стст.10.1-10.4, гл. 15 КоАП РБ), уголовную (гл. 26 УК РБ) и иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, что не освобождает их от необходимости возмещения вреда, причиненного этими действиями, добровольно или по решению суда, в полном объеме. Основанием для применения этих мер воздействия служит экологическое правонарушение – виновное противоправное деяние, посягающее на экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее угрозу такого причинения.
57 Понятие финансового права. Финансовая деятельность государства. Источники финансового права. Финансовое право – это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Финансовая деятельность – это деятельность государства в лице его органов по мобилизации денежных средств в доход государства и по их распределению. Финансовая деятельность подразделяется на два элемента: мобилизация денежных средств в доход государства; распределение этих денежных средств в соответствии с основными функциями и задачами государства. Основными задачами государства при мобилизации денежных средств являются следующие: учет налогоплательщиков и анализ их платежеспособности; учет резерва денежных средств и увеличение объема поступления их в собственность государства. В мобилизации денежных средств принимают участие в той или иной форме и юридические лица, и физические лица. Основными задачами распорядительной деятельности государства при мобилизации и распределении денежных средств являются: учет субъектов использования денежных средств и их потребностей; определение размеров и сроков использования денежных средств; учет и отчетность; обеспечение сохранности денежных средств;
выявление результатов их использования. Нормы, регулирующие финансовые отношения, закреплены в многочисленных источниках, в числе которых: Конституция Республики Беларусь, Бюджетный кодекс Республики Беларусь 2008 г., Банковский кодекс Республики Беларусь 2000 г., Налоговый кодекс Республики Беларусь 2002 г., 2009 г. и др., подзаконные акты. Раздел VII Конституции Республики Беларусь в целом посвящен финансовой системе государства и закрепляет основы финансовой деятельности в Республике Беларусь. К источникам финансового права Республики Беларусь относятся: ежегодно принимаемые законы о бюджете Республики Беларусь на предстоящий финансовый год; Декреты и Указы Президента Республики Беларусь; постановления и распоряжения Совета Министров; акты Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Национального банка и других органов управления; решения органов исполнительной и распорядительной власти на областном, городском и районном уровнях.
58 Субъекты финансового права и особенности финансовых правоотношений. Предметом финансового права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и регулируемые нормами финансового права (финансовые правоотношения). Финансовые правоотношения имеют свои особенности, в числе которых следующие: они возникают под воздействием и в интересах государства; объектом этих отношений всегда выступают деньги или денежные обязательства; они складываются только в сфере финансовой деятельности государства. одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство в лице уполномоченного им органа, другой стороной – другие субъекты финансовой деятельности. Финансовые правоотношения возникают: между финансовыми и налоговыми органами государства (с одной стороны) и физическими, юридическими лицами (с другой) - по уплате ими налогов и неналоговых платежей в доход государства; между Республикой Беларусь и местными административно-территориальными единицами - в связи с распределением финансовых ресурсов;
между государственными финансово-кредитными органами (с одной стороны) и юридическими и физическими лицами (с другой) - в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов; между финансовыми и налоговыми органами государства (с одной стороны) и юридическими и физическими лицами (с другой) - в связи с расходованием финансовых ресурсов. Финансово-правовые отношения не могут возникнуть между физическими и (или) юридическими лицами.
59 Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь. Доходы и расходы бюджета. Бюджетное устройство Республики Беларусь – это организация бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетное устройство регламентируется Бюджетным кодексом Республики Беларусь 2008 г., в котором определены: основы функционирования бюджетной системы РБ; отношения между республиканским и местными бюджетами; отношения между бюджетами и юридическими, физическими лицами по: уплате налогов, внесению других обязательных платежей, иных поступлений, использованию бюджетных ассигнований; общие принципы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов; принципы создания и порядка использования государственных внебюджетных фондов; основные понятия из этой сферы. Бюджет – это план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства. Бюджетная система вРеспублики Беларусь представляет собой регулируемую законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь. При этом республиканский бюджет и местные бюджеты включаются в бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части. Каждый бюджет состоит из двух частей – доходной и расходной. Доходы бюджета классифицируются по следующим группам: налоговые доходы; взносы на государственное социальное страхование; неналоговые доходы; безвозмездные поступления. Формирование расходов бюджета основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан. Расходы республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям, определенным в Бюджетном кодексе Республики Беларусь, в размерах, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год. Расходы бюджетов подразделяются на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов. Капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности.
60 Налоги и обязательные неналоговые платежи. Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы. При установлении сборов (пошлин) определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам (пошлинам). В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы. Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь и обязательные к уплате на соответствующих территориях. Особым режимом налогообложения признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяемый в случаях и порядке, установленных Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь или Президентом Республики Беларусь.
61 Понятие, система, основные принципы международного права. Международное право в современном его понимании представляет собой совокупность норм, регулирующих взаимоотношения государств и их объединений (международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества. Система международного права включает в себя 2 части: 1. Основные принципы международного права, составляющие его ядро и имеющие значение для всего международно-правового регулирования, и общие для международного права институты. К ним относится комплекс норм о международной правосубъектности, о международном нормотворчестве, о международно-правовой ответственности и т. д. 2. Отрасли международного права, т. е. комплексы однородных и сложившихся согласно предмету правового регулирования норм. Принципы международного права - это универсальные нормы международного права, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством или всеми государствами. Содержание каждого принципа базируется на нормах Устава ООН и конкретизируется в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. Взаимосвязь принципов отмечена в Декларации 1970 г.: «Каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов». В Декларации сформулированы следующие 10 принципов международного права: Суверенное равенство государств Невмешательство во внутренние дела Равноправие и самоопределение народов Неприменение силы или угрозы силой Мирное урегулирование споров Нерушимость границ Территориальная целостность государств Уважение прав человека и основных свобод Сотрудничество государств Добросовестное выполнение международных обязательств
62 Субъекты международного права. Правосубъектность. Признание в качестве субъектов международного права. Субъекты международного права – это участники международных отношений, обладающие необходимыми для этого правами и обязанностями, осуществляющими их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность. Главное свойство субъекта - юридическая способность к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами. Основными субъектами международного права являются - государства, нации, борющиеся за государственную независимость, и международные (межгосударственные организации). Эти субъекты обладают всеми элементами международной правосубъектности (право- и дееспособности), которая включает в себя такие важные права, как право заключать международные договоры, быть членами международных организаций, иметь свои официальные представительства (дипломатические, консульские и др.), участвовать в работе международных конференций и т.д. Кроме этих основных субъектов, существуют и иные субъекты. Некоторые из таких субъектов представляют собой государственно-подобные образования. Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое время (Данциг). Особый статус после второй мировой войны имел Западный Берлин (до объединения Германии в 1990 г.). Число государств членов международного сообщества не является постоянным, оно увеличивается в связи с возникновением новых государств. Для того чтобы новые государства могли реализовать свою правосубъектность и осуществлять сотрудничество с другими государствами, необходимо признание со стороны последних. Признание - односторонний акт государства, в котором оно констатирует появление на международной арене нового государства и выражает желание сотрудничать с ним. В международном праве нет специального соглашения, закрепляющего критерии признания и его юридические последствия. Признание базируется на практике государств. Из принципа сотрудничества государств, закрепленного в Декларации ООН о принципах международного права 1970 г., вытекает, что государства должны признавать любое правомерно возникшее государство, внешняя политика которого свидетельствует о приверженности принципам международного права.
63 Источники международного права. Право международных договоров. Источники международного права представляют собой установленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм. Существует 4 разновидности источников международного права: международные договоры; международные обычаи; акты международных конференций; акты международных организаций и международных органов. Международный договор - соглашение, заключенное между государствами либо между государствами и международными организациями, преимущественно в письменной форме, где закрепляются права и обязанности сторон. Любой договор независимо от количества участников (двусторонний или многосторонний) является нормой международного права, разница лишь в территориальной сфере действия, поскольку договор создает права и обязанности только для его участников. Поэтому двусторонний договор - источник локальных норм, многосторонний - региональных или универсальных. В международном праве право международных договоров выделено в качестве самостоятельной отрасли. Право международных договоров как отрасль международного права - это совокупность принципов и норм, регламентирующих порядок их заключения, исполнения и прекращения, определяющих участие государств в договорном процессе. Право международных договоров можно назвать базовой отраслью международного права, ибо посредством заключения международных договоров регламентируются отношения государств в различных сферах сотрудничества. Без договоров практически невозможно дальнейшее развитие международного права. Основными источниками права международных договоров являются: Венская конвенция о праве международных договоров, 1969 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями, 1986 г. Обе конвенции констатируют сохранение обычая в качестве источника права международных договоров, подтверждая, что вопросы, которые не нашли решения в положениях этих конвенций, будут по-прежнему регулироваться нормами международного обычного права.
64 Общие положения международного частного права. Коллизионные нормы международного частного права. Правовые режимы. Субъекты международного частного права. Международное частное право - это комплексная правовая система, объединяющая нормы национального (внутригосударственного) законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, осложненные иностранным элементом. Предметом международного частного права является регулирование гражданско-правовых отношений с иностранным элементом. Коллизионная норма - это норма, определяющая право какого государства должно быть применено к соответствующему правоотношению. Коллизионная норма - норма отсылочного характера, ею можно руководствоваться только вместе с какими-либо материально-правовыми нормами, к которым она отсылает, то есть нормами законодательства, решающими вопрос по существу. Значение коллизионных норм заключается в определении права, которое должно быть применено к отношениям, возникающим в условиях международного общения, когда на регулирование таких отношений может претендовать правопорядок нескольких государств и необходимо разрешить возникшую коллизию. Коллизионные нормы международного частного права разрешают эту коллизию, подчиняя отношения с иностранным элементом праву определенной страны В числе основополагающих факторов, определяющих взаимоотношения государств в экономической сфере, лежит установление вида правового режима, применяемого к конкретному государству, его юридическим и физическим лицам. Выделяют следующие режимы: Режим наибольшего благоприятствования означает обязательство государства предоставлять (как правило, на основе взаимности) другому государству - участнику соглашения преимущества и привилегии, которые им предоставлены или могут быть предоставлены в будущем любому третьему государству. Область применения данного режима определяется договором и может охватывать как всю сферу экономических взаимосвязей, так и отдельные виды отношений. Из режима наибольшего благоприятствования допускаются определенные изъятия в отношении таможенных союзов, свободных таможенных зон, интеграционных объединений, развивающихся стран и приграничной торговли. Преференциальный режим означает предоставление льгот в сфере торговли, таможенных платежей, как правило, в отношении развивающихся стран либо в рамках экономического или таможенного союзов. Национальный режим предусматривает уравнивание в определенных правах иностранных юридических и физических лиц с собственными юридическими и физическими лицами государства. Обычно это касается вопросов гражданской правоспособности, судебной защиты и т. п. Специальный режим, устанавливаемый государствами в сфере экономического сотрудничества, означает введение каких-либо особых прав для иностранных юридических и физических лиц. Данный режим используется государствами при регулировании таких вопросов, как повышенная защита иностранных инвестиций, предоставление таможенных и налоговых льгот представительствам иностранных государств и сотрудникам этих представительств при приобретении и ввозе некоторых товаров. К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства. К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства, если они вступают в отношения с физическими или юридическими иностранными лицами.
65 Понятие и основные принципы международного гуманитарного права. Международно-правовая регламентация ведения вооруженной борьбы. Международное гуманитарное право представляет совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод. Данная отрасль права включает нормы трех видов: 1) нормы, действующие в нормальных ситуациях мирного времени; 2) нормы, предназначенные для условий вооруженных конфликтов с целью их максимально возможной гуманизации; 3) нормы, применение которых обязательно в любых ситуациях (свобода мысли, совести и религии, запрещение пыток или других жестоких видов обращения и наказания). Основными источниками международного гуманитарного права являются обычай и договор. Международно-правовая регламентация ведения вооруженной борьбы касается и вопросов начала войны, ее окончания, участников вооруженных конфликтов, запрещения или ограничения определенных средств и методов ведения войны и т.п. Началу военных действий должно предшествовать объявление войны. Однако само объявление войны не оправдывает данное государство и не освобождает от ответственности за акт агрессии, равно как и начало военных действий без объявления войны. С началом вооруженного конфликта применяется система Держав-Покровительниц, которыми могут стать не участвующие в конфликте государства, назначенные и признанные воюющими сторонами. Начало войны, как правило, прерывает дипломатические и консульские отношения между государствами, вступившими в войну. В отношении граждан неприятельского государства, пребывающих на их территории, применяются различные ограничения. Имущество, принадлежащее непосредственно вражескому государству (государственная собственность), конфискуется, за исключением имущества дипломатических и консульских представительств. Частная собственность (собственность граждан) в принципе считается неприкосновенной. Война должна вестись только между вооруженными силами государств и не должна наносить ущерба их гражданскому населению. Законными участниками войны являются комбатанты (сражающиеся). Применение оружия на войне возможно только в отношении комбатантов. В соответствии с действующими международными нормами в состав вооруженных сил (регулярных и нерегулярных) входят части и соединения сухопутных, морских, воздушных сил, а также войска милиции (полиции), безопасности, добровольческие отряды, отряды ополчения, личный состав организованного движения сопротивления (партизаны). Население на оккупированной территории, которое по собственному почину берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные части, также пользуется правами сражающихся. Понятием добровольческих отрядов охватываются лица, изъявившие желание выехать за пределы своей страны и принять участие в боевых действиях на стороне народа иностранного государства, борющегося за свободу и независимость. От добровольцев принципиально отличаются наемники. Согласно ст. 47 первого Дополнительного протокола 1977 г. «Наемник - это любое лицо, которое специально завербовано сражаться в вооруженном конфликте; фактически принимает непосредственное участие в военных действиях, руководствуясь желанием получить личную выгоду, не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте, не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте». Международно-правовые нормы о запрещении или ограничении применения отдельных видов оружия развивались соответственно совершенствованию военного производства и с учетом опыта военных действий. Можно назвать такие меры, как запрещение ядерного, химического, бактериологического (биологического) и токсичного оружия.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |