Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проведение выездной налоговой проверки




Подготовка к проведению выездной налоговой проверки. Подготовка и планирование проведения выездных налоговых проверок приобретает все большее значение в связи с необходимостью соблюдения общих правил налоговых проверок, в особенности частоты и сроков их проведения. В ходе планирования и подготовки к проведению проверки изучаются документы, предоставленные налогоплательщиком, налоговые декларации, акты проверок предыдущих лет, делаются экономические оценки структуры баланса, доходности; учитывается наличие просроченной задолженности налогоплательщика по уплате налогов в бюджеты различного уровня, ее размеры, проведение реструктуризации задолженности; предоставление отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов; результаты проверок других налогоплательщиков, требующие встречной проверки и т.д. (Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утв.приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333).

Назначение выездной налоговой проверки. В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), его филиала или представительства проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа, которое обязательно должно содержать определение периода финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала или представительства, за который проводится проверка; вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка); фамилии, имена и отчества, должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в установленном порядке) и другие реквизиты (Форма решения о проведении выездной налоговой проверки утверждена приказом ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@).

Налогоплательщик (налоговый агент или плательщик сборов) вправе обжаловать решение о назначении выездной проверки, если вынесение и исполнение такого решения нарушают права проверяемого лица. Наиболее часто требования о признании решения о назначении выездной проверки недействительным предъявляются налогоплательщиками, когда вновь назначенная проверка, по мнению плательщика, будет являться повторной. Однако при этом необходимо доказать, что вынесение подобного решения нарушает права налогоплательщика или влечет для него негативные последствия.

Внесение изменений в решение о назначении проверки после его вручения налогоплательщику допускается лишь в случае изменения состава проверяющих должностных лиц налогового органа (Приказ ФНС РФ от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@). Изменение решения в части определения видов налогов, по которым проводится проверка после ее начала не должно допускаться. Однако, если налоговый орган вносит изменение в решение о назначении проверки, исключая из него те налоги, которые уже были предметом предыдущей проверки, то такие изменения не ущемляют прав налогоплательщика, а направлены на исключение повторности, т. е. на устранение нарушений прав проверяемого лица.

Доступ должностных лиц налогового органа на территорию для проведения налоговой проверки. Налоговым органам предоставлено право доступа на территорию и в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, которое осуществляется должностными лицами налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, при предъявлении этими лицами следующих документов: служебных удостоверений; решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки данного налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента; документов, подтверждающих наличие соответствующей формы допуска при проверке организации, имеющей особый режим доступа.

Должностные лица налоговых органов имеют право доступа на территорию или в любые помещения, используемые налогоплательщиком, независимо от того, на каких основаниях налогоплательщик его использует для проведения осмотра и иных действий фактического налогового контроля.

В случае воспрепятствования доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещения (кроме жилых помещений) налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) Налоговый кодекс устанавливает специальные правила определения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Воспрепятствованием надлежит считать действия или бездействие должностных лиц организации — налогоплательщика (ст.28 НК РФ) либо действия (бездействия) налогоплательщика — индивидуального предпринимателя, в результате которых должностные лица налоговых органов не смогут находиться на территории или в помещении налогоплательщика. В случаях, когда имеет место воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт (ст. 91 НК РФ) (Форма акта утверждена приказом ФНС РФ от 06.03.2007 N ММ-3-06/106@), подписываемый им и налогоплательщиком, на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии (ст. 31 и ст. 91 НК РФ). При отказе налогоплательщика подписать указанный акт, в нем делается соответствующая запись. В акте должно быть указано, в какое именно помещение и на какую территорию не были допущены сотрудники налогового органа.

Однако проблемы возникают в тех случаях, когда препятствия для допуска должностных лиц налоговых органов создаются не налогоплательщиком (плательщиком сбора или налоговым агентом), а третьими лицами, например, собственником помещения, которое арендуется налогоплательщиком, или охранной организацией. В таком случае нет оснований для составления акта и определения сумм налога расчетным путем или по аналогии. В любом случае добросовестный налогоплательщик должен предпринять все необходимые действия для обеспечения доступа должностных лиц налогового органа в помещение или в случае отсутствия такой возможности — предоставить все необходимые документы для проведения проверки, чтобы избежать определения сумм налогов расчетным путем со стороны налогового органа. Если же у налогоплательщика вообще отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, то выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (ст.89 НК РФ).

Следуя ст. 25 Конституции РФ, Налоговый кодекс РФ устанавливает, что доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается. Доступ в жилые помещения против воли физических лиц допускается в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

quest10quest11 Осмотр (обследование) территорий или помещений налогоплательщика. Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, вправе производить осмотр (обследование) любых используемых налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности (извлечения дохода) либо связанных с содержанием объектов налогообложения территорий или помещений независимо от места их нахождения либо осмотр предметов налогообложения для определения соответствия фактических данных о них документальным данным, представленным налогоплательщиком (ст. 31 и ст. 92 НК РФ).

В целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, должностные лица налоговых органов вправе также производить осмотр (обследование) документов и предметов (магнитных носителей, дискет, фотографий, технических устройств и т. д.). Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. Например, если документы или предметы были получены ранее в ходе проведения иных мероприятий налогового контроля, в таком случае осмотр документов и предметов может производиться должностными лицами налоговых органов вне рамок выездной налоговой проверки, но с обязательным участием понятых и с составлением протокола осмотра.

Осмотр (обследование) представляет собой личное ознакомление лица, осуществляющего контроль, с местами осуществления финансово-хозяйственной деятельности и содержания предметов налогообложения. При осмотре, производимом должностными лицами налогового органа, присутствуют: в обязательном порядке — лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его налоговый представитель и понятые; специалисты — в случае их привлечения.

В необходимых случаях при осмотре могут производится фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов, другие действия. Действия, производимые в ходе осмотра, и его результаты фиксируются в протоколе осмотра (Форма протокола утверждена приказом ФНС РФ от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@). quest15 Проведение инвентаризации имущества налогоплательщика. В целях проверки соответствия фактических данных об объектах налогообложения документальным данным, представленным налогоплательщиком, налоговым органам предоставлено право проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при осуществлении выездных налоговых проверок (статья 31 НК РФ; Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утв. Приказом Минфина РФ от 10 марта 1999 № 20н и МНС РФ от 10 марта 1999 г. № ГБ-3-04/39). Инвентаризацию имущества налогоплательщика можно считать самостоятельным процессуальным действием при проведении налоговых проверок.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств налогоплательщика.

Инвентаризация имущества налогоплательщиков проводится только при проведении выездной налоговой проверки. Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии, перечне имущества, подлежащего инвентаризации, принимает руководитель налоговой инспекции (его заместитель) по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств. Налоговые органы вправе привлекать для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика экспертов, переводчиков и других специалистов.

К имуществу налогоплательщика, подлежащего инвентаризации, относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы. В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое имущество налогоплательщика, независимо от его местонахождения.

Инвентаризация имущества, используемого индивидуальным предпринимателем в целях осуществления предпринимательской деятельности, производится по месту осуществления им предпринимательской деятельности, а также местонахождению его имущества. Инвентаризация имущества индивидуального предпринимателя проводится только в его присутствии.

Проверка фактического наличия имущества производится путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера, технического расчета при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе членов инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.

Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика отражаются в акте документальной проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Истребование документов. Документы, фиксирующие проведение налогоплательщиком хозяйственных операций, подтверждающие наличие объектов налогообложения и других факторов, являются основной составляющей предмета каждой налоговой проверки.

При осуществлении налоговых проверок — как камеральных, так и выездных, — должностным лицам налоговых органов, проводящим налоговую проверку, предоставлено право истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проведения проверки документы (Статья 93 НК РФ. Форма требования налогового органа о представлении документов утверждена приказом ФНС РФ от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@).

Проверяемое лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в 10-дневный срок со дня вручения такого требования налогового органа.

Документы должны быть представлены в налоговый орган в виде заверенных должным образом копий, т. е. заверены печатью организации и подписью соответствующего должностного лица организации с указанием даты и надписи «копия верна».

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

В течение 2 дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Кроме того, налоговые органы вправе на основании мотивированного запроса требовать представления от банков документы о наличии счетов в банке, об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах налогоплательщиков, (налоговых агентов, плательщиков сборов), а также иные документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней. В свою очередь, банки обязаны представлять в течение 5 дней после мотивированного запроса налогового органа справки по операциям и счетам организаций и предпринимателей (ст. 86 НК РФ).

Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки является налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

В случае такого отказа осуществляется другое процессуальное действие — выемка необходимых документов и предметов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.