Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможность и действительность




Реальное направление развития пробивает себе дорогу в борьбе достаточного большого количества необходимых и случайных факторов, выступает как одна из многих существующих тенденций.

Для выражения этой закономерности служат категории возможность и действительность.

Возможность - это объективно существующая тенденция развития, вытекающая из взаимодействия целого ряда необходимых и случайных факторов, порождаемая ими.

Действительность (в узком смысле) - это реализованная возможность, ставшая, осуществившаяся тенденция развития.

В широком смысле под действительностью понимают все реально существующие предметы, процессы, явления.

В этом случае понятие действительности практически совпадает с понятием бытия.

 

Весьма часто задачи прогнозирования, любого процесса или функционирования каких-либо устройств требуют оценки (определения) конкретного характера существующих возможностей.

Классификация возможностей достаточно разнообразна, однако для практической деятельности необходимо иметь представление о реальной и формальной возможностях.

Реальные (или конкретные) возможности - это такие тенденции развития, которые непосредственно вытекают из объективных законов и для которых существуют реальные непосредственные условия превращения в действительность. Так, для каждого студента возможность стать квалифицированным специалистом является реальной возможностью, поскольку он имеет необходимые условия для успешной учебы.

Формальные (или абстрактные) возможности - это тенденции, которые не противоречат объективным законам природы, однако условия, которые могли бы обеспечить реализацию этой тенденции, не сформированы.

К примеру, и в XIX столетии не существовало таких законов природы, которые служили бы препятствием для создания ядерного оружия. Однако состояние научно-технического развития не могло создать условий не только для технической реализации подобного проекта, но и для зарождения самой идеи такого оружия. Поэтому в тот период событие подобного рода могло рассматриваться лишь как формальная возможность.

 

Другой подход к пониманию формальной возможности связан с такими событиями, для реализации которых в принципе условия существуют, но “подавляются” комплексом других условий. При этом формальная возможность может быть реализована лишь тогда, когда все остальные возможности будут исключены.

К примеру, использование не соответствующих стандартам комплектующих при строгом техническом контроле является возможностью формальной, ибо в этом случае они отбраковываются и идут в отходы и на переработку. Однако, если такие комплектующие оказываются в одном экземпляре (исключены все возможности использования других технических элементов), их использование становится реальной возможностью. Так произошло, к примеру, в 1996 году, когда возникла острая необходимость отправки космического грузовика экипажу станции “Мир”, а средств для создания ракеты-носителя не было, пришлось носитель собирать из имеющейся “некондиции”.

 

На практике нередко важным является умение отличать формальную возможность от невозможности. Принципиальное отличие состоит в том, что для невозможного события не только не существует условий, но и само это гипотетическое событие противоречит законам природы, поэтому не может наступить никогда.

Примером такой невозможности является создание “вечного двигателя”, ибо это противоречит закону сохранения энергии.

 

Если реальной возможности не противостоят никакие другие возможности, она обязательно будет реализована. В этом случае она может рассматриваться как неизбежность. Количественной мерой превращения реальной возможности в действительность, а формальной - в невозможность является вероятность, которая для невозможного события равняется нулю, а для неизбежного принимается равной единице.

 

Какова диалектика рассматриваемых категорий?

Формальная возможность при соответствующих условиях может превращаться в реальную, конкретную.

Возможно и обратное превращение: когда не реализованы вовремя существующие условия, реальная возможность превращается в формальную (такое положение в современном обыденном языке выражается иронической формулой: “Не только поезд ушел, но и рельсы разобрали”).

 

Большинство возможностей в обществе реализованы через посредство сознательной деятельности людей, как отдельных индивидов, так и масс. В этом случае нередко реализовывались самые маловероятные возможности, ибо человек специально формировал условия для их осуществления. Поэтому для общественной жизни важную роль в процессе превращения возможности в действительность играет субъективный фактор: ум, воля, целеустремленность, настойчивость человека в достижении поставленных целей.

 

Может быть сформулирован закон.

Действительность есть реализованная возможность. Возможность есть потенциальная действительность, объективно существующая тенденция развития данного предмета, процесса, явления, не противоречащая объективным законам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.