КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод земельного права. Под методом отрасли права понимаются способы воздействия норм такой отрасли на регулируемые ею общественные отношения
Под методом отрасли права понимаются способы воздействия норм такой отрасли на регулируемые ею общественные отношения. Метод отрасли права характеризуется: 1) специфическим способом взаимосвязи прав и обязанностей субъектов регулируемых отношений; 2) особыми способами возникновения прав и обязанностей субъектов правоотношений; 3) специфическими мерами государственного принуждения, способами и процедурами их применения. Своеобразие метода земельного права определяется спецификой предмета регулирования. Поскольку предметом земельного права являются неоднородные отношения, метод регулирования определяется в зависимости от характера конкретного вида отношений, составляющих предмет земельного права. Метод регулирования публичных земельных отношений включает в себя специфический способ взаимосвязи прав и обязанностей субъектов отношений — общества и граждан. Его уникальность состоит в том, что граждане одновременно являются носителями и прав, и обязанностей: они управомочены на общее землепользование как члены общества и обязаны выполнять охранные мероприятия, препятствующие нарушению права общества на землю. Специфика способа возникновения прав и обязанностей субъектов данных отношений состоит в том, что юридическим фактом для их возникновения является пребывание лица на территории РФ. Любое лицо, пересекшее границу РФ, становится субъектом таких отношений, обладающим правом на нахождение и свободное передвижение по территории РФ и обязанностью по непричинению вреда земле. Меры принуждения при регулировании публичных земельных отношений применяются в форме пресечения неправомерного использования земель и привлечения нарушителя к административной или уголовной ответственности, а также к возмещению вреда, причиненного земле. Специфика мер принуждения состоит в том, что гражданин-правонарушитель не может быть лишен права на общее землепользование, т.е. на пребывание и свободное передвижение по земле. Метод регулирования частных земельных отношений включает в себя тот же специфический способ взаимосвязи прав и обязанностей субъектов отношений, что и метод регулирования публичных земельных отношений. Отличие же состоит в большем объеме прав, предоставленных субъектам частных земельных отношений, и возложенных на них обязанностей. Специфика способа возникновения прав и обязанностей субъектов частных земельных отношений состоит в том, что обязательным юридическим фактом для их возникновения является наличие у лица имущественного права на земельный участок. Лицо, использующее земельный участок для осуществления хозяйственной деятельности в отсутствие правоустанавливающих документов, не является субъектом частных земельных отношений, а его действия есть превышение права общего землепользования, что является правонарушением и служит основанием для привлечения лица к юридической ответственности. Специфика применения мер принуждения состоит в том, что в случае неправомерного использования земли, а также невыполнения охранных мероприятий субъект этих отношений может быть не только привлечен к уголовной или административной ответственности, к возмещению причиненного вреда, но и лишен права на дальнейшее использование земельного участка путем прекращения его имущественного права на принадлежащий ему участок. Специфика метода регулирования управленческих отношений, связанных с землей, обусловлена осуществлением государством функций, характерных исключительно для управления земельным фондом, — деление земель на категории, ведение государственного земельного кадастра, осуществление землеустройства, ведение мониторинга земель. Отношения, связанные с осуществлением государством перечисленных специфических функций, возникают по основаниям, установленным законом, и характеризуются особым способом взаимосвязи прав и обязанностей субъектов отношений, одним из которых всегда является государство или муниципальное образование в лице своих органов, другим — граждане, юридические лица, иные государственные органы или органы местного самоуправления. В управленческих отношениях субъекты находятся в неравном положении, при этом в одних видах отношений государство является управомоченной стороной (в отношениях, связанных с осуществлением планирования использования и охраны земель), в других — обязанной (в отношениях, связанных с предоставлением гражданам информации о состоянии земель). Особенность применения мер принуждения состоит в том, что они применяются не только к землепользователям, но и к государственным органам, их должностным лицам. В частности, должностное лицо, неправомерно отказавшее гражданам или юридическим лицам в предоставлении информации, привлекается к административной и дисциплинарной ответственности. Метод регулирования имущественных отношений, связанных с землей, характеризуется специфическим способом возникновения прав и обязанностей субъектов отношений. Его уникальность состоит в том, что круг лиц — субъектов таких отношений — ограничен федеральными законами. Так, иностранцы не могут иметь в собственности земли в приграничных территориях; юридические лица, в уставном капитале которых иностранный капитал составляет более 50%, не могут иметь в собственности сельскохозяйственные угодья и т.д. Земельным законодательством также ограничен круг объектов этих отношений — установлен перечень земель, которые не могут быть объектами гражданско-правовых сделок и находиться в частной собственности. В их числе земли, занятые военными судами, земли государственных природных заповедников и т.д. Кроме того, действующим законодательством установлены своеобразные юридические факты возникновения отдельных видов имущественных отношений. В частности, собственник, желающий продать земельный участок сельскохозяйственных угодий другому гражданину или юридическому лицу, должен сначала соблюсти преимущественное право субъекта РФ на приобретение такого участка. Специфическими являются также меры принуждения, применяемые к субъектам имущественных отношений, в виде принудительного прекращения права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования или в связи с необходимостью использования земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Таким образом, отрасль земельного права характеризуется специфическим методом регулирования, особенности которого обусловлены спецификой регулируемых отношений.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |