Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой режим особо охраняемых природных территорий




Хотя на всей территории государства устанавливается в основном единый, общий правовой режим природопользования, охраны природы и отдельных природных ресурсов, некоторые территории и объекты имеют особый режим. На основе анализа действующего законодательства можно выделить три категории особо охраняемых территорий: экологически неблагополучные территории (зоны чрезвычайной экологической ситуации, зоны экологического бедствия); разного рода санитарные и защитные зоны (водо-охранные зоны, запретные полосы лесов по берегам водных объектов, создаваемые между предприятиями и жилыми домами); особо охраняемые природные территории в собственном смысле.

Особо охраняемые природные территории - это участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые или частично из хозяйственного использования, для которых установлен особый режим правовой охраны.

В РФ имеется достаточно развитое законодательство об особо охраняемых территориях. Оно включает в себя:

- Федерального закона "О особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 года

- Закона РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 года

- Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.1995 года.

Новацией развивающегося земельного законодательства явилось выделение в Земельном кодексе РФ земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. Юридическое значение этих положений состоит в том, что приведенному перечню земель Кодексом установлен их правовой режим и ограничил возможности их изъятия для иных целей.

Важным так же является нормативные акты, принятые Правительством России: это постановление от 19 февраля 1996г. «О красной книге РФ»; постановление от 19 февраля 1996г. «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» и др.

С учетом особенностей режима охраняемых природных территорий (ООПС) и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие виды ООПС:

- Государственные природные заповедники, в т.ч. биосферные.

- Национальные парки

- Природные парки

- Государственные природные заказники

- Памятники природы

- Дендрологические парки и ботанические сады

- Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Особо охраняемы природные территории могут быть государственной и муниципальной собственностью в зависимости от их принадлежности. К числу федеральной собственности относятся заповедники и национальные парки.

Государственные природные заповедники (ст. 6-11 Закона об ООПТ)

Природные ресурсы и недвижимое имущество природных заповедников полностью изъяты из хозяйственного оборота. Они не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами. Правовое регулирование деятельности государственных природных заповедников осуществляется исключительно нормами Федерального законодательства, и находятся они в собственности Российской Федерации. Исторически заповедник – это первая форма особо охраняемых природных территорий.

Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, животный и растительный мир) на территории государственных заповедников полностью изымается из хозяйственного использования (Ст.6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»). Задачи государственных природных заповедников закреплены ст. 7 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" - это охрана природных территорийй проведение научных исследований

-экологический мониторинг, экологическое просвещение.

Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ.

На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам, стоящим перед ним, и режиму особой охраны его территории, установленному в Положении о данном государственном природном заповеднике. Кроме того, особо оговорено в ФЗ "Об ООПС", что в государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы.

Статус природных биосферных заповедников имеют государственные заповедники, входящие в международную систему биосфер-резерваторов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

К территориям таких заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом охраны и функционирования.

По действующему законодательству государственные природные заповедники являются некоммерческими организациями, финансируемыми за счет федерального бюджета.

Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические нарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц государственных природных заповедников, поступают в самостоятельное распоряжение заповедников и учитываются на отдельном балансе.

Государственные природные заповедники пользуются определенными льготами по налогообложению. Они вправе иметь свою символику - флаги, вымпелы, эмблемы и т.п.

Национальные парки (ст. 12-17 Закона от ООПС)

Национальные парки в России, в отличии от США, - относительно новый вид особо охраняемых природных территорий. Они стали создаваться в нашей стране лишь в последние 15 лет. Первые национальные природные парки в России – «Лосиный остров» (Москва, Московская область) и «Сочинский» (Краснодарский край) – они были созданы лишь в 1983 году.

Согласно ст. 12 ФЗ "Об ООПТ" и национальные природные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценности которые предназначены для использования в природоохранных просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Объекты недвижимости на территории национального парка закрепляются за ним на праве оперативного управления. Национальный парк функционирует на основании Положения о нем, утвержденного государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию МПР РФ.

Основные задачи национальных парков изложены в ФЗ "Об ООПТ» - это: сохранение и восстановление природных комплексов,

-экологическое просвещение

-экологический мониторинг

-создание условий для регулируемого туризма

Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации.

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из этого, на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны (режим): заповедная, особо охраняемая, познавательного туризма, реакционная, охраны историко-культурных объектов, обслуживания посетителей, хозяйственного назначения.

Важнейшими элементами обеспечения правового режима природных парков являются запреты на определенную деятельность. Так, на территориях природных парков запрещается любая деятельность, влекущая за собой изменения исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания.

На территории Владимирской области расположен национальный парк "Мещера", на площади 118,76 тыс. га (Гусь-Хрустальный район).

Природные парки (ст.18-21 Закона об ООПТ)

Природными парками являются реакционные учреждения, находящиеся в ведении субъектов РФ, территории которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность. Они предназначены для использования в природоохранных, просветительских и реакционных целях.

Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Федерации по представлению специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления

Природные парки, хотя и являются юридическими лицами, не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями.

Задачи природного парка – это:

-сохранение природной среды

-создание условий для отдыха

На территории природных парков могут быть выделены природоохранные, реакционные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

Государственные природные заказники (ст. 22-24 Закона об ООПТ)

Государственные природные заказники могут быть отнесены к особо охраняемым природным территория федерального, либо регионального значения. Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением правительства РФ на основании представления органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

Специфических требований относительно режима особой охраны территорий заказников закон не предусматривает, а устанавливает лишь, то, что на территориях заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания и причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или компонентов и поддержания экологического баланса. Это самая распространенная форма охраны территории в России. Заказники могут иметь различный профиль: быть комплексными (ландшафтными), биологическими (ботаническими или зоологическими), гидрологическими, геологическими и др.

В нашей области насчитывается 34 заказника, из них 27 ботанические и 7 зоологических (охотничьих).

Подчиненность государственных природных заказников определяет бюджет, за счет которого происходит финансирование. Специфических требований относительно режима ООТ заказников закон не предусматривает, а устанавливает лишь то, что на территориях заказников постоянно или временно запрещается любая деятельность, если это противоречит целям создания государственного природного заказника или причинит вред природным комплексам и их компонентам.

Дендрологические парки и ботанические сады (ст.28-32 Закона об ООПТ)

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, они могут быть федерального или регионального значения. В их задачи входят создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительной деятельности. Территории их предназначаются только для выполнения их прямых задач.

Для обеспечения режима особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов их территории могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:

- экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями данных особо охраняемых природных территорий;

- научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники;

- административную.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты (ст. 31-32 Закона об ООПТ)

Согласно ст. 31 ФЗ «Об Особо охраняемых природных территориях» территории (акватории), пригодные для жизни организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. Отнесение территории к лечебно-оздоровительным местностям осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 года. Указанный закон, наряду с ФЗ «Об ООПТ», регулирует и деятельность данной территории.

Курортами признаются уже освоенные и используемые в лечебно профилактических целях территории, обладающие природными лечебными ресурсами, а также располагающие необходимым для их эксплуатации зданиями и сооружениями.

В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (ООПТ) – это документ, содержащий сведения о всех ООПТ федерального, регионального и местного значения. Он ведется по единым для РФ правилам с использованием унифицированных норм хранения информации и соблюдением принципов совместимости с кадастрами природных объектов, на основании постановления Правительства РФ от 19.09.1996 года «О порядке ведения государственного кадастра ООПТ».

Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. экологическое правонарушение выражается в совершении виновных противоправных действий, нарушающих экологическое законодательство и причиняющих вред (или создающих угрозу такового) особо охраняемой природной территории или природному объекту.

Юридические лица привлекаются только к административной и гражданско-правовой ответственности.

Денежные суммы, взысканные за причинение вреда, с граждан и юридических лиц, подлежат перечислению на счет потерпевшей стороны и используются исключительно на восстановительные работы и работы по воспроизводству природных ресурсов (основание: ст. 78 Закона об ООС).

ВЫВОДЫ:

1) Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как социальное правовое явление обеспечивается через право всех граждан РФ на охрану окружающей среды, которое реализуется за счет государственного контроля за состояние качества ОС, планирования и нормирования качества ОС, социальное и государственное страхование граждан, возмещение в судебном и административном порядке вреда причиненного гражданам и их здоровью в результате загрязнения ОС.

2) Отдельной категорией объектов охраны окружающей среды являются особо охраняемые природные территории и объекты. В экологическом праве им уделяется повышенное внимание: они имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное назначение, изымаются полностью или частично из хозяйственного использования, для них устанавливается режим охраны с учетом особенностей их статуса.

 

Доцент преподаватель

кафедры ГрПД




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.