КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Категории философского метода
Любая наука в ее оформленном виде выступает как логически и структурно организованное знание. Средством такой организации выступают понятия данной науки. При этом выделяются некоторые фундаментальные для такой науки понятия, которые раскрывают наиболее общие связи и закономерности, характерные для объекта науки. В физике это понятия “сила”, “масса”, “энергия”, “ускорение”, в химии - “атом”, “молекула”, “химическая реакция” и т.д.
Такого рода понятия составляют категориальный аппарат науки, и именуются категориями. Часть и целое. Достаточно давно сложилось убеждение что познать предмет - это значит установить, из чего он состоит. При таком подходе устройство мира осмысливалось в понятиях “часть - целое”: целое состоит из частей. Однако уже у древних греков возникло размышление “корабль Тезея”. В морском походе пришлось в процессе ремонта заменить постепенно все износившиеся части корабля новыми. Возникает вопрос: тот ли это корабль, на котором Тезей ушел в плавание, или уже другой? Если склониться к первому ответу, невольно признаем, что корабль не сводится к сумме своих частей, а представляет собой нечто иное.
Постепенно в науке сложилось мнение, что целое не сводится к сумме частей, его составляющих, но оставалось неясным, в чем же заключается секрет целостности. Решение оказалось диалектическим: все дело в связях, объединяющих предметы и процессы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Был сформулирован принцип целостности, развитием его стал системный подход, выделяющий различные типы целостности в зависимости от преобладающего влияния конкретных связей: структурный подход акцентирует внимание на связях строения, функциональный - на связях функционирования (действие машины, жизнь организма), генетический - на связях возникновения, происхождения.
Практическая, научно-техническая актуальность подобных философских идей стала очевидна, как только появилась необходимость решения задач, связанных с потребностью учета огромного числа качественно разнообразных предметов, явлений, процессов и связей между ними. Прежде всего, это обусловлено появлением особо сложных технических систем, структура которых состоит из десятков и сотен тысяч взаимосвязанных деталей, узлов, технических агрегатов и устройств. Выяснилось, что для проектирования и эксплуатации подобных систем нужны не только специальные научно-технические знания, но и понятийный аппарат, отражающий особые свойства сложных систем, “системные эффекты” - образование новых качеств системы в результате взаимодействия ее элементов.
Таким образом, различные связи играют различную роль в развитии и функционировании различных систем. Поэтому методологическая ошибка сторонников механистического детерминизма состоит в том, что они все многообразие связей действительности сводили к причинно-следственным связям, а эти последние - лишь к связям необходимости.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |