КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
План лекционных занятий
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа (2 зачетные единицы).
Тема 1. Предмет и значение логики
Мышление как предмет изучения логики. Чувственная и логическая ступени процесса познания. Особенности абстрактного мышления. Роль языка в познании. Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Понятие логической формы мысли. Понятие логического закона. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Логика формальная и диалектическая, их соотношение. Основные этапы развития формальной логики. Теоретическое и практическое значение логики. Роль логики в процессе обучения и повышения культуры мышления. Язык как знаковая информационная система. Функции языка. Основные аспекты языка: семантика, синтаксис, прагматика. Логические термины: логические связки, кванторы. Роль искусственных языков логики для структуры мысли.
Тема 2. Основные законы логики
Понятие формально-логического закона. Неосновные и основные законы логики. Закон тождества. Закон непротиворечия. Условия применения противоречащих по форме высказываний без нарушения закона непротиворечия. Закон исключенного третьего и область его применения. Отличие законов непротиворечия и исключенного третьего по сферам действия. Обоснованность мысли как одно из важнейших требований рассудочной деятельности. Логическое основание и логическое следствие. Смысл закона достаточного основания. Формы познавательной и практической деятельности, выполняющие роль достаточного основания в рассуждениях. Нормативные требования мышления, вытекающие из законов логики. Ошибки, возникающие в результате нарушения требований законов логики. Использование законов логики в профессиональной деятельности.
Тема 3. Понятие
Существенные и несущественные признаки предмета. Сущность понятия. Структурные элементы понятия. Закон обратного соотношения содержания и объема понятия. Познавательные приемы определения понятий. Разновидности понятий по объему: общие, единичные, нулевые. Регистрируемые и нерегистрируемые понятия. Разновидности понятий по содержанию: положительные, отрицательные, конкретные, абстрактные, соотносительные, безотносительные; собирательные, несобирательные. Отношения между понятиями: сравнимые, несравнимые; совместимые, несовместимые. Отношения совместимости: тождество, пересечение, подчинение. Отношения несовместимости: внеположенность, соподчинение, противоположность, противоречие. Знание сущности, структуры, видов понятий и отношений между ними — основа для уяснения других логических форм мышления. Логические особенности правовых понятий. Логические операции как действия, направленные на раскрытие содержания и объема понятий. Сущность, структура и виды определений. Номинальные и реальные, явные и неявные определения. Способы явного определения понятий. Способы, сходные с определением понятий. Принципы образования понятий в праве. Правила определения понятий и возможные ошибки. Сущность, структура и виды деления понятий. Таксономическое и мереологическое деление. Деление по видообразующему признаку, дихотомическое, классификация. Логическая проблема классификации преступных деяний. Правила деления понятий и возможные ошибки. Логические операции обобщения и ограничения понятий. Пределы обобщения и ограничения. Знание логических операций как предпосылка правильного использования понятийного аппарата.
Тема 4. Суждение
Сущность суждения как логической формы мышления. Структура суждения. Суждение и предложение. Виды суждений: простые и сложные, аподиктические, проблематические, модальные, ассерторические. Разновидности ассерторических суждений: экзистенциальные, релевантные, атрибутивные. Виды простых атрибутивных суждений по объединенному критерию количества и качества. Распределенность терминов в основных видах простых атрибутивных суждений, в выделяющих и исключающих суждениях. Отношения между простыми атрибутивными суждениями. Логический квадрат. Принципы рассудочной деятельности, вытекающие из отношений между суждениями по логическому квадрату. Логические операции с простыми суждениями: превращение, обращение, противопоставление субъекту, предикату. Преобразование суждений в юридическом споре Сущность сложных суждений. Пропозициональная логика как теория отношений простых суждений в сложных высказываниях. Особенности понятийного аппарата и аксиоматики в логике высказываний. Определение истинностного значения сложных высказываний по таблицам. Логические преобразования сложных высказываний. Логические тавтологии. Законы О. де Моргана, Д. Скота, Клавия. Значение логических операций со сложными высказываниями для познавательной и практической деятельности в праве и экономике. Вопросно-ответная форма рассуждения как способ обогащения содержания знаний. Этапы перехода к новому знанию. Сущность вопроса и его грамматическая форма. Виды вопросов с учетом их семантики, функций, структурных особенностей, отношения к обсуждаемой теме. Ответ как реализация познавательных функций вопроса. Ответы релевантные и не по существу; истинные и ложные; прямые и косвенные; краткие и развернутые; полные и неполные; точные (определенные) и неточные (неопределенные). Знание логического механизма постановки вопросов и конструирования ответов — важная составляющая культуры мышления и речевого общения. Логико-этические и психологические аспекты контроля за вопросами и ответами.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |