Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иски о признании права собственности. 4 страница




Лица, имеющие семей­ные права и обязанности, являются субъектами семейных правоотношений. Субъектами семейных правоотношений могут быть только граждане, это отличает семейные правоотношения от дру­гих видов правоотношений.

Родство как юридический факт является одним из главных и наиболее распространенных оснований возникновения, изменения или прекращения семейных правоотношений. Статья 60 КоБС РБ оп­ределяет, что отношения, вытекающие из кровного род­ства между родителями и детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками, считаются близким родством.

Можно выделить основные виды семейных правоотношений: брачные – между супругами и бывшими супругами; правоотношения между родителями и детьми; правоотношения, вытекающие из усыновления; правоотношения между опекунами, попечителями и подопечными; между приемными родителями и приемными детьми; между приемными родителями и органами опеки и попечительства; правоотношения между другими членами семьи.

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, вступивший в силу с 1 сентября 1999 г., после Конституции является наиболее важным норматив­ным актом, регулирующим семейные отношения. Гражданское, жилищное и иное законодательство при­меняется к семейным отношениям только в случае отсут­ствия регулирования этих отношений законодательством о браке и семье.

 

 

41 Понятие семьи. Семейные правоотношения. см вопрос 40!!!

Семья - это объединение лиц, связанных между собой мо­ральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления. Другие родственники супругов, нетрудоспособные ижди­венцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны в судебном порядке членами семьи, если они прожи­вают совместно и ведут общее хозяйство».

Многодетная семья - это семья, в которой на иждивении и воспитании находятся 3 и более детей.

Неполной считается семья, в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя.

С правовой точки зрения семья представляет собой объединение лиц, связанных правами и обязан­ностями, вытекающими из брака, родства и усыновления. Соответственно, семейные правоотношения - это урегулированные пра­вовыми нормами личные неимущественные и имущест­венные отношения, складывающиеся в семье.

 

42 Брак: понятие, порядок и условия заключения и прекращения.

Брак - это добровольный союз мужчины и женщины, который за­ключается в порядке, на условиях и с соблюдением требований, опреде­ленных законом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности. Следует подчеркнуть, что в соответствии с действующим законодательством, права и обязан­ности супругов порождает лишь брак, заключенный в государственных органах, регистрирующих акты гражданского состояния. Незарегистрированный брак (брак по религиозному обряду или фактическое совместное проживание) не порождает правовых последствий, предусмотренных брачно-семейным законодательством.

Для заключения брака необходимы:

взаимное согласие лиц, вступающих в брак;

достижение ими брачного возраста - 18 лет;

отсутствие препятствий к заключению брака

Брачный возраст устанавливается в 18 лет. В исключительных случаях, обусловленных беременностью, рождением ребенка, а также в случае объявления несовершеннолетнего полно­стью дееспособным (эмансипация), регистрирующий орган может снизить установ­ленный брачный возраст, но не более чем на 3 года;

Заключение брака происходит в согласованные сторонами сроки, но не ранее, чем через пятнадцать дней после подачи заявления. При наличии уважительных причин пятнадцатидневный срок может быть сокращен, а также увеличен. При наличии особых обстоятельств, брак может быть зарегистрирован в день подачи заявления. Если лица, подавшие заявление о регистрации брака, не явились в отдел загса в течение 3-х месяцев со дня подачи заявления и не сообщили причину неявки, заявление утрачивает силу.

Прекращение брака означает утрату взаимных прав и обязанностей, возникающих между супругами в связи с заключением брака. Брак прекращается по следующим основаниям:

смертью одного из супругов;

объявлением одного из супругов в судебном порядке умершим;

в результате развода по заявле­нию одного или обоих супругов.

Расторжение брака производится судом в порядке искового производства. При подаче такого заявления взыскивается госпошлина. Исковое заявление о расторжении брака должно соответствовать требованиям Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. В нем, в частности, указывается, когда и где зарегистрирован брак, имеются ли общие дети, их возраст, мотивы расторжения брака, излагаются другие требования, которые могут быть рассмотрены одновременно с иском о расторжении брака. К заявлению прилагаются: свидетельство о заключении брака, копии свидетельств о рождении детей, документы о заработке и иных источниках доходов супругов (если заявлено требование о взыскании алиментов) и другие необходимые материалы. Заявление подается, как правило, в суд по месту жительства ответчика, а в некоторых случаях – по месту жительства истца.

 

43 Брачный договор: содержание, форма, порядок заключения, изменения, расторжения.

Развитие экономических отношений в обществе повлекло за собой и соответствующие изменения в правовом регулировании отношений супругов. Так, если в Кодексе о браке и семье 1969 г. предусматривался лишь законный режим имущества супругов, то в принятом в 1999 г. КоБС РБ пре­дусматривается еще и договорный, при котором имущественные правоотношения опреде­ляются соглашением сторон, т.е. брачным договором. Таким образом, права и обязанности супругов в согласованном объеме могут быть конкретизированы и закреплены в брачном до­говоре. Заключение брачного договора предусмотрено в целях укрепления брака и семьи, повышения культу­ры семейных отношений, осознания супругами своих прав и обязанностей, ответственности за детей и друг за друга.

Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Брачный договор может быть удостоверен государст­венным нотариусом любой государственной нотариальной конторы, а также нотариусом, осуществляющим частную нотариальную деятельность.

Возникновение либо прекращение включаемых в Брач­ный договор прав и обязанностей супругов может быть связано с наступлением определенного срока, если это не противоречит действующему законодательству.

Брачный договор составляется в трех экземплярах, один из которых остается в делах государственной нотариаль­ной конторы или у частного нотариуса, два других экзем­пляра выдаются сторонам договора.

По взаимному согласию супругов брачный договор может быть изменен или дополнен ими только до растор­жения брака. Соглашение об изменении или дополнении брачного договора составляется и удостоверяется нотариу­сом не менее чем в трех экземплярах, два из которых вы­даются сторонам, а один хранится в делах государствен­ной нотариальной конторы (частного нотариуса).

Расторжение брачного договора производится по ос­нованиям и в порядке, предусмотренном стст. 420-423 ГК РБ. При расторжении брачного договора по соглашению сторон такое соглашение нотариально удостоверяется в порядке, преду­смотренном для расторжения сделок.

 

 

44 Права и обязанности супругов.

В семейных правоотношениях между супругами возни­кают две группы прав и обязанностей: личные неимущественные права (не имеющие мате­риального содержания) и имущественные права и обязанности. Большая часть личных не­имущественных отношений, таких как любовь, взаимоуважение и т.п., регулированию за­конодательством не подлежит.

КоБС РБ выделяет такие личные неимущест­венные права супругов, как право на выбор фамилии при заключении брака, на свободный выбор занятий, профес­сии и места жительства и др.

Имущественные права и обязанности возникают по по­воду общей собственности супругов, вещей, профессио­нальных занятий супругов, личной собственности супру­гов.

Супруги обязаны материально поддерживать друг друга. В случае отказа в такой поддержке, нуждающиеся в ма­териальной помощи нетрудоспособный супруг име­ют право требовать предоставления в судебном порядке от другого супруга средств на свое содержание. Такие же права имеют: жена в пе­риод беременности и в течение 3-х лет после рожде­ния ребенка, если она находится в отпуске по уходу за ним; супруг, проживающий с общим ребенком-инвали­дом и осуществляющий родительскую заботу о нем. Брачным договором могут быть предусмотрены и дру­гие случаи оказания материальной помощи нуждающемуся супругу. Право нуждающегося в материальной помощи нетру­доспособного супруга на получение содержания от друго­го супруга, обладающего необходимыми для этого средст­вами, сохраняется и после расторжения брака, если он (она) стал нетрудоспособным до расторжения брака или в течение одного года после его расторжения

 

45 Личные и имущественные права и обязанности родителей и детей.

Специалисты, изучающие проблемы детства, выделяют следующие насущные потребности детей: физические, эмоциональные, социальные, духовные, потребность в развитии. К физическим потребностям они относят потребность детей иметь достаточное и полноценное питание, здоровую пищу, безопасную питьевую воду; безопасное и удобное жилье; благоприятную окружающую среду и чистые безопасные места для игр; требуемое качество услуг здравоохранения; потребность в защите от жестокого обращения и несправедливого отношения. К еще более важным детским потребностям они относят их эмоциональные потребности быть любимыми, чувствовать себя уверенно и в безопасности, осознавать собственное достоинство и значение. Также важно для правильного воспитания ребенка обеспечивать его участие в принятии решений в семье и в
обществе, прививать ему понимание категорий «хорошо и плохо», тем самым формируя систему жизненных ценностей.

Согласно Конвенции, ребенком является
лицо в возрасте до 18 лет, если по национальным законам не указан более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Согласно нормам КоБС РБ родители ребенка имеют следующие права и обязанности:

право определять имя, отчество и фамилию ребенка;

право определять гражданство ребенка в случаях, предусмотренных законодательством о гражданстве;

право определять место жительства детей;

право на воспитание детей, осуществление ухода и надзора за ними;

право осуществлять представительство от имени своих детей;

обеспечивать защиту прав и законных интересов детей.

 

46 Защита интересов несовершеннолетних детей. см вопрос 45!!!

Детство - короткий, но крайне важный этап в жизни человека, в котором формируются качества, необходимые во взрослой жизни. От того, какими людьми мы воспитаем наших детей, зависит и наша будущая жизнь, наша спокойная и устроенная старость. Однако для того, чтобы рассчитывать на детей в старости, в настоящем надо самим позаботиться о них, удовлетворить их насущные потребности.

В Конвенции указывается, что свобода, которая необходима для умственного,
нравственного и духовного развития ребенка, требует, помимо прочего, создания здоровой безопасной обстановки, доступа к медицинскому обслуживанию и достижения минимальных стандартов в обеспечении продовольствием, одеждой и жильем. В Конвенции закрепляется право ребенка на активную роль в процессе своего собственного развития, на выражение своего мнения и на то, чтобы его
учитывали при принятии решений, касающихся его жизни.

Действующим законодательством Республики Беларусь, как и положениями Конвенции, признается главенствующая роль семьи и родителей в уходе за детьми и в обеспечении их защиты, а также обязанность государства помогать им в выполнении этих задач.

 

 

47 Основные положения жилищного права. Жилищное законодательство и Жилищный кодекс Республики Беларусь.

жилищные отношения - это отношения в области обеспечения граждан жилыми помещениями, пользования и распоряжения ими, а также сохранности жилищного фонда. Жилое помещение – это помещение, предназначенное и пригодное для проживания граждан. Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений в Республике Беларусь независимо от форм собственности.

К жилищным правоотношениям относятся:

отношения, складывающиеся по поводу управления жилищным фондом;

эксплуатации жилищного фонда;

учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

владения и распоряжения жилыми помещениями;

обеспечения сохранности и ремонта жилых домов и жилых помещений;

собственности на жилище;

земельные и кредитные отношения, связанные со строительством и реконструкцией жилых домов, их содержанием, ремонтом и др. Жилищное законодательство – это совокупность правовых норм, регулирующих комплекс жилищных и связанных с ними общественных отношений: приобретение и прекращение права собственности на жилые помещения; реализацию связанных с этими объектами иных вещных прав; управление, эксплуатацию и ремонт жилищного фонда; учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; отношения, связанные с использованием земельных участков под жилищное строительство и др. Более кратко можно определить жилищное законодательство как совокупность нормативных правовых актов, посредством которых государством устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующие жилищно-правовые нормы.

Жилищное законодательство Республики Беларусь основывается на Конституции Респуб­лики Беларусь и состоит из Жилищного кодекса Республики Беларусь, де­кретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Рес­публики Беларусь и иных актов законодатель­ства, регулирующих жилищные отношения

 

48 Жилищные правоотношения. Права, обязанности, ответственность участников жилищных правоотношений. см вопрос 47!!!

Граждане Республики Беларусь согласно ст. 9 ЖК РБ в области жилищных отношений имеют следующие права:

получать жилое помещение в пользование на усло
виях и в порядке, установленных ЖК РБ;

получать зе
мельный участок для индивидуального жилищного строительства;


осуществлять индивидуальное или коллективное жилищное строитель
ство;

получать в установленном законодательством порядке льготные кредиты, субсидии и иные формы государст
венной поддержки для строительства (реконструкции) или приобрете
ния жилого помещения;

получать в установленном законодательством
порядке субсидии на плату за пользование
помещением и коммунальные услуги;

приобретать жилое помещение в
собственность по основаниям, установленным действующим законодательством;

пользоваться жилым помещением по договору найма (под
найма);


владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению
помещениями, принадлежащими им на праве собственности;

самостоятельно выбирать формы и спо
собы улучшения своих жилищных условий, ремонта и эксплуатации
жилого помещения;

самостоятельно в установленном законодательством Республики Беларусь порядке учреждать организации по строительству, эксплуатации, обслуживанию, ремонту, управлению и приобретению жилых помещений (ст. 11 ЖК РБ);

на преимущественное право на индивидуальное или коллективное жилищное строительство. Такое право имеют граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст. 14 ЖК РБ);

на одноразовое получение жилого помещения социального пользования. Такое право имеют малообеспеченные нетрудоспособные граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений социального пользования (ст. 84 ЖК РБ).

Граждане Республики Беларусь в области жилищных отношений обязаны:

соблюдать требования ЖК РБ и иных актов жилищного законодательства Республики Беларусь и договорных обязательств, связанных с реализацией жилищных прав;

не препятствовать осуществлению законных прав и интересов других субъектов жилищных отношений;

возмещать ущерб, нанесенный ими жилым помещениям других граждан и юридических лиц независимо от форм собственности в связи с пользованием этими жилыми помещениями;

обеспечивать доступ в занимаемые ими жилые помещения работникам, занятым обслуживанием и эксплуатацией жилищного фонда, при проведении необходимых ремонтных работ;

использовать жилые помещения в соответствии с требованиями ЖК РБ;

соблюдать правила строительства, эксплуатации и ремонта жилых помещений.

Ответственность за нарушение жилищного законода­тельства предусмотрена административным, уголовным и иным законодательством Республики Беларусь. Такая ответственность предусматривается, в частности, за следующие противоправные действия:

нарушение порядка принятия граждан на учет нуж­дающихся в улучшении жилищных условий, снятия с учета и предоставления жилых помещений;

нарушение правил выделения земельных участков под жилищное строительство;

нарушение правил пользования жилыми помещения­ми, содержания жилых помещений и вспомогательных помещений жилого дома, пожарной безопасности и иных правил;

самовольное переустройство и перепланировку жилых помещений и использование их не по назначению;

самовольное строительство жилых помещений;

нарушение правил регистрации организаций граж­дан-застройщиков;

нарушение правил эксплуатации жилых помещений, инженерного оборудования, бесхозяйственное их содержание;­

порчу жилых помещений, инженерного и иного обору­дования, конструктивных элементов жилого дома, объек­тов благоустройства;

нарушение права на неприкосновенность жилища;

самоуправство в реализации своих интересов и ущем­ление законных прав и интересов других граждан и их организаций и за совершение иных правонарушений, предусмотренных действующим законодательством.

 

 

49 Жилищный фонд. Государственный и частный жилищный фонды.

Совокупность жилых помещений независимо от форм собствен­ности составляет жилищный фонд. Классификация жилищных фондов, установленная в ЖК РБ, соответствует закрепленным в Конституции формам собственности – частной и государственной. Государство гарантирует равную защиту и равные условия для всех форм собственности

Государственный жилищный фонд включает в себя жилые помещения местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и других государственных организаций, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда, в том числе жилые помещения социального пользования, служебные жилые помещения, жилые помещения специального служебного жилищного фонда, специальные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях.

Частный жилищный фонд включает жилые помещения, находящиеся в собственности граждан или организаций негосударственной формы собственности. В него входят индивидуальные жилые дома и квартиры, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц негосударственной формы собственности (жилые помещения, находящиеся в собственности различных негосударственных организаций, а также организаций граждан-застройщиков – ЖСК, ЖК, МЖК, КИЗ).

Жилые помещения входят в состав государственного и частного жилищных фондов после приемки их в эксплуатацию и государственной регистрации в установленном законодательством порядке.

 

50 Индивидуальное жилищное строительство. Служебное жильё. Проживание в общежитии.

Распространенным способом удовлетворения потребности в жилье является участие в организациях граждан-застройщиков, создаваемых с целью строительства или приобретения жилого дома (домов) и последующей эксплуатации и управления им (ими).

Служебные жилые помещения предоставляются гражданам в связи с характером их трудовых отношений. Под служебные помещения выделяются отдельные квартиры. Жилое помещение включается в число служебных по решению соответствующих исполнительных и распорядительных органов. Перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, устанавливается Президентом и Советом Министров Республики Беларусь. Так, например, указом Президента от 19 мая 1999 г. № 286 «О создании специального служебного фонда» предписано создать специальный служебный жилищный фонд, включающий республиканский и областной специальные служебные жилищные фонды, находящиеся в ведении Управления делами Президента Республики Беларусь, и районные специальные служебные фонды, находящиеся в ведении облисполкомов. Этим указом утвержден и перечень должностей, дающих право на получение жилых помещений упомянутого фонда и правовой режим таких жилых помещений.

Общежития предоставляются на период работы или учебы граждан. Их правовой режим установлен нормами ЖК РБ и Положением об общежитиях, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1999 г. № 1437.

 

51Охрана окружающей среды. Понятие экологического права. Источники экологического права.

Охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) – деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленная на:

сохранение и восстановление природной среды,

рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов,

предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию ее последствий.

Охрана окружающей среды является неотъемлемым условием обеспечения экологической безопасности, устойчивого экономического и социального развития общества.

Правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов установлены Законом Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды». Данный закон направлен на обеспечение закрепленного в статье 46 Конституции Республики Беларусь права граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.

Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», актов законодательства об особо охраняемых природных территориях, о государственной экологической экспертизе, о гидрометеорологической деятельности, об охране озонового слоя, об обращении с отходами и иных актов законодательства Республики Беларусь, содержащих нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Правовой режим природных ресурсов и других компонентов природной среды регулируется законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды, земельным, водным, лесным законодательством Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь о недрах, растительном мире, животном мире и иным законодательством Республики Беларусь.

 

 

52 Объекты природы, подлежащие правовой охране.

Объектами отношений в области охраны окружающей среды являются:

земля (включая почвы),

недра,

поверхностные и подземные воды,

атмосферный воздух,

озоновый слой,

околоземное космическое пространство,

леса,

растительный и животный мир в его видовом разнообразии,

особо охраняемые природные территории,

типичные и редкие природные ландшафты,

климат,

естественные экологические системы,

иные природные объекты,

а также право природопользования.

 

 

53 Государственные органы и общественные объединения как субъекты охраны природы.

Субъектами отношений в области охраны окружающей среды являются:

Президент Республики Беларусь,

Совет Министров Республики Беларусь,

специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области охраны окружающей среды,

местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы,

иные государственные органы, органы территориального общественного самоуправления в пределах их компетенции;

общественные объединения, иные юридические лица Республики Беларусь,

граждане Республики Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели.

Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами, иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.

Общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды

Общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, проводят работу по пропаганде и воспитанию у граждан бережного отношения к природе, повышению экологической культуры граждан, сообщают в территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы о выявленных случаях нерационального использования природных ресурсов, нарушениях законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, а также об авариях и иных чрезвычайных ситуациях, нарушениях технологических процессов, в результате которых произошло или может произойти загрязнение окружающей среды либо иное вредное воздействие на окружающую среду.

 

54 Участие граждан в охране природы.

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, а также на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной экологической информации.

Граждане имеют право:

создавать в соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные объединения, осуществляющие свою деятельность в области охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы;

обращаться в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной экологической информации;

принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности;

вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды;

осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды;

обращаться в государственные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду, и о полном или частичном приостановлении либо прекращении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и граждан, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 55 Конституции Республики Беларусь охрана природной среды является долгом каждого.

Граждане обязаны:

соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды;

повышать экологическую культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения;

беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы;

выполнять требования в области обращения с отходами;

выполнять требования пожарной безопасности;

соблюдать правила охоты и рыболовства;

выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в помещениях, на улицах, во дворах, на территории садоводческих товариществ (кооперативов), в местах отдыха и иных общественных местах;

выполнять предписания государственных органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды;

возмещать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вред, причиненный их действиями окружающей среде.

Законодательством Республики Беларусь могут быть определены иные права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды.

 

55 Правовые основы природопользования.

Природопользование – это хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду. Возможность предоставления природных ресурсов в пользование предусмотрена в статье 16 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». При этом необходимо учитывать, что контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды осуществляет государство, что закреплено в статье 46 Конституции Республики Беларусь




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.112 сек.