Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В чем важность определения предмета науки.




Предмет и объект исследования в методологии рассматриваются как еди­ный и почти неразделимый комплекс. Они дополняют друг друга в резуль­тате неотделимости трех элементов познания: субъекта, объекта и условий наблюдения, которые неразрывно связаны с методом исследования. Однако специфика науки определяется не методом и даже не объектом, а ее предме-

том. Большинство научных методов нейтральны по отношению к данной науке, а лучше сказать — универсальны для всех наук. Наблюдением, экспе­риментом, опросом как методами сбора информации пользуются психоло­ги, социологи, экономисты, физики, культурологи и специалисты в облас­ти других наук. Эти методы междисциплинарны и общенаучