Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление и развитие социологии как науки




Современный этап отличается от предшествующего тем, что европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Два первых из рассматриваемых нами мыслителей (О. Конт и К. Маркс) застали начальную стадию капитализма, а два других (Э. Дюрк-гейм и М. Вебер) — развитую. Между этими стадиями существует качествен­ная разница. Естественно, что первые и вторые описывали совершенно раз­ные общества. Отсюда и различие их взглядов.

В XVII—XVIII вв. впервые появились термины, призванные сыграть ре­шающую роль в формировании социологии: «общество», «культура», «циви­лизация», «классы», «структура», «функция» и др. А это значит, что отдель-

ные мыслители предыдущих веков, которые в одиночку пытались пробраться к тайнам социальной жизни, не имели адекватного своим усилиям понятий­ного аппарата. Естественно, что они получили и неадекватные результаты. Кто сегодня роет лопатой траншею, если можно использовать экскаватор?

Поначалу новые понятия были все­общим достоянием. Намного позже со­циологи усмотрели в них свою закон­ную собственность. Естествоиспытате­ли, врачи, философы, инженеры, предприниматели в начале и середине XIX в. толпой навалились на новый объект изучения — общество (новый, конечно, относительно). Почему? А потому что в европейском обществе в это время происходили потряса­юще интересные события. Капитализм благодаря индустриальной револю­ции разворачивался во всю свою мощь: рост промышленных городов-спру­тов, обезземеливание крестьян, концентрация преступности и проституции, торговля детьми, пауперизация и обнищание широких масс — и все это на фоне невиданного расширения политических прав прежде всего для средних слоев, а не только аристократии, как прежде, появления железных дорог, га­зовых фонарей, синематографа, пароходов и других невиданных ранее чу­дес «века железа», как его окрестили позже историки.

Европейская интеллигенция искренне интересовалась положением мало­имущих слоев населения, поэтому регулярно обследовались фабрики и за­воды, детские приюты и городские кварталы, проводилась перепись населе­ния. Зарождается социальная статистика как черта европейской культуры. Для нее требуются тысячи анкетных опросов. Стало быть, развиваются ме­тодика, техника и методология эмпирического исследования. Больше дру­гих преуспел в этом бельгиец А. Кетле, внесший серьезный вклад в методо­логию опросов и социального измерения.

Беда лишь в том, что поиски велись разрозненно, с разных концов, раз­ными методами и получались не только разные, но порой несовместимые результаты. Нарождающаяся социология во второй половине XIX в. букваль­но обвалилась под грузом эмпирических фактов. Разумеется, целостной кар­тины общества они не дали и не могли дать.

И вот на исторической сцене всплывает могучая фигура О. Конта (1798—1857), философа по образованию, социолога по ориентации. Конт был философом не таким выдающимся, как, скажем, Кант или Гегель, но зато весьма проницательным. Во-первых, его считают родоначальником одного из самых мощных и плодотворных философских направлений — позитивизма. Во-вторых, он является отцом мощной эмпирической нау­ки — социологии. О. Конт дал ей имя (термин «социология» принадлежит именно ему и возник в 1838 г.), определил ее предмет и методы, хотя ни­чем из созданного на практике не воспользовался. Выдвинутые им гло­бальные социологические теории, в частности трех стадий эволюции об­щества, вспоминают сегодня разве что из уважения к мэтру, но никакой пользы науке они еще не принесли, поскольку с самого начала были слиш­ком умозрительными и претенциозными. В-третьих, его именуют отцом теории индустриального общества— теории, составляющей основание со-

временной социологии. Но и здесь он прославился больше грамотной постановкой проблемы, нежели эффективно найденным решением.

О. Конт расписал, кажется, всю структуру новой науки, определил ее ме­сто в системе научного знания, составил типологию обществ, разработал но­вую методологию. Интеллигенция с облегчением вздохнула: наконец-то по­явился ум, способный все обобщить и создать единую картину мира. Но не тут-то было. Абстрактный теоретик, О. Конт, как уже говорилось ранее, не провел в своей жизни ни одного анкетного опроса, не сделал ни одного на­блюдения и не поставил ни одного эксперимента. Методы, к которым он при­зывал страждущее племя социальных ученых, оказались кабинетной выдум­кой. Много позже появится поколение социологов — прежде всего Э. Дюр-кгейм и М. Вебер, — которые окажутся способными и на эмпирические исследования, и на глубокие теоретические обобщения. Они-то и создадут новую систему социологического знания. Если приглядеться к ней внима­тельнее, то окажется, что практически ни одного принадлежащего Конту понятия в нее не вошло. Так мировая социология появилась на свет во вто­рой раз. И случилось это в конце XIX в.

Возникновение в XIX в. опытной, эмпирической науки об обществе не случайно, а имеет определенные гносеологические и социально-экономичес­кие предпосылки. Девятнадцатый век — это век естествознания, его идеалом является опытное, «позитивное» знание. Наука не знает границ, естествен­но-научному методу подвластно все, в том числе мораль, право, обществен­ное устройство — все, что раньше было предметом метафизики и спекуля­тивных домыслов.

Научному мышлению XIX в. были одинаково чужды как обскурантизм средневековья, так и морализаторство просветителей. Лидерами естество­ знания в XIX в. являлись физика (меха­ника И. Ньютона) и биология (эволюци­онная теория видов Ч. Дарвина). Именно эти науки определяли стиль науч­ного мышления своей эпохи. Особенности этого стиля мышления наложили зримый отпечаток на процесс формирования социологии и криминологии. Общество (и преступность) стали рассматриваться как объективное явление, ничем в принципе не отличающееся от объектов познания физики и биоло­гии. И достаточно долго опытная, позитивная наука об обществе называлась социальной физикой, а ее разделы, по аналогии с механикой, назывались «социальная статика» и «социальная динамика».

Социология, по мнению А. Гоулднера, возникала как идеология средне­го класса. Именно в XIX в. мы видим широкое движение интеллигенции, причем во всех европейских странах, включая и Россию, в помощь соци­альным аутсайдерам. Множащийся средний класс горел желанием улучшить положение дел в обществе. Социология рождалась как наука об обществе и его трансформации. Если европейские пионеры социологии были в основ­ном философами, то американские — проповедниками и священниками. Это свидетельствует не только о романтическом ореоле зарождения социологии, но и о том утопическом проекте, который был выбран в качестве некой тео­ретической платформы. Девятнадцатый век, судя также и по русской лите­ратуре (вспомнить хотя бы Базарова из произведения И. Тургенева «Отцы и




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.