Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г л а в а 23. Правовое регулирование 4 страница




1 Своеобразным подтверждением правильности названного теоретического положения финансово-правовой науки явилось принятие Федерального закона «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ» от 10 мая 1995 г., где все гарантированные сбережения граждан отнесены к государственным и внутренним долговым обязательствам (ст. 2) // СЗ РФ. 1995. № 20. Ст. 1765.

2 О порядке проведения в 2000 г. предварительной компенсации вкладов от­дельных категорий граждан РФ в Сбербанке России см.: постановление Прави­тельства РФ от 20 мая 1999 г. № 553 и распоряжение Правительства РФ от 31 ян­варя 2000 г. // СЗ РФ. 1999. № 21. Ст. 2638; 2000. № 7. Ст. 829.

§ 5. Правовое регулирование сберегательного дела

так как вложение денежных средств юридическими и физически­ми лицами в банковские кредитные организации в форме вкладов сокращает находящееся в обращении количество наличных денег, ускоряет их оборачиваемость, способствует укреплению внутренней валюты.

Кредитная реформа начала 90-х гг., направленная на реор­ганизацию государственных банковских структур в акционер­ные коммерческие банки, обусловила возникновение новых яв­лений в области сберегательного дела, его развитие и переход на более высокий уровень. Круг источников правового регули­рования сберегательного дела в РФ пополнился новыми норма­тивными и индивидуально-правовыми актами. Основными среди них являются законы о Центральном банке, о банках и банковской деятельности, ГК РФ (гл. 44), Устав Сберегательно­го банка РФ и др. Так, в Федеральном законе «О банках и бан­ковской деятельности» правовому регулированию сберегатель­ного дела посвящена отдельная глава (гл. VI). В указанном Законе в ст. 36 закрепляется и само понятие вклада, и основ­ные условия его размещения.

Вклад — это денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада дан­ного вида федеральным законом и соответствующим договором.

Договор банковского вклада (если иное не предусмотрено со­глашением сторон) удостоверяется сберегательной книжкой. Она может быть как именной, так и на предъявителя. Причем послед­няя относится к ценным бумагам. Сберегательная книжка долж­на содержать определенные реквизиты: наименование и место нахождения банка (либо его филиала), номер счета, сумму денеж­ных средств, зачисленных, а также списанных со счета, и остаток средств на момент предъявления сберкнижки в банк. Выдача вклада осуществляется банком лишь при предъявлении вкладчи­ком сберегательной книжки.

В настоящее время право привлекать денежные средства во вклады имеют независимо от формы собственности все банков­ские кредитные организации, которые получили лицензию Банка России и с момента регистрации которых прошло не менее двух лет. На банки возложена обязанность по обеспечению сохранное--ти вкладов и своевременности исполнения ими взятых на себя обязательств перед вкладчиками.

570 Глава 22. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга)

До перехода к рыночным отношениям сберегательные опера­ции в нашей стране фактически осуществлял лишь Сбербанк.

Однако, несмотря на расширение субъектов сберегательного дела, особая роль в этой сфере по-прежнему принадлежит Сбер­банку РФ. Это обусловлено рядом причин, в том числе и связан­ных с историей развития сберегательного дела в России.

Первые сберегательные учреждения в нашей стране были ос­нованы почти 160 лет назад в соответствии с Указом императора Николая I от 30 октября 1841 г.

В условиях существования Союза ССР единым общесоюзным кредитным учреждением, привлекающим временно свободные средства населения во вклады, являлись Государственные трудо­вые сберегательные кассы1. До 1963 г. сберегательные кассы на­ходились в ведении Министерства финансов СССР, позднее общее руководство их деятельностью осуществлял Государственный банк СССР.

На основе банковской реформы 1988 г. Государственные трудовые сберегательные кассы были преобразованы в Сбер­банк СССР — специализированный банк по обслуживанию не только физических, но и юридических лиц. В связи с ликвида­цией Союза ССР Сбербанк СССР был объявлен Верховным Со­ветом РСФСР собственностью российского государства. Но уже в 1990 г. на основании Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» Сберегательный банк РСФСР был пре­образован в акционерный коммерческий банк. Это обусловило начало нового этапа развития российского сберегательного дела.

В последнее время Сберегательный банк — крупнейший в бан­ковской системе Российской Федерации. В Сбербанке РФ нахо­дится более 70% вкладов населения. Даже несмотря на финансо­вый и банковский кризис (17 августа 1998 г.) размер вкладов в этот банк, в отличие от иных коммерческих банков, снизился не­значительно.

