КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовые формы и методы правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Санитарно-правовая законность представляет собой точное и безусловное соблюдение санитарного законодательства всеми гражданами и юридическими лицами. Так, санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами, а противоправное, виновное нарушение данных правил признается санитарным правонарушением с вытекающей из этого ответственностью. Санитарно-правовой порядок (санитарный правопорядок) представляет собой такую систему общественных отношений, которая сложилась в результате действия санитарных правоотношений и соответствует или не противоречит требованиям санитарного законодательства. Например, в случае опасности массового распространения инфекционных заболеваний на отдельных территориях и в населенных пунктах могут вводиться особые условия и режимы хозяйственной деятельности и жизни населения. Когда в результате действия норм данного режима в указанной местности фактически будут достигнуты хотя бы основные параметры этого режима, можно будет говорить о создании определенного санитарного правопорядка. Формами правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются правотворческая и правоохранительная функции государства как главного субъекта обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности. Правоохранительная функция выражается в создании надежного правоохранительного механизма, обеспечивающего предотвращение и пресечение нарушений санитарно-эпидемиологических норм. Этот механизм имеет две стороны: профилактическую и пресекательную. Профилактическая сторона правоохранительной функции выражается в принятии норм, которые обеспечивают устранение причин и условий, способствующих санитарному правонарушению. Например, установление запрета на любое воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц и специалистов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, препятствующее выполнению ими профессиональных обязанностей; обеспечение выполнения этих запретов наличием наказаний за такое вмешательство как за санитарное правонарушение и др. Пресекательная сторона правоохранительной функции выражается в принятии норм, обеспечивающих пресечение совершаемого санитарного правонарушения и восстановление нарушенных прав. Так, главным санитарным врачам, в зависимости от их компетенции, дано право приостанавливать некоторые виды предпринимательской деятельности до проведения необходимых санитарных мероприятий и устранения имеющихся санитарных правонарушений; предприятиям, допустившим загрязнение окружающей среды, вменяется в обязанность возместить лечебно-профилактическим учреждениям расходы, причиненные нарушением санитарного законодательства и т. п. Методы правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения можно подразделить по формам и по содержанию. По формам методы правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения бывают императивными и диапозитивными, т.е. общеобязательными и не относящимися к таковым. Императивные методы правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предполагают: а) установление общеобязательных правил, подлежащих единообразному применению субъектами санитарных правоотношений. Например, предоставление земельных участков под строительство допускается только при наличии заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы; б) установление запретов на определенное поведение субъектов санитарных правоотношений, Эти запреты можно классифицировать на: запреты совершать какие-либо активные действия. Так, предприятиям и гражданам запрещается заселение жилых помещений, не отвечающих санитарным правилам; запреты совершать какое-либо бездействие. Например, руководитель предприятия, которому дано представление главного санитарного врача о привлечении подчиненного виновного работника к дисциплинарному наказанию, не вправе оставлять без последствий это представление и бездействовать в отношении нарушителя. Диапозитивные методы выражаются в четырех основных формах: 1) в форме правовых рекомендаций (жесткая диспозиция), когда установленные в правовых предписаниях нормы дают субъектам правоотношений определенную меру свободы в применении деталей правового регулирования при жестком соблюдении конструктивных положений предписания. Например, устанавливая основные принципы производственного контроля, детали его осуществления относит на усмотрение предприятий, осуществляющих этот контроль; 2) в форме санкционирования, при которой, к примеру, разработка правовых предписаний возлагается на исполнителей, но предписания обретают правовую силу после санкционирования их специально уполномоченными на то органами. Так, разработка новых технологий, материалов, веществ и изделий может осуществляться и самими предприятиями, но к постановке на производство и внедрению в производство они допускаются только с санкции учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, выдаваемой в форме заключения о соответствии этих разработок санитарным правилам; 3) в форме согласования, когда разработанное решение, содержащее санитарно-правовые нормы, может быть реализовано при согласовании с определенными государственными органами и иными лицами. Например, при предоставлении земельных участков в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп для целей, не связанных с их хозяйственной деятельностью, может быть проведен сход граждан по поводу изъятия и предоставления земельных участков под объекты, деятельность которых затрагивает указанные народы и группы. Орган исполнительной власти (администрация) принимает решение об утверждении акта о предварительном согласовании места размещения предполагаемого объекта с учетом итогов этого схода; 4) в форме делегирования прав субъектам земельных правоотношений (полная диспозиция), при которой вопросы локального нормотворчества относятся на усмотрение субъекта. Например, граждане наделяются правом на получение от соответствующих государственных и иных органов достоверных сведений о состоянии среды обитания и здоровья населения (ст. 5 Закона), однако и порядок получения информации относится на усмотрение субъектов данных санитарных правоотношений. По своему содержанию методы правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения можно подразделить на следующие направления: 1) методы, направленные на создание санитарно-эпидемиологического благополучия окружающей природной среды в целом. К их числу относится, например, нормирование качества окружающей природной среды с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения (ст. 25 Закона об охране окружающей природной среды); 2) методы, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия микросреды проживания людей и отдельных групп. Например, санитарные требования к планировке и застройке поселений; к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений; к жилым помещениям и др.; 3) методы, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия имущества, как движимого, так и недвижимого, поскольку осуществление права собственности на любое имущество не должно нарушать охраняемых законом интересов и прав других лиц; 4) методы, направленные на создание санитарно-эпидемиологического благополучия способов производственной и иной деятельности. Например, эксплуатация оборудования и сооружений, транспортных средств, выполнение работ и оказание услуг должны сопровождаться мероприятиями по охране окружающей природной среды, предупреждению возникновения заболеваний среди населения, и в случае несоблюдения санитарных правил, предусматривающих эти мероприятия, такая деятельность может быть приостановлена или полностью прекращена; 5) методы, направленные на санитарно-эпидемиологическое обеспечение добычи и использования компонентов природной среды. Так, качество воды, потребляемой населением для питьевых, хозяйственных и производственных целей, должно соответствовать санитарным нормам; при выдаче лицензий на комплексное природопользование указываются экологические требования, при которых допускается использование природных ресурсов, последствия несоблюдения этих требований (ст. 18 Закона об охране окружающей природной среды); 6) методы, направленные на санитарно-эпидемиологическое обеспечение захоронения и утилизации производственных и бытовых отходов, обеспечивающих требования безопасности для здоровья населения и безвредности окружающей среды; 7) методы; направленные на создание санитарно-эпидемиологического благополучия рабочих мест и работающих на производстве лиц. Например, не допускается применение новых материалов, сырья, не прошедших специальную проверку влияния на организм и здоровье человека, на предприятии, деятельность которого связана с производством и применением вредных веществ, разрабатывается необходимая нормативно-техническая документация и проводятся организационно-технические мероприятия, предотвращающие воздействие вредных веществ на работников. Подводя итог изложенному, можно сформулировать следующие выводы: 1. Правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется через соблюдение санитарно-правовой законности и санитарного правопорядка. 2. Если санитарно-правовая законность представляет собой точное и безусловное соблюдение санитарного законодательства всеми гражданами и юридическими лицами в единообразном режиме, то санитарный правопорядок - систему общественных отношений, сложившуюся в результате действия санитарных правоотношений, соответствующую или не противоречащую требованиям санитарного законодательства. 3. Формами правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются правотворческая и правоохранительная функции государства. Если первая выражается в принятии санитарно-эпидемиологических правовых норм, то вторая - в обеспечении предотвращения и пресечения нарушений этих норм. 4. Правовые методы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения подразделяются на императивные и диспозитивные, из которых первые подразделяются дополнительно на установление общеобязательных правил и запретов, а вторые - на методы: рекомендательные, санкционирования, согласования, делегирования прав. 5. По содержанию данные методы подразделяются на методы правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия окружающей среды в целом, микросреды проживания людей, их имущества, направленные на обеспечение способов производственной и иной деятельности, добычи и использования компонентов природной среды, захоронения и утилизации производственных и бытовых отходов, благополучия рабочих мест. 6. Реализация методов правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется не только государственными органами, но и другими субъектами санитарных правоотношений.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |