Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г л а в а 23. Правовое регулирование 3 страница




Среди мероприятий по управлению государственным (муни­ципальным) долгом наиболее распространенными в мировой практике являются: рефинансирование, конверсия, консолида­ция, унификация и некоторые другие.

Рефинансирование, т.е. выпуск новых займов в целях покры­тия ранее выпущенных долговых обязательств, используется обычно при недостаточности средств централизованного денежно­го фонда (бюджета). В нашей стране рефинансирование использо­валось неоднократно. В частности, задолженность по государст­венному трехпроцентному внутреннему выигрышному займу 1966 г. погашалась путем обмена старых облигаций на облигации внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты разницы в

' О публичном характере финансового права подробнее см. гл. 1 учебника. 2 Балацкий Е. Принципы управления государственной задолженностью // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 5. С. 42.

§ 4. Правовое регулирование внутренних гос. и муниципальных займов 557

курсе. В связи с кризисной ситуацией 17 августа 1998 г., государ­ственные краткосрочные обязательства (ГКО) по согласованию с их владельцами подлежат обмену на облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ) с новыми сроками погашения (с 2013 по 2018 г.).

Конверсия займа заключается в изменении размера доходнос­ти займа. Изменение доходности может заключаться как в сни­жении, так и в повышении процентной ставки дохода, выплачи­ваемого заемщиком-государством (муниципальным образовани­ем) своим кредиторам.

Изменение сроков действия ранее выпущенных займов назы­вается консолидацией. В 1990 г. в РФ совместно с конверсией займа была проведена и консолидация: срок погашения казначей­ских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет, а процентная став-

повышена с 5 до 10%.

С принятия второй части ГК РФ, введенной в действие с |1 марта 1996 г., получило законодательное закрепление правило недопущении изменений условий выпущенного в обращение го­сударственного либо муниципального займа (ст. 817 ГК РФ). * Таким образом, впервые в законодательной практике получил за­крепление запрет на консолидацию займов.

Если все-таки возникает необходимость изменить срок государ­ственного займа, то теперь государство правомочно сократить либо увеличить сроки обращения долговых обязательств (как одного из существенных условий договора займа) только по согласованию с кредиторами, т.е. с юридическими и физическими лицами, являю­щимися правообладателями государственных облигаций. БК РФ ввел новое понятие — реструктуризации долга (ст. 105), под кото­рой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный и муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговы­ми обязательствами, с иными условиями обслуживания и погаше­ния обязательств. В этом случае принято руководствоваться также правилами ст. 818 и ст. 414 ГК РФ о новации, т.е. о прекращении обязательства по соглашению сторон о замене первоначального обя­зательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).

Примером такой ситуации является финансово-экономичес­кий кризис в России, разразившийся 17 августа 1998 г. и связан­ный с ним процесс по изменению сроков погашения государствен­ных долговых обязательств, когда впервые на практике были

558 Глава 22. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга)

реализованы положения ГК РФ о новации долга по государствен­ным, краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям фе­деральных займов с постоянным и переменным купонным дохо­дом путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств1. Нова­ция в данном случае предполагала замену одного обязательства (например, погашение ГКО до 31 декабря 1999 г.) другим (пога­шение ОФЗ до 2013 г.) между теми же лицами с одновременным прекращением первоначального обязательства (а следовательно и с возможностью предъявлять какие-либо претензии к заемщику-государству). Проведена была также новация облигаций внутрен­него государственного валютного облигационного займа III серии2.

Правила о новации соответственно применяются и к займам, выпускаемым муниципальными образованиями (ч. 5 ст. 817 ГК РФ).

Другим мероприятием государства по управлению государст­венным долгом являются унифицирование займов, предполагаю­щее обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый.

Аннулирование государственного внутреннего долга, т.е. пол­ный отказ от долговых обязательств, является, как правило, крайней мерой по управлению внутренним долгом. Принятие такой меры обусловлено обычно сменой политической власти. Так произошло в 1918 г., когда советское правительство решило аннулировать долги царской России, в том числе и внутренние.

Начиная с момента распада (ликвидации) Союза ССР в России были выпущены в обращение следующие виды государственных ценных бумаг, относящихся к внутренним долговым обязатель­ствам:

облигации государственного внутреннего займа 1991 г.;

облигации Российского внутреннего выигрышного займа 1992г.;

государственные краткосрочные бескупонные облигации 1993 г. (ГКО);

облигации внутреннего государственного валютного займа 1993 г. и 1996 г. (ОВВЗ);

золотой сертификат Минфина 1993 г. (не действует);

облигации Золотого федерального займа 1995 г. (не действуют);

1 СЗ РФ. 1998. №51. Ст. 6329; 2000. № 52 (ч. 2). Ст. 5203.