Таким образом, придание Сберегательному банку РФ особого положения и роли в российском сберегательном деле обусловлено тем, что он является преемником традиций, приобретенных сбе­регательными кассами за более чем полуторавековую историю, и обладает значительными кредитными ресурсами. Особая роль

1 Следует отметить, что с 1943 г. учреждения Госбанка СССР также при опре­деленных условиях (внесение вклада не ниже определенной суммы) имели право принимать вклады граждан.-

§ 5. Правовое регулирование сберегательного дела

Сбербанка в реализации отношений по государственному кредиту обусловлена и тем, что до настоящего времени учредителем акци­онерного коммерческого Сберегательного банка РФ является Центральный банк РФ. Важно заметить, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлен запрет на участие Банка России в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами. Однакр^ука-занный запрет, в соответствии с этим же Законом не распростра­няется на участие Банка России в капиталах Сбербанка РФ1.

Так, государство, используя хранящиеся в Сбербанке РФ вре­менно свободные денежные средства юридических и физических лиц в качестве кредитных ресурсов для погашения своих долго­вых обязательств по внутреннему долгу, гарантирует полную со­хранность денежных средств и других ценностей, вверенных Сбербанку РФ, и выдачу их по первому требованию вкладчиков. Ведь Федеральным законом «О банках и банковской деятельнос­ти» закреплено, что государством, в порядке, предусмотренном федеральными законами, гарантируется сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и банках, в уставном капитале которых государству принадлежит более 50% голосующих акций (долей).

Однако не только государство заинтересовано в увеличении вкладов населения и юридических лиц именно в учреждениях Сбербанка РФ, но и сами граждане РФ, в своем абсолютном боль­шинстве, по-прежнему доверяют свои вклады именно Сбербанку РФ. Не случайно поэтому вкладчики многих коммерческих бан­ков в условиях российского кризиса банковской и финансовой системы 1998 г. предпочли перевести свои сбережения на счета Сбербанка.

Вкладчиками банка могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Вкладчики могут распоря­жаться вкладами, получать по вкладам доход в виде процентов и в иной форме, предлагаемой банками. Вкладчики могут совер­шать и безналичные расчеты.

1 Статьей 8 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федера­ции (Банке России)» установлено, в частности, что уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка, не приводящее к со­кращению этой доли до уровня менее 50% плюс одна голосующая акция, осущест­вляется Банком России по согласованию с Правительством РФ (СЗ РФ. 2002 №28. Ст. 2790).

572 Глава 22. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга)

Учитывая, что законом гарантируется свобода вкладчиков в выборе банка для хранения своих сбережений и возможность иметь вклады одновременно в нескольких банках, Сбербанком РФ в целях привлечения свободных денежных средств юридичес­ких и физических лиц разработана целая система мер. Одной из таких мер является установление самых разнообразных видов вкладов.

Виды вкладов как таковые установлены достаточно давно, од­нако размеры дохода по вкладам (процентная ставка) в связи с инфляционными процессами в стране постоянно пересматрива­ются Сбербанком РФ. В целях предоставления вкладчикам выбо­ра для размещения своих временно свободных денежных средств в настоящее время действуют следующие виды вкладов: до вос­требования, срочные, условные, молодежные, срочные с дополни­тельно вносимыми взносами (накопительные) и другие. Рассмотрим условия некоторых из видов вкладов. Вклады до востребования могут быть именными, т.е. с указа­нием определенного лица (гражданина) в сберегательной книжке, и на предъявителя. Вклад на предъявителя может быть получен любым лицом, предъявившим сберегательную книжку с помет­кой «на предъявителя», контрольного талона к ней и документа, удостоверяющего личность. По этому виду вклада вкладчик имеет право получить деньги полностью либо частично в любое время. Этот вид вклада позволяет многократно совершать при­ходно-расходные операции, а также использовать вклад для вы­полнения безналичных расчетов. Разновидностью такого вклада является «вклад до востребования Сбербанка России». В 2002 г. ставка по этому вкладу установлена в размере 2% годовых — для вкладов в рублях и соответственно 1% — по вкладам в иностран­ной валюте (долл. США) с выплатой дохода по истечении каждого квартала за фактическое время хранения сумм во вкладе в тече­ние истекшего квартала. При этом минимальная сумма первона­чального взноса при открытии счета наличными деньгами состав­ляет в российской валюте — 10 руб., в иностранной — 5 (долл. США, евро).

Срочные вклады принимаются на срок не менее установленно­го банком периода (как правило, не менее шести месяцев либо даже до нескольких лет). Размер процентной ставки определяет­ся ежегодно. Выплата средств со вклада по частям не производит­ся. Вкладчик имеет право получить причисленные к остатку вклада в конце каждого года проценты. При этом срок хранения вклада не нарушается и вклад на новый счет не перечисляется.

§ 5. Правовое регулирование сберегательного дела

Достаточно большой срок нахождения средств в учреждениях Сбербанка по срочным вкладам позволяет наиболее рационально использовать эти средства как в интересах самого банка так и в интересах государства. Его разновидностью является 'накопи­тельный вклад Сбербанка России. В 2002 г. срок хранения по нему установлен в 2 года. Минимальная сумма первоначального взноса - не менее 10 тыс. руб. Процентная ставка — 18% годо­вых. Кроме того, в 2002 г. для лиц, получающих пенсии, назна" ченные органами социальной защиты, Министерствами и ведом­ствами, имеющими право назначать пенсию из негосударствен­ных пенсионных фондов предусмотрена такая разновидность вклада как срочный пенсионный на два года Сбербанка России Минимальная сумма первоначального и дополнительного взноса составляет 300 руб. Процентная ставка — 18,5%

Вклады, внесенные на имя другого лица, устанавливающие какие-либо специальные условия (достижение определенного воз­раста, свадьба), называются условными.

Разновидностью вклада до востребования являются вклады на текущие счета. Для распоряжения таким вкладом вкладчику выдаются расчетная и чековая книжки. Выдача именных или предъявительских чеков будет в этом случае являться формой распоряжения вкладом.

Для привлечения в Сбербанк РФ временно свободных средств юридических лиц используется депозит (договор депозитного счета). Депозит открывается любому юридическому лицу незави­симо от места нахождения расчетного (текущего) счета На депо­зитах выгодно хранить свободные денежные средства пенсион­ным, благотворительным и другим видам фондов, кооператив­ным и общественным организациям, а также резервные и специ­альные (страховые) фонды, нераспределенную прибыль прошлых лет, амортизационные отчисления коммерческих предприятий Условия депозита, т.е. банковского вклада, в соответствии со ст. 836 ГК РФ, оформляются договором и определяются индиви­дуально, исходя из размера и срока размещаемой суммы В отли­чие от расчетного (текущего) счета с депозитного счета осущест­влять расчеты запрещается, так как основная цель заключения депозитного счета для банка — привлечение денежных средств организации на строго определенный в договоре срок

В последнее время в Сбербанке принимаются новые виды вкладов: юбилейный вклад (принимается на срок три месяца при минимальном первоначальном взносе 20 тыс. руб. и дополнитель­ного — 10 тыс. руб. с начислением дохода в размере 11% годо-

574 Глава 22. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга)

вых); молодежный вклад (для лиц от 14 до 23 лет при условии самостоятельного первоначального взноса в размере не менее 50 руб. на срок не менее трех месяцев; доход в 2002 г. — 11% годовых. Вклад зарплатный Сбербанка России (первоначальный и дополнительные взносы принимаются путем зачисления сумм заработной платы и других сумм, а также наличными деньгами; минимальная сумма первоначального взноса — 10 руб.; доход в 2002 г. — 2% годовых, с выплатой по вкладу по истечении каж­дого трехмесячного периода с даты открытия 'счета (с даты окон­чания предыдущего срока). Вклад особый номерной Сбербанка России принимается в рублях и иностранной валюте. Срок хране­ния 1 год и 1 месяц. Минимальная сумма первоначального взноса и неснимаемого остатка 30 тыс. руб. (9 тыс. долл. США). Мини­мальная сумма дополнительного взноса соответственно 5 тыс. руб. и 1 тыс. руб. Процентная ставка по рублевым счетам — 18%, а по вкладам в долларах США — 7% годовых. Вклад юбилейная рента Сбербанка России принимается в долларах США. Срок хранения два года. Первоначальный взнос — не менее 300 долл. США, дополнительный — не менее 100 долл. США. Доход — 7% годовых.

Некоторые виды вкладов разработаны специально для реали­зации определенных направлений государственной политики, в том числе в сфере валютного регулирования, регулирования госу­дарственного долга. К таким вкладам Сбербанка России можно, например, отнести «Европейский» и «Компенсационный»

Так, вклад европейский Сбербанка России впервые принима­ется в новой валюте — евро. Срок хранения 1 год и 1 месяц. Ми­нимальная сумма первоначального и дополнительного взноса 100 евро. Вклад может быть выплачен только в полной сумме вместе с причитающимися за время хранения вклада процента­ми. Размер дохода — 4% годовых.

Вклад компенсационный Сбербанка России имеет непосред­ственную связь с исполнением государством государственных долговых обязательств. Открытие счета по данному вкладу про­изводится лицам, имеющим право на получение предваритель­ной компенсации, в том числе наследникам первой очереди, от­носящимся к следующим категориям граждан: гражданам до 1928 г. рождения включительно; инвалидам I группы; участни­кам Великой Отечественной войны; инвалидам II группы по 1940 г. рождения включительно; родителям детей-инвалидов, а также наследникам владельца гарантированных сбережений (без ограничения возраста) в случае смерти владельца в 1998

§ 5. Правовое регулирование сберегательного дела

'2001 г. на оплату ритуальных услуг. Срок хранения — не \ менее двух месяцев. Фиксированная процентная ставка — 14% 'годовых.

Среди новых вкладов, открываемых Сбербанком России одно-|временно в российской и в иностранной валюте, можно назвать I особый номерной Сбербанка России. Срок его хранения 1 год и f 1 месяц. Минимальная сумма.первоначального взноса и неснижа-|емого остатка составляют: по рублевому вкладу — 30 тыс. руб., по долларовому — 9 тыс. долл. США. Дополнительный взнос может производиться соответственно в сумме не менее 5 тыс. руб. и 1 тыс. долл. США. Процентная ставка соответственно составля­ет 18 и 7% годовых. По вкладу предусмотрено совершение рас­ходных операций в пределах неснижаемого остатка.

Анализ условий основных видов вкладов, установленных в последнее время Сбербанком России, в уставном капитале кото­рого, как отмечалось, большая доля средств принадлежит Банку России, позволяет сделать вывод о том, что при привлечении вре­менно свободных денежных средств граждан достигаются не только цели аккумулирования дополнительных кредитных ре­сурсов Сбербанком России, но и решаются более широкие задачи государственной финансовой политики. В частности, реализуется основной принцип финансовой деятельности, основанный на по­ложениях Конституции РФ — принцип социальной направлен­ности деятельности российского государства. В условиях кризиса российской финансовой системы 1998 г., сопровождающегося хроническим бюджетным дефицитом, частыми случаями несвое­временной выплаты заработной платы, пенсий и другими де­структивными явлениями, привлечение таких вкладов, как мо­лодежного, пенсионного, на детей до 16 лет и т.п., является порой одним из неординарных, но действенных способов обеспечения государственной поддержки и социальной защиты семьи, мате­ринства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Таким образом, деятельность Сбербанка России по привлечению вкладов, с одной стороны, является своеобразной гарантией соци­альной защиты малообеспеченных граждан РФ, осуществление которой возложено на государство нормами Конституции РФ, и следовательно, направлена на «создание условий, обеспечиваю­щих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7). С другой стороны, осуществление этой деятельности — свиде­тельство того, что в реализации принципа социальной направлен­ности финансовой деятельности государства и муниципальных образований задействованы все без исключения звенья финансо-

576 Глава 22. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга)

вой системы Российской Федерации, в том числе и звено банков­ского и государственного кредита.

Помимо вкладов в традиционной форме используются и новые формы привлечения средств вкладчиков. К ним относятся, на­пример, сберегательные и депозитные сертификаты. Их выпуск и оформление регулируются Положением, утвержденным письмом Банка России от 10 февраля 1992 г. в ред. от 17 мая 2002 г 1

Депозитный сертификат Сберегательного банка РФ является ценной бумагой — обязательством банка по выплате размещен­ных у него депозитов и доходов по ним вкладчику — юридичес­кому лицу (бенефициару) или его правопреемнику. Оплата серти­фиката производится в том же учреждении Сбербанка, которое произвело его выдачу.

Сертификат является срочным и именным. Он может выпус­каться только в валюте РФ. для юридических лиц срок его дей­ствия ограничен одним годом. Право требования по нему может передаваться одним юридическим лицом другому (цессия).

Сберегательный банк РФ выступает в качестве банка-эмитен­та, выпускающего и такой вид ценных бумаг, как сберегатель ный сертификат. Он выпускается номиналом 1, 10 и 50 руб. Доход устанавливается в виде плавающей процентной ставки Сберегательный сертификат выпускается на срок три года, разме­щается среди физических лиц и является ценной бумагой на предъявителя.

Установлены следующие реквизиты бланков депозитных и сберегательных сертификатов: наименование «депозитный (или сберегательный) сертификат», указание на причину выдачи сер­тификата (внесение депозита или сберегательного вклада), место для проставления даты внесения депозита или сберегательного вклада; размер депозита или сберегательного вклада или место для проставления суммы, безусловное обязательство банка вер­нуть сумму, внесенную в депозит или во вклад; место для простав­ления даты востребования бенефициаром суммы по сертификату; место для проставления ставки процента за пользование депози­том или вкладом; место для проставления суммы причитающих­ся процентов; наименование и адрес банка-эмитента.

Депозитные и сберегательные сертификаты вправе выпускать и коммерческие банки, однако сохранность вкладов в этих банках государством не гарантируется. Вместе с тем с учетом того, что

1 Бизнес Банки. Биржа. 1992. № 9; Вестник Банка России. 2000. № 66-67; 2001. № 41—42; 2002. № 30.

§ 5. Правовое регулирование сберегательного дела

сберегательные вклады населения принимаются всеми банками, на госУдарственном уровне ботана система мер, способству-

ющих повышению надежности сохранности населением и хозяй­ствующими субъектами своих денежных средств в различных кредитных учреждениях страны:

1- Все банки, в том числе и коммерческие, в обязательном по­рядке должны страховать вклады клиентов. Порядок и условия страхования вкладов определяет Банк России.

^- Все банки на территории России в соответствия со ст. ^, d» Федерального закона «О банках и банковской деятельности» должны держать обязательные резервы в Банке России. Цент­ральный банк РФ, руководствуясь ст. 69 и 72 Федерального зако­на «О Центральном банке Российской Федераций (Ьанке Рос­сии)», устанавливает норматив (минимальный размер) обязатель­ных резервов, депонируемых (размещаемых) в Банке России на возможные потери по ссудам, для покрытия валютных, процент­ных и финансовых рисков1

Резервные требования устанавливаются Банком России в целях повышения гарантии вкладчиков. В этих ж* «елях им ус­танавливаются и другие экономические нормативы, в частности максимальный размер крупных кредитных рисков, максималь­ный размер риска на одного заемщика или группу связанных за­емщиков, ограничения использования привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения нормативы использования собст­венных средств банков для приобретения долей (аКДИЙ) других юридических лиц, максимальный размер кредитов, гарантии и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим акционерам, и т.д.

3. Банк России определяет и порядок формирования обяза­тельных страховых фондов банков Это осуществляется в целях возмещения возможных убытков вкладчиков и клиентов, возник­ших по вине коммерческих банков а также на возможные потери этих банков по ссудам, для покрытия разнообразных финансовых рисков, страхования вкладов граждан в соответствий с Федераль­ными законами.

Закрепленное в законодательстве положение о том, что Банк России вкачестве кредитных ресурсов по обеспечению государст-

2002 г"<<0(ГЛ/ЛС: приказ Банка России от 30

ничяиий' Ут^РжДении Положения об обязательных резервах.-*- //RpPTmfK низации, депонируемых в Центральном банке российской Федерации» // Вестник ьанка России. 2001. № 74; 2002. № 28.

19-941

578 Глава 22.

Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга)

Контрольные вопро

венных долговых обязательств может использовать депонируе­мые (хранящиеся) у него резервы других банков (в том числе и часть привлеченных им сбережений физических лиц и денежных счетов юридических лиц), свидетельствует о том, что кредитная реформа в Российской Федерации способствовала появлению новых финансовых правоотношений в области внутреннего госу­дарственного кредита и российского сберегательного дела. Обра­щение части вкладов граждан и денежных средств юридических лиц в государственные займы может, теперь в соответствии с за­конодательством, осуществляться двумя путями.

Во-первых, непосредственным, когда сбережения вкладчиков заимствуются государством непосредственно у банка, который привлек их в виде вкладов и депозитов. В данном случае кредит государству может быть предоставлен по договору, условия и со­держание которого оговариваются двумя сторонами — банком (в лице коммерческого банка или Сбербанка) и государством (в лице Правительства). Порядок заключения и исполнения договора ре­гулируется гражданско-правовыми нормами.

Второй путь — опосредованный. Опосредованность в данном случае заключается в том, что кредит государству предоставляют не сами банки из привлеченных вкладов и депозитов, а через по­средника — Центральный банк РФ, в котором эти денежные средства выступают уже не как «вклады клиентов», а как «сред­ства банков, депонируемые Банком России». Взаимоотношения между Банком России, предоставляющим кредит, и государством в лице Правительства РФ регулируются в данном случае нормами финансового права. Предоставление кредита Правительству, в от­личие от дореформенного периода, когда Центральный банк (Гос­банк) фактически безвозмездно изымал у Сбербанка привлечен­ные им во вклады денежные средства населения лишь на основании своих односторонних распоряжений, теперь обязатель­но оформляется специальным правовым актом, а само заимство­вание Банком России средств Сбербанка РФ осуществляется ис­ключительно на возмездной основе (с уплатой процента).

4. В соответствии со ст. 38 и 39 Федерального закона «О бан­ках и банковской деятельности» создаются Федеральный фонд обязательного страхования вкладов, а также фонды добровольно­го страхования.

Первый предназначен для обеспечения гарантий возврата при­влекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохо­да по вложенным средствам. Участниками Федерального фонда обязательного страхования вкладов являются Банк России и

банки, привлекающие средства граждан. Порядок его создания, j формирования и использования определяется федеральным зако-

Вторые, т.е. фонды добровольного страхования вкладов, созда­ётся банками для обеспечения возврата вкладов и выплаты дохо­дов по ним. Эти Фонды создаются как некоммерческие организа­ции. При этом число банков — учредителей фонда добровольного грахования вкладов должно быть не менее пяти с совокупным [ставным капиталом не менее 20-кратного минимального разме-[а уставного капитала, установленного Банком России для бан- г Юв на дату создания фонда. Порядок создания, управления и деятельности фондов добровольного страхования вкладов опреде-ляется их уставами и федеральными законами.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое кредит?

2. Дайте определение государственного и муниципального кредита в экономическом и правовом аспектах.

3. Определите понятия государственного и муниципального долга.

4. Каковы характерные признаки государственного и муниципально-го кредита как финансово-правового института?

5 В чем заключаются различия государственного и банковского кре-; дита/ ^

6. Чем обусловлена необходимость использования государственного (муниципального) кредита?

дит!? В ЧеМ 3аКЛЮЧается роль государственного и муниципального кре-

8. Какова взаимосвязь государственного кредита и государственного долга/ Определите государственный долг в материальном и юридичес-ких аспектах^

формы государственного долга, установленные законода-

10. Какие формы муниципального долга установлены на территории |вашего муниципального образования?

порядок оформления государственных и муниципальных

12. Какие виды государственных займов существуют в РФ?

13. Какие виды казначейских обязательств выпускаются в РФ?

14. В каком случае Правительство РФ несет материальную ответст-

15. Что такое управление государственным (муниципальным) дол­гом, какие ограничения установлены законодательством по изменению

19'

580 Глава 22. Правовые основы государственного и муниципального кредита (долга)

сроков обращения государственных и муниципальных долговых обяза­тельств?

16. Какие из правоотношений в сфере государственного кредита от­носятся к финансово-правовым?

17. Вправе ли субъекты РФ брать обязательства по государственным внешним долговым соглашениям?

18. Какие органы (от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований) вправе выдавать гарантии по государственным долговым обязательствам РФ?

19. Каков порядок эмиссии государственных ценных бумаг РФ? Ка­кими нормативными актами он регулируется?

20. Какие заимствования включаются в Программу государственных внешних заимствований РФ?

21. Что представляет собой Программа государственных внутренних заимствований? Кем (какими органами), на какой срок, и в каком по­рядке она представляется? Какие показатели должны быть включены в нее в обязательном порядке?

22. Чем реструктуризация государственного долга отличается от кон­версии, консолидации, унификации, рефинансирования, аннулирова­ния?

23. Каковы отличительные черты государственного и банковского кредита?

24. Обоснуйте взаимозависимость проблем сберегательного дела с проблемами правового регулирования государственного и муниципаль­ного кредита и долга.

25. Чем обусловлена особая роль Сберегательного банка РФ в россий­ском сберегательном деле?

26. Назовите основные виды вкладов в Сберегательном банке РФ и на основе анализа их условий обоснуйте взаимозависимость привлечения банками временно свободных денежных средств во вклады с реализа­цией основного принципа финансовой деятельности российского госу­дарства (принципа социальной направленности).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.