КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экологические требования на стадии эксплуатации и при выводе из эксплуатации хозяйственных и иных объектов
Установление экологических требований к эксплуатации хозяйственных и иных объектов направлено на обеспечение экологически безопасного их функционирования, предотвращение или сведение к минимуму вредного воздействия предприятий на окружающую среду и здоровье человека. Общие экологические требования, предъявляемые к физическим и юридическим лицам, осуществляющим эксплуатацию объектов, установлены ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Они включают в себя обязанности этих лиц: соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проведение мероприятий по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В содержание экологических требований, предъявляемых к эксплуатации хозяйственных и иных объектов, входят: нормирование вредного воздействия на окружающую среду; разрешительная система такого воздействия, включая лицензирование; паспортизация деятельности этих объектов. Сюда же включаются экологические требования, касающиеся выпускаемой предприятиями продукции, а также отходов, образующихся в результате хозяйственной и иной деятельности. Нормирование и разрешение вредного воздействия на окружающую среду являются тесно взаимосвязанными этапами хозяйственной и иной деятельности. Нормирование заключается в установлении для юридических и физических лиц нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, которые в соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» включают в себя нормативы: допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; допустимых физических воздействий; допустимого изъятия компонентов природной среды; допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; иного допустимого воздействия на окружающую среду. Разрешительная система осуществления вредного воздействия на окружающую среду (выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов) предусмотрена законодательством об охране атмосферного воздуха, водным и другим природоресурсным и экологическим законодательством. Согласно ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником, а также вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешения, выданного в порядке, определенном Правительством РФ. Такой порядок установлен Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 183. Данное Положение предусматривает разрешительную систему на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В разрешении устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха, определяемые в соответствии с законодательством. При наличии данных о неблагоприятном влиянии выбросов объекта в период достижения ПДВ на здоровье населения, проживающего в зоне его влияния, юридическое лицо обязано возместить ущерб, причиненный этим влиянием здоровью населения (ст. 57 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Разрешение на занятие хозяйственной и иной деятельностью может быть установлено и в форме лицензии — специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. К лицензируемым видам деятельности относится использование отдельных видов природных ресурсов. Лицензирование таких видов деятельности предусмотрено природоресурсным и экологическим законодательством. Так, согласно ст. 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии. Она должна содержать ряд требований и условий, включая условия выполнения установленных законодательством требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ (ст. 12). В ст. 38 Федерального закона «О животном мире» установлены требования к содержанию долгосрочной лицензии на пользование животным миром. Сброс загрязняющих веществ непосредственно связан с правом пользования водными объектами, осуществляемым согласно ст. 11—23 ВК РФ на основании договора водопользования и решения о предоставлении водного объекта в пользование. Размещение отходов, являющихся одним из видов вредного воздействия на окружающую среду, регламентируется в составе деятельности по обращению с опасными отходами, которая согласно ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким нормативным правовым актом в этой сфере является Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 августа 2006 г. № 524. Важную роль для обеспечения выполнения экологических требований в процессе эксплуатации объектов играет паспортизация. Статьей 13 Федерального закона от 9 января 1996 г. № 3 «О радиационной безопасности населения» устанавливаются требования к оценке состояния радиационной безопасности, результаты которой ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территорий, разработка и ведение которых осуществляются в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 1997 г. № 93. Экологические требования к выпускаемой продукции (товарам), созданной в результате производственной и иной деятельности предприятий, а также к выполняемым работам и оказываемым услугам регламентируются гражданским и экологическим законодательством. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1, регулируя отношения между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей, в частности на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья потребителей и окружающей среды. Это право обеспечивается установленными законодательством требованиями, подлежащими обязательному исполнению предприятиями и другими субъектами хозяйственной и иной деятельности, производящими товары (работы, услуги). Например, п. 4 ст. 7 указанного Закона предусмотрена необходимость обязательного подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) установленным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителя. Пункт 5 ст. 7 Закона обязывает изготовителя (исполнителя, продавца) незамедлительно приостановить производство (реализацию) товара (работы) в случае установления того факта, что он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде (при условии соблюдения потребителем установленных правил использования, хранения, транспортировки), до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя. В частности, владелец такой продукции обязан представить ее на экспертизу в соответствии с Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. № 1263. Достаточно подробно требования к качеству пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека предусмотрены Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», а также законодательством, связанным с его реализацией. Например, ст. 4 Закона предусмотрено проведение физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, санитарно-противоэпидемиологиче-ских и других мероприятий по выполнению требований, установленных нормативными документами. С 1 января 2004 г. введена государственная регистрация новых пищевых продуктов, материалов и изделий, которая производится в соответствии с Положением о государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий и ведении Государственного реестра пищевых продуктов, материалов и изделий, разрешенных для изготовления на территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации и оборота, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 988 (в ред. от 11 февраля 2003 г.). Соблюдение экологических требований в процессе эксплуатации объектов, так же как и на стадиях их создания, обеспечивается в процессе проведения экологического и другого мониторинга, контроля и надзора. В обязанности предприятий и других хозяйственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и человека, входит проведение производственного контроля. Так, ст. 22 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением нормативных и технических документов к условиям их изготовления и оборота. Такой контроль проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании государственных стандартов и технических документов. В программе определяются порядок осуществления производственного контроля, методики контроля и методики проверки условий изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий. Статья 13 данного Закона предусматривает проведение государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, который осуществляется в соответствии с Положением о государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 987. Что касается отходов, образующихся в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности, то порядок обращения с ними подробно регламентируется Федеральным законом «Об отходах производства и потребления». Кроме того, ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установила специальные требования в форме запретов на: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные воды, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания. Законодательство устанавливает экологические требования не только к созданию и эксплуатации объектов, но и при выводе их из эксплуатации. Статья 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что вывод из эксплуатации объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. При этом должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе по воспроизводству ее компонентов, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды. Перепрофилирование объектов осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, жилищным законодательством.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |