Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выделяют две группы функции права. 2 страница




Совет Министров Республики Беларусь в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь.

В состав Совета Министров Республики Беларусь входят Премьер-министр Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, министры, председатели государственных комитетов, Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ и иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.

 

10. Судебная система. Местное управление и самоуправление.

Судебная власть наряду с законодательной и исполнительной является особой ветвью государственной власти и важнейшим признаком демократического государства. Судебная власть обеспечивает реализацию важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, включая социально-экономические и политические права, конституционный строй, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями. Разбирательство дел во всех судах Республики Беларусь проводится открыто. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

Под судебной системой государства понимается совокупность всех судов страны. Судебная система Республики Беларусь - это совокупность взаимодействующих между собой судебных учреждений Беларуси всех видов, осуществляющих правосудие и иные правовые функции в процессуальных формах.

Судебная система Республики Беларусь включает две основные разновидности судебных учреждений:

суды общей юрисдикции (осуществляют рассмотрение уголовных, гражданских и административных дел);

специальные суды.

Систему общих судов составляют:

Верховный Суд Республики Беларусь;

областные суды;

городские суды;

районные (городские) суды.

Кроме того, в систему общих судов входят и военные суды, возглавляемые Военной Коллегией Верховного Суда.

С 1 января 2014 вступают в силу положения Декрета Президента от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» (далее – Декрет), согласно которым, в целях совершенствования судебной системы Республики Беларусь, планируется объединить Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд (далее – ВХС), образовав единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам – Верховный Суд, возглавляющий систему судов общей юрисдикции Республики Беларусь.

Специальными судами в Республике Беларусь являются Конституционный Суд, Высший Хозяйственный Суд и возглавляемая им система хозяйственных судов.

В соответствии со статьей 116 Конституции Республики Беларусь контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом. Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

Местное самоуправление – форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Местное самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы, инициативы граждан по принятию решений Советов, участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах.

Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан.

Система органов местного управления состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты и местные администрации районов в городах.

 

11. Прокуратура. Комитет государственного контроля.

Прокуратура в Республике Беларусь – самостоятельный орган, осуществляющий от имени государства надзор за исполнением законов.

На Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Прокуратура не относится ни к одной из трех ветвей власти. Она осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законодательства, принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили.

Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, учреждений, организаций, общественных объединений, политических партий.

Единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания. В своей деятельности Генеральный прокурор Республики Беларусь подотчетен Президенту. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором.

Генеральный прокурор и нижестоящие прокуроры независимы в осуществлении своих полномочий и руководствуются законодательством.

В системе прокуратуры Республики Беларусь функционируют также специализированные звенья прокурорской системы (органы Главной военной прокуратуры, транспортные прокуратуры, природоохранные прокуратуры и некоторые другие).

Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор:

за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами;

за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;

за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

В случаях, предусмотренных законом, прокуратура осуществляет расследование преступлений. Кроме того, прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, поддерживают государственное обвинение.

Срок полномочий Генерального прокурора Республики Беларусь и всех нижестоящих прокуроров - 5 лет.

Государственный контроль представляет собой одну из важнейших функций государства, осуществляемых в целях организации выполнения конституционных установлений, иных актов законодательства, соблюдения государственной дисциплины, правильного использования финансовых средств и имущества, а также работы с предложениями и заявлениями граждан. В той или иной мере государственный контроль осуществляют все государственные органы. Для этих целей создаются специальные государственные или государственно-общественные органы и контрольные подразделения в государственных органах.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. Комитет государственного контроля Республики Беларусь образуется Президентом Республики Беларусь.

Систему органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы - комитеты государственного контроля областей и города Минска. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь.

Комитет государственного контроля возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь. Председатели территориальных органов Комитета государственного контроля (за исключением районных и городских) назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Комитета государственного контроля Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

 

 

12. Понятие гражданского права и гражданско-правовых отношений.

Гражданское право – это отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих имущественные товарно-денежные отношения между самостоятельными и равноправными лицами, которые сами распоряжаются принадлежащим им имуществом, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения и иные личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными.

Предмет гражданско-правового регулирования – система отношений: имущественных, личных неимущественных отношений, урегулированных нормами гражданского права.

Имущественные отношения - это любые отношения, объектом которых являются материальные блага.

Необходимо различать две основные группы имущественных отношений, регулируемых гражданским правом:

вещные отношения – отношения, связанные с обладанием тем или иным субъектом определенными вещами (имуществом);

обязательственные отношения – отношения, связанные с переходом имущественных благ от одних лиц к другим.

Наряду с имущественными предметом гражданско-правового регулирования являются также личные неимущественные отношения, характеризующиеся следующими основными чертами:

лишены экономического содержания, независимо от их связи с имущественными отношениями;

имеют неразрывную связь с личностью.

Предметом личных неимущественных отношений являются нематериальные блага: имя, честь, достоинство, деловая репутация, авторство на произведения науки, литературы, искусства и изобретения.

Гражданское право позволяет выделить два основных вида личных неимущественных отношений:

личные неимущественные отношения, непосредственно связанные с имущественными (отношения, возникающие по поводу авторства на произведения науки, литературы, изобретения и рационализаторские предложения, а также, связанные с присвоением организациям фирменного наименования, производственной марки или товарного знака);

личные неимущественные отношения, хотя непосредственно и не связанные с имущественными, но в некоторых случаях могущие повлечь за собой невыгодные личные или имущественные последствия для их участников (отношения, связанные с защитой чести и достоинства граждан, деловой репутации организации).

Метод гражданско-правового регулирования – совокупность средств, приёмов, способов воздействия права на регулируемые отношения.

Гражданско-правовой метод регулирования обладает рядом специфических особенностей.

равенство сторон регулируемого гражданским правом отношения;

автономия воли участников правоотношения, заключающаяся в возможности самостоятельно и свободно проявлять и формировать свою волю;

защита нарушенных прав, если они добровольно не восстанавливаются другой стороной, осуществляется в судебном или административном порядке;

диспозитивность;

компенсационный характер ответственности за нарушение гражданских прав.

Система гражданского права - это его структура, состав отдельных институтов и норм в их определенной последовательности.

Гражданское право включает в себя две большие группы институтов и норм: Общую и Особенную части.

Общая часть содержит положения, которые имеют значение для всех или многих институтов особенной части гражданского права.

В Общую часть входят:

институты и нормы, определяющие предмет гражданского права и способы защиты гражданских прав;

нормы, посвященные участникам гражданских правоотношений - субъектам гражданских прав;

основания возникновения и прекращения гражданских правоотношений - сделки;

институт представительства и доверенность;

сроки исковой давности;

право собственности и иные вещные права и их защита.

Особенная часть включает в себя:

обязательственное право;

авторское право и смежные права;

наследственное право.

 

 

13.Гражданский кодекс Республики Беларусь. найти!!!!!!

Одним из основных источников, регулирующим гражданско-правовые отношения является Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК РБ).

Гражданский кодекс РБ состоит из 8 основных разделов, каждый из которых содержит по несколько подразделов.

Раздел 1. Общие положения. Он состоит из 5 подразделов, в которых дается характеристика гражданского законодательства, возникновения гражданских прав и обязанностей, осуществления и защиты гражданских прав, понятий физические и юридические лица, определяются объекты гражданских прав, к которым относятся ценные бумаги, нематериальные блага и т.д., характеризуются сделки, представительство, доверенность и др.

Раздел 2. Право собственности и другие вещные права. В данном разделе, который включает в себя 8 глав, дается характеристика таких понятий, как приобретение и прекращение права собственности, вещные права на недвижимое имущество, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, а также защита права собственности и другихвещных прав.

Раздел 3. Общая часть обязательственного права. Состоит из 2 подразделов. В них дается понятие обязательства, раскрывается сущность исполнения обязательств и обеспечения исполнения обязательств, их прекращения, а также определена ответственность за нарушение обязательств. Кроме того, определенная сущность договора, описан порядок его заключения, изменения и расторжения.

Раздел 4. Отдельные виды обязательств. В разделе дается характеристика, перевозка, заем и кредит, факторинг, депозит и следующих обязательств: дарение, рента и пожизненное содержание с иждивением, аренда, безвозмездное пользование, страхование и др.

Раздел 5. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность). Здесь описывается сущность авторского и смежных прав, право на изобретение, полезную модель, промышленный образец, на новые сорта растений и новые породы животных, на защиту информации. Также дается характеристика такого понятия, как недобросовестная конкуренция.

В разделе 6, который называется «Наследственное право» описываются вопросы, связанные с наследованием имущества (наследование по завещанию, по закону, приобретение наследства), а также описываются особенности наследования отдельных видов имущества.

Раздел 7. Международное частное право. Здесь дается характеристика общих положений и коллизионных норм по данному вопросу.

Раздел 8. заключительные положения.

 

 

14. Субъекты гражданско-правовых отношений.

Гражданское правоотношение юридическая связь равных, имущественно и организационно обособленных субъектов имущественных и личных неимущественных отношений, выражающаяся в наличии у них субъективных прав и обязанностей, обеспеченных возможностью применения к их нарушителям государственно-принудительных мер имущественного характера.

Одним из основных источников, регулирующим гражданско-правовые отношения является Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК РБ).

Всякое гражданское правоотношение имеет свою структуру, состоит из взаимосвязанных элементов: субъекты, объекты и содержание.

Субъектами правоотношения являются участники фактических отношений. Это граждане, юридические лица, государство в лице его органов, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные государства.

Необходимой предпосылкой участия лиц в гражданских правоотношениях является наличие у них гражданской дееспособности и правоспособности.

Под субъективным правом следует понимать установленную законом меру дозволенного поведения субъекта, которая состоит из двух возможностей: действовать самостоятельно и требовать (в соответствующих случаях с помощью государства) надлежащего поведения от другой стороны.

Субъективному праву соответствует юридическая обязанность, как мера должного поведения другой стороны в правоотношении. Она возлагается на другую сторону. Эта сторона обязана совершить то, что имеет право требовать от нее носитель субъективного права.

Гражданские права и обязанности возникают:

из сделок, предусмотренных законом, а также из сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

из административных актов, порождающих в силу законодательства гражданско-правовые последствия;

в результате создания изобретений, промышленных образцов, произведений науки, литературы и искусства и иных результатов интеллектуальной деятельности;

вследствие причинения вреда другому лицу, а равно вследствие приобретения или сбережения имущества за счет средств другого лица без достаточных оснований;

вследствие иных действий граждан и организаций;

вследствие событий, с которыми закон связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Факты, с которыми закон связывает действие правовых норм в отношении определенных субъектов, называются юридическими фактами. Юридические факты необходимы для возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.

 

15. Право собственности. Защита права собственности.

Право собственности можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле право собственности – это совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность определенного имущества физическим или юридическим лицам, определяющих содержание их правомочий и обеспечивающих защиту прав и законных интересов собственника. В субъективном смысле право собственности представляет собой правомочия собственника имущества владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

Гражданский кодекс Республики Беларусь раскрывает содержание права собственности посредством известной триады правомочий собственника:

право владения, которое законом определяется как юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства на вещью;

право пользования – юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи ее полезных свойств;

право распоряжения – это юридически обеспеченная возможность решать самостоятельно юридическую и фактическую судьбу вещи.

При отсутствии хотя бы одного из этих правомочий права собственности нет.

Основания возникновения права собственности: создание новых объектов; переработка; на основании договора; находка; обнаружение клада, т.е. зарытых в земле или скрытых иным способом ценностей, собственник которых никогда не станет известным; пригульные животные – это животные, хозяин которых неизвестен; безнадзорные животные– это животные, хозяин которых известен, но они для него безразличны.

Собственность в Республике Беларусь может быть государственной и частной.

Способы защиты права собственности и иных вещных прав:

1. Вещно-правовые иски предъявляются собственником или иным субъектом вещных прав к такому нарушителю его прав, с которым он не состоит в обязательственных правоотношениях. К их числу относятся 3 группы исков:

иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения – виндикационные иски.

иски об устранении нарушений, не связанных с лишением владения – негаторные иски.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.