2 См. постановление Правительства РФ от 30 октября 2000 г. в ред. от 31 июля 2001 г. // СЗ РФ. 2000. № 45. Ст. 4485; 2001. № 32. Ст. 3332.

§ 4. Правовое регулирование внутренних гос. и муниципальных займов 559

облигации федеральных займов 1995 г. (ОФЗ);

облигации государственных нерыночных займов 1996 г (ОГНЗ);

облигации государственного сберегательного займа (1995__

1998 гг.) (ОГЗ);

казначейские векселя Минфина 1994 г.;

казначейские обязательства Минфина (КО) 1994 г.;

государственные долговые товарные обязательства 1994 г. (не действуют с 1996 г.). •-*'••

Среди выпущенных в обращение в России государственных ценных бумаг можно выделить долговые обязательства, относя­щиеся ко всем формам, закрепленным в БК РФ.

Остановимся на краткой характеристике ценных бумаг, обра­щающихся в настоящее время на российском фондовом рынке. Основная часть из них, как указано выше, выпущена в виде об­лигаций и относится к такой форме внутреннего долга как займы Одним из них является Государственный республиканский внутренний заем 1991 г. Условия выпуска этого займа были ут­верждены постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1991 г.1

Государственный республиканский заем РФ 1991 г. был выпу­щен сроком на 30 лет (с 1 июля 1991 г. по 30 июня 2021 г.) в виде облигаций номинальной стоимостью 100 тыс. рублей.

Облигации государственного внутреннего займа 1991 г. раз­мещаются только среди юридических лиц (с ограниченным кру­гом обращения)'. Функции по продаже и обслуживанию займа возложены на Банк России. Эти облигации являются именными. Каждый новый владелец облигации регистрируется в территори­альном управлении ЦБ России. Держателям облигаций годовой доход выплачивается по плавающей процентной ставке и только в безналичном порядке.

В связи с ликвидацией Союза ССР и в подтверждение право­преемства Правительства РФ по обязательствам бывшего СССР перед гражданами России по облигациям Государственного внут­реннего выигрышного займа 1982 г. Правительство РФ 19 февра­ля 1992 г. принимает решение о выпуске российского внутренне­го выигрышного займа 1992 г., действующее в редакции от 20 ноября 2001 г.2

1 ВВС. 1991. №42. Ст. 1344.

2 Российская газета. 1992. 25 февр.; СЗ РФ. 1997. № 27. Ст 3245- 1998 № 27. Ст. 3193; 2001. № 48. Ст, 4523.

560 Глава 22. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга)

В соответствии с постановлением Правительства РФ все обли­гации государственного займа 1982 г. подлежали обмену на обли­гации российского займа 1992 г. по номиналу (с учетом компен­сации на 1 апреля 1991 г.). Владельцам облигаций 1982 г. было предоставлено право выбора: либо в добровольном порядке обме­нять их на облигации российского займа, либо получить доход от продажи облигаций, который зачислялся во вклады в учреждени­ях Сбербанка РФ с 1 октября 1992 г. Заем осуществляется отдель­ными разрядами. Облигации выпускаются по мере их продажи населению.

Государственный заем в виде выпуска государственных крат­косрочных бескупонных облигаций (ГКО) был выпущен в соот­ветствии с постановлением Правительства РФ «О выпуске госу­дарственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 8 февраля 1993 г.1

В настоящее время постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 790 утверждены новые Генеральные усло­вия эмиссии и обращения государственных краткосрочных беску­понных облигаций2. Указанные облигации являются федераль­ными госценными бумагами, выраженными в рублях. Эмиссия ГКО осуществляется отдельными выпусками. По срокам обраще­ния — это краткосрочные долговые обязательства РФ. Их вла­дельцами могут быть российские и иностранные юридические и физические лица.

ГКО выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением в депозитариях. Учет отдельных ГКО каждого выпуска осуществляется в виде записей по счетам «Депо» в депозитарии. При этом их владельцы не имеют права требовать выдачи их на руки.

Приказом Минфина России от 24 ноября 2000 г. № ЮЗн утверж­дены обновленные Условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций3. В них установлено, что они являются именными краткосрочными (до одного года) госцен­ными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении. Доходом по ним считается дисконт, полученный в виде разницы между ценой размещения (покупки) и ценой погашения (продажи). Номиналь­ная стоимость одной облигации составляет 1 тыс. руб. Размещение

т

§ 4. Правовое регулирование внутренних гос. и муниципальных займов 561

осуществляется путем проведения аукциона. Их погашение и выкуп осуществляются Банком России по поручению Минфина Рос­сии за счет средств федерального бюджета.

Внутренний государственный валютный облигационный заем был выпущен в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования -внутреннего валютного долга, а также вы­полнения Указа Президента РФ от 7 декабря 1992 г. «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР», действующего в редакции Указов Президента РФ от 31 ян-' варя 1996 г. и от 12 августа 1996 г.1 Сами условия выпуска внут­реннего государственного валютного облигационного займа были утверждены постановлением Правительства РФ от 15 марта 1993 г.2

Валютный заем произведен путем выпуска облигаций на общую сумму 7 885 млн долл. США. Облигации выпущены номи­налом: 1 тыс., 10 тыс. и 100 тыс. долл. США на предъявителя. Неотъемлемой частью облигации является комплект купонов, ко­личество которых определяется сроком погашения облигации. Держателями облигаций являются юридические лица, имеющие валютные счета во Внешэкономбанке.

В настоящее время проводится новация указанного займа в со­ответствии с постановлениями Правительства РФ от 29 ноября

1999 г. «О новации облигаций внутреннего государственного ва­лютного облигационного займа III серии»3, в редакции постанов­лений Правительства РФ от 28 января 2000 г.4, от 30 октября

2000 г.5 и от 31 июля 2001 г.6, которым утверждено Положение об обмене облигаций внутреннего государственного валютного об--лигационного займа III серии (ОВГВЗ III серии) на облигации го­сударственного валютного облигационного займа 1999 г. и / или облигации федерального займа с фиксированным купонным до­ходом, а также Положение о техническом порядке обмена обли­гаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии на облигации государственного валютного облига­ционного займа 1999 г. (ОГВЗ 1999 г.) и / или облигации феде-

" рального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ —

1 САПП. 1993. № 7. Ст. 567.

2 СЗ РФ. 2000. №43. Ст. 4248.

3 Российская газета. 2001. 13 янв.

1 ВВС. 1992. № 51. Ст. 3039; СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4071; № 35. Ст. 4234.

2 САПП. 1993. № 12. Ст. 1002.

3 СЗ РФ. 1999. №49. Ст. 5999.

4 СЗ РФ. 2000. №6. Ст. 759.

5 СЗ РФ. 2000. №45. Ст. 4485.

6 СЗ РФ. 2001. №32. Ст. 3332.

562 Глава 22. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга)

ФК). Сама новация проводится путем обмена ОВГВЗ III серии по согласованию с их держателями на ОГВЗ 1999 г. и / или ОФЗ — ФК, эмитируемые для этих целей Минфином России.

Государственные сберегательные облигации выпущены в со­ответствии с постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2001 г., которым утверждены Генеральные условия эмиссии и об­ращения государственных сберегательных облигаций1. Указан­ные облигации представляют собой федеральные госценные бума­ги, выраженные в рублях. Являются среднесрочными и долго­срочными, именными, выпускаются в документарной форме и подлежат обязательному централизованному хранению в депози­тариях. Их владельцами могут быть российские юридические лица, являющиеся резидентами РФ: страховые организации, не­государственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, уп­равляющие компании паевых инвестиционных фондов.

При погашении облигаций выплачивается их номинальная стоимость, а также доход в виде процентов. На вторичном рынке не обращаются (т.е. не продаются), и передача владельцем обли­гаций прав на получение номинальной стоимости при погашении облигаций и купонных выплат, а также их залог не допускаются. Погашение осуществляется за счет средств федерального бюджета путем перечисления средств на банковские счета.

От государственных сберегательных облигаций следует отли­чать облигации государственного сберегательного займа Россий­ской Федерации.

Облигации государственного сберегательного займа2 выпус­каются Минфином России начиная с 1995 г. В настоящее время условия эмиссии и обращения указанных облигаций утверждены постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 г. № 3793.

Эмитентом здесь также от имени РФ выступает Минфин Рос­сии. Однако указанные облигации являются государственными ценными бумагами на предъявителя и выпускаются в докумен­тарной форме без обязательного централизованного хранения. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигация­ми каждого выпуска, является сертификат.

1 СЗРФ. 2001. №46. Ст. 4361.

2 См.: Указ Президента РФ «О государственном сберегательном займе Рос­сийской Федерации» от 9 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3360; поста­новление Правительства РФ «О генеральных условиях выпуска и обращения об­лигаций государственного сберегательного займа РФ» от 10 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст 3455.

3 СЗРФ. 2001. №21. Ст. 2089.

§ 4. Правовое регулирование внутренних гос. и муниципальных займов 563

По срокам обращения они являются среднесрочными. Их вла­дельцами могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. При их погашении выплачивается сумма ос­новного долга (номинальной стоимости), а также доход в виде процента.

В соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обраще­ния облигаций государственного сберегательного займа РФ, Мин­фином России издан приказ от 15 июня 2001 г. № 45н, которым утверждены Условия эмиссии и обращения государственного сбё* регательного займа РФ1.

Условиями установлено, что данные облигации являются ку­понными среднесрочными (1—5 лет) государственными ценными ^бумагами. При погашении выплачивается номинальная стои­мость облигации и купонный доход. Номинальная стоимость об­лигации — 500 руб.

Купонный доход определяется на основе доходности по ГКО и ОФЗ или исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию, и выплачивается в наличной и безналичной форме в сроки, определяемые в решении о выпуске. Эти облигации сво­бодно обращаются на вторичном рынке ценных бумаг. Но до на­ступления срока погашения они не выкупаются.

В соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обраще­ния облигаций федеральных займов, утвержденными постановле­нием Правительства РФ от 15 мая 1995 г., действующим в редак­ции от 16 мая 2001 г., Минфином России 14 июня 1995 г. выпущены облигации федерального займа (ОФЗ)2.

Приказом Минфина России от 16 августа 2001 г. № 65н ут­верждены Условия эмиссии и обращения облигаций федерально­го займа с постоянным купонным доходом3.

Указанные облигации являются именными купонными сред­несрочными (от 1 до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет) госу­дарственными ценными бумагами. При погашении владельцам выплачивается номинальная стоимость, а также купонный доход. Осуществление права владельца производится на основе записи по счету «Депо». Номинальная стоимость одной облига­ции 1 тыс. руб. Размещение — в форме аукциона или по закры­той подписке. Процентная ставка купонного дохода является по-

1 Российская газета. 2001. 25 июля.

1 СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1967; 1998. № 27. Ст. 3193; 1999. № 11 Ст 1296; 2001. №21. Ст. 2089.

3 Российская газета. 2001. 21 нояб.

564 Глава 22. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга)

стоянной для каждого отдельного выпуска указанных облигаций. Размер купонного дохода устанавливается решением об эмиссии данного выпуска.

Приказом Минфина России от 22 декабря 2000 г. № 112н ут­верждены Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с переменным купонным доходом1. Они являются именны­ми купонными среднесрочными (от 1 до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет) государственными ценными бумагами и предо­ставляют их владельцам право при ее погашении на получение номинальной стоимости облигации и на получение купонного до­хода.

В отличие от облигаций федерального займа с постоянным ку­понным доходом, купонный доход по облигациям федерального займа с переменным купонным доходом определяется на основе доходности по государственным краткосрочным бескупонным об­лигациям (ГКО) и облигациям федеральных займов (ОФЗ) или ис­ходя из официальных показателей, характеризующих инфля­цию. Сама величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты купонного дохода и объявляется по первому купону — не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения, по следующим купонам, включая послед­ний, — не позднее чем за два рабочих дня до даты выплаты дохо­да по предшествующему купону. Все иные условия выпуска и об­ращения между вышеуказанными видами облигаций совпадают.

Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ)2 вы­пускаются с 1996 г. Минфином России. По срокам они могут быть краткосрочными, среднесрочными или долгосрочными. Облига­ции государственных нерыночных займов с 1999 г. выпускаются в документарной форме. Владельцами ОГНЗ могут быть юриди­ческие лица (резиденты и нерезиденты). При погашении облига­ции выплачивается сумма основного долга, а также дохода в виде процента. На вторичном рынке ОГНЗ не обращаются. Доход по данным облигациям устанавливается Минфином России при вы­пуске и выплачивается не реже одного раза в год.

В качестве долговых обязательств, гарантированных Прави­тельством РФ (одна из форм государственного внутреннего долга), на территории России были выпущены золотые сертифи­каты 1993 г. В соответствии с Основными условиями продажи золота путем выпуска Министерством финансов РФ золотых сер-

1 Российская газета. 2001. 13 янв.

1 СЗ РФ. 1996. № 13. Ст. 1368; 1999. № 10. Ст. 1236; 2001. № 21. С*. 2089.

§ 4. Правовое регулирование внутренних гос. и муниципальных займов 565

тификатов 1993 г., утвержденными постановлением Правитель­ства РФ от 25 сентября 1993 г.1, золотой сертификат является государственной ценной бумагой. Номинал сертификата — 10 кг золота пробы 0,9999. Доход для держателя сертификата пред­ставляет собой разницу между ценой покупки и ценой погаше­ния. Держателями могли быть юридические и физические лица. В целях продажи было предусмотрено дробление сертификатов банками (не менее 100 г). ^.

15 сентября 1994 г. Минфином России и Роскомдрагметом был утвержден порядок выдачи золотых слитков владельцам зо­лотых сертификатов выпуска 1993 г. при их погашении, а Прави­тельством РФ 27 сентября 1994 г. принято постановление «О по­гашении золотых сертификатов Министерства финансов Российской Федерации»2.

Казначейские векселя — еще один вид ценных бумаг, выпус­каемых в обращение государством для покрытия бюджетных рас­ходов. Это краткосрочные обязательства государства. Выпуска­ются сроком на 3, 6 и 12 месяцев, обычно на предъявителя. Реализуются в основном среди кредитных банковских организа­ций по цене ниже номинальной (со скидкой), а выкупаются по полной нарицательной стоимости. Таким образом, доход держа­теля казначейского векселя равен разнице между ценой погаше­ния (номинальной) и продажной ценой.

В 1994 г. Министерство финансов РФ осуществило выпуск казначейских векселей на сумму 1100 млрд (неденоминирован­ных) руб. Казначейские векселя 1994 г. выпускаются сериями, объем и даты выпуска которых устанавливаются Минфином Рос­сии по согласованию с Банком России. Срок казначейских вексе­лей 1994 г. определен в один год с даты составления. Их владель­цами являются лишь юридические лица — резиденты РФ по законодательству РФ. Банк России выступает генеральным аген­том и по обслуживанию казначейских векселей 1994 г.3

В этом же году Министерство финансов РФ выпускает еще один вид ценных бумаг — казначейские обязательства. Казна­чейские обязательства выпущены на основании постановления Правительства РФ «О выпуске казначейских обязательств» от 9

1 СЗ РФ. 1997. №43. Ст. 4971,8779.

2 Экономика и жизнь. 1994. № 39; СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4984, 8805.

3 Подробнее см. постановление Правительства РФ от 14 апреля 1994 г. «О вы­пуске казначейских векселей 1994 г. Министерства финансов Российской Федера­ции» // САПП. 1994. № 17. Ст. 1406.

566 Глава 22. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга)

августа 1994 г.1 Выпускаются они сериями, в бездокументарной форме на основании договоров с уполномоченными депозитария­ми. Их владельцами могут быть российские юридические и физи­ческие лица. По казначейским обязательствам должен был вы­плачиваться процентный доход. В дальнейшем был разрешен обмен казначейских обязательств на казначейские налоговые ос­вобождения. Оформление последних производят органы феде­рального казначейства2.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О госу­дарственных долговых товарных обязательствах» от 16 апреля 1994 г.3 Правительством РФ было принято решение о частичном погашении целевых беспроцентных займов 1990 г., условия и по­рядок выпуска которых были определены постановлением Совета Министров СССР от 21 декабря 1989 г. «О выпуске государствен­ных целевых беспроцентных займов». В 1996 г. оно утратило силу в связи с принятием Федерального закона «О государствен­ных долговых товарных обязательствах» от 1 июня 1995 г. (дей­ствует в редакции от 24 июля 2002 г.)4. В соответствии с этим За­коном внутренним государственным долгом РФ признаны государственные долговые товарные обязательства в виде облига­ций государственных целевых беспроцентных займов на приобре­тение товаров народного потребления, включая легковые автомо­били, целевых чеков на приобретение легковых автомобилей, чеков «Урожай-90», обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с Федеральным законом «О государственных долговых товарных обязательствах»5, Правительство РФ своим постановлением от 27 декабря 2000 г., действующим в редакции от 23 июля 2001 г., утвердило Государственную программу пога­шения в 2001 — 2004 гг. государственного внутреннего долга РФ по государственным долговым товарным обязательствам6. В соот­ветствии с этой Программой предусмотрено погашение в 2001 2004 гг. следующих видов государственных долговых товарных обязательств, находящихся у населения: облигации государст­венных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров

1 СЗ РФ. 1994. №16. Ст. 1911.

2 Российские вести. 1996. 19 июня.

3 САПП. 1994. №17. Ст. 1419; СЗ РФ. 1996. №4. Ст. 289.

4 СЗ РФ. 1995. № 23. Ст. 2171; 1996. № 4. Ст. 289; 2000. № 23. Ст. 2347; 2002. №30. Ст. 3017.

5 СЗ РФ. 1995. № 23. Ст. 2171; 2000. № 23. Ст. 2347.

6 СЗРФ. 2001. №1(ч. 2). Ст. 133; №31. Ст. 3285.

§ 4. Правовое регулирование внутренних гос. и муниципальных займов 567

народного потребления; целевые расчетные чеки с правом приоб­ретения легковых автомобилей в 1991 — 1995 гг.; действующие целевые вклады на приобретение легковых автомобилей.

В Программе подробно урегулированы порядок и условия по­гашения указанных долговых обязательств.

В 1998 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ «О Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом»1 от 27 июля 1998 г., а также а*;, соответствии с Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»2 было принято решение о выпуске в об­ращение государственных облигаций, погашаемых золотом (зо­лотые сертификаты).

Названные долговые обязательства РФ (золотые сертификаты) являются именными беспроцентными облигациями, предостав­ляющими их владельцу право на получение в срок погашения 1 кг химически чистого золота за каждый погашаемый сертифи­кат. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые золоты­ми сертификатами каждого выпуска, является глобальный серти­фикат Минфина России. Золотые сертификаты выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хране­нием. Владельцами золотых сертификатов являются юридичес­кие и физические лица.

В связи с кризисом 1998 г. был принят Федеральный закон «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой по­литики» от 29 декабря 1998 г., действующий в редакции от 8 ав­густа 2001 г.3, в котором разработаны конкретные меры по нова­ции государственного внутреннего долга, в частности владельцам ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., выпу­щенных в обращение до 17 августа 1998 г., предоставлена воз­можность реинвестировать полученные от погашения денежные средства в государственные ценные бумаги. При этом для различ­ных категорий инвесторов ГКО-ОФЗ процедура новации диффе­ренцирована. Одни условия были установлены для кредитных ор­ганизаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг и органов государственной власти и местного самоуправления, яв­ляющихся собственниками ГКО-ОФЗ. Другие — для граждан и некоммерческих организаций.

1 СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3897; См. также: Приказ Минфина России от 28 ок­тября 1998 г. «Об утверждении условий эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом» // Российская газета. 1999. 12 янв.

2 СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1463; 2002. № 2. Ст. 131.

3 СЗРФ. 1999. №1. Ст. 1; 2001. №33 (ч. 1). Ст. 3432.

568 Глава 22. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга)

§ 5. Правовое регулирование сберегательного дела

Проблемы правового регулирования государственного (муни­ципального) кредита и долга тесно связаны с проблемами сбере­гательного дела в стране. Сбережения населения и счета юриди­ческих лиц всегда являлись важнейшими кредитными источни­ками государственных займов. В настоящее время они становят­ся также основными источниками муниципальных займов.

Использование государством части денежных вкладов физи­ческих и юридических лиц, хранящихся в кредитных учрежде­ниях, длительное время рассматривалось в науке финансового права в качестве формы государственного кредита1. С учетом по­ложений ранее действующего Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» принято было гово­рить о формах государственного долга (ст. 2 Закона). В настоящее время БК РФ закрепляет «формы долговых обязательств» (ст. 98).

В соответствии с Федеральным законом от 10 мая 1995 г. «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации»2 впервые предусматривается восстановление и обес­печение сохранности гарантированных сбережений путем перево­да их в целевые долговые обязательства РФ, являющиеся госу­дарственными ценными бумагами.

В условиях рыночной экономики, когда государственное уп­равление сменяется на экономическое регулирование, как никог­да усиливается взаимозависимость проблем государственных дол­говых обязательств и рационального использования денежных сбережений граждан и хозяйствующих субъектов в целях сбалан­сирования экономических процессов, преодоления кризисных яв­лений в сфере финансов, устранения возможных разрывов между доходами и расходами государственного и муниципального бюд­жетов и оздоровления экономики в целом. Привлечение вкладов играет большую роль и в деле улучшения денежного обращения,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.