КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема механизма и направленности развития
Для решения этой проблемы уточним природу различий между предметами. Как философия характеризует эти различия? Предметы могут различаться по свойствам. Свойство - это та особенность предмета, которая проявляется при определенном взаимодействии. А поскольку таких взаимодействий у предмета много, то и характеризоваться он может совокупностью свойств. Некоторые из них характеризуют внешние, несущественные стороны предмета, другие свойства отражают такие признаки предмета, благодаря которым он и является собственно этим предметом. Это существенные свойства. Особое место среди них занимают атрибуты - неотъемлемые существенные свойства предмета. Так, атрибутивным свойством человека является память, с утратой которой он теряет свои собственно человеческие признаки. Целостное, интегративное единство свойств предмета в системе его связей и отношений с другими предметами может быть определена как качество предмета. Следует подчеркнуть, что один и тот же объект в различных системах отношений приобретает разные качества.
Таким образом, качество - такая определенность предмета, процесса, явления, которая характеризует его именно как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов в данной системе отношений. При утрате качества предмет перестает быть самим собой: расплавленная руда превращается в шлаки и металл; техническое устройство, лишенное источников энергии, превращается в бесполезный набор деталей и конструкций.
Если проанализировать свойства однокачественных предметов, т.е. не различающихся между собой с точки зрения их качества (так, все кислоты относятся к одному классу химических веществ и с этой точки зрения качественно между собой не различаются), то обнаружим различия иного рода, а именно связанные со степенью выраженности или развития данного качества. Так, кислоты различаются по своей реактивной способности.
Мы подошли к новому уровню анализа вещей - количественному. Количественная характеристика как бы стирает качественные различия. К примеру, цифровое выражение штатной численности боевого расчета нивелирует различия судеб или черт характера воинов, принимая во внимание лишь единственную общую качественную характеристику - подготовленность к несению боевого дежурства. Количество может быть определено как степень развития данного качества. Это характеристика явлений, процессов, предметов по степени развития или интенсивности присущих им свойств. Нередко (но далеко не всегда) количество может выражаться в числовых величинах.
Количество и качество выражают в известном смысле противоположные характеристики предметов, которые в то же время тесно связаны между собой. Эта связь выражается категорией мера. Мера есть такой интервал количественных изменений, в рамках которого сохраняется качественная определенность предмета. Так, температурная мера, внутри которой сохраняется жидкое агрегатное состояние вещества, для воды находится в интервале между 0 и 100 0C, для ртути - между -39 и +357 0C.
По сути дела, развитие предмета или явления - это переход от одной меры к другой, что и приводит к смене качества. Так, при изменении скорости снаряда от нуля до 7,9 км/сек. он сохраняет качество баллистического снаряда. Однако при переходе этой границы меры его качество изменяется - он становится спутником Земли и сохраняет это качество до величины скорости 11,2 км/сек. При переходе этой границы меры вновь меняется качество: снаряд становится спутником Солнца. Диалектику взаимосвязи количественных и качественных характеристик химических веществ наглядно демонстрирует Периодический закон Д.И. Менделеева.
Специфика взаимосвязи количества, качества и меры фиксируется в диалектическом законе взаимоперехода количественных и качественных изменений: развитие происходит путем постепенных количественных изменений, которые при достижении границы меры приводят к существенным качественным изменениям, совершающимся скачком. Новое качество в свою очередь открывает меру для новых количественных изменений. Скачок - это переход из одного качественного состояния в другое при превышении границы меры. Примеры скачков: образование звезд и планет, образование жизни на Земле, получение высшего образования, превращение в генератор усилителя с положительной обратной связью при превышении коэффициентом усиления границы меры. Скачки в обществе есть революционные изменения (изменения качества) в противоположность изменениям количества, которые являются эволюционными. При этом быстрота процесса во времени не является собственно характеристикой скачка: может быть очень быстрая эволюция (жизненный цикл бабочки-однодневки) и очень медленная революция (становление человека как результат качественного изменения - революционного преобразования его обезьяноподобного предка). Главная характеристика скачка, или революционного процесса - это смена качества.
В чем заключается важность понимания рассматриваемого закона? 1. Закон предостерегает от одностороннего подхода к действительности, абсолютизирующего либо количественные, либо качественные изменения. В частности, он предостерегает от абсолютизации количественного, математического подхода, заставляет за математическими формулами разыскивать физический (химический, социальный, экономический и т.д.) смысл. 2. Важнейшая категория закона - мера. Она ориентирует как исследователя, так и практика на поиск количественных границ рассматриваемых явлений. Так, воспитателю важно понимать меру педагогических воздействий, за пределами которой воспитуемый становится склонен к отрицательным ответным реакциям. Диалектическая концепция отрицания. После выявления источника движения и исследования механизма развития возникают и другие вопросы относительно сущности развития: Есть ли связь между тем, что изменилось, и тем, что возникло? Имеется ли направленность в развитии и какова она? Античная философия разделяла идею круговорота, исходила из принципа “ничто не ново под луной”. Так, пифагорейцы рассматривали мировой год и насчитывали его продолжительность в 11 тыс. лет. В 16 - 18 вв. оформляется идея эволюции - направленного развития. Дидро высказывает идею эволюции живого из простейших существ, Кант - эволюции Вселенной из газовой туманности, Гизо - эволюции в человеческой истории. В гегелевской диалектике произошел своеобразный синтез этих идей: в спиралевидной тенденции развития наблюдаем и движение по кругу, и эволюцию. При этом важным аспектом развития выступает диалектическое отрицание. В гегелевской диалектике отрицание истолковывается не только как логическая категория, как словесное “нет”, но и как непременный этап, многократно повторяющийся в любом процессе, где меняются фазы, периоды, этапы осмысления. Так, эмбриональное развитие человеческого организма сменяется младенчеством, которое уступает место детству, а то, в свою очередь - юности. Каждая новая фаза “отрицает” предыдущую.
Всеобщий характер отрицания признают и диалектики, и метафизики. Однако метафизическая (механистическая) концепция развития понимает отрицание как полное отрицание преемственности с предыдущими этапами развития, как тотальное разрушение, как прекращение развития. Такого рода отрицания существуют объективно (помол зерна в муку, истребление живой силы противника в бою). Но это достаточно узкий круг явлений, лежащих вне процессов развития. Метафизика же такие черты распространяет на любое отрицание. Подобным образом трактует отрицание нигилизм, проявляющийся в негативном отношении к семье, культуре, закону, морали и т.д. К безоговорочному отрицанию всех сторон действительности призывал, например, представитель “негативной диалектики” немецкий философ Т. Адорно (1903 - 1969).
В гегелевском понимании диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс: деструкцию (разрушение, преодоление, изживание прежнего, старого); кумуляцию (частичное сохранение, преемственность старого); конструкцию (формирование, созидание нового). Первый момент - деструкция, преодоление пройденного - готовит почву для следующей фазы процесса развития. Процесс развития обеспечивается вторым моментом - сохраняемостью, преемственностью жизнеспособных характеристик предмета или процесса. Эту характеристику отрицания Гегель выражал с помощью категории снятие (характерно русское выражение “снимать сливки”, “снимать пенки”, т.е. забирать из предмета, процесса самое лучшее, что в нем есть). Категория снятие характеризует два момента диалектического отрицания: уничтожение, отмирание старого и сохранение ценного, положительного, что в нем содержится. Движение процесса к новым фазам требует третьего момента - новаций - формирования качественно новых связей, функций, черт.
Существенная характеристика диалектического отрицания состоит в том, что оно выступает как самоотрицание, как результат саморазвития. Иными словами, через диалектическое отрицание проявляются внутренние связи, внутренние закономерности предмета, процесса, явления.
Таким образом, диалектическое отрицание выступает и как предпосылка развития, и как его ступень, и как его условие, и как момент его механизма.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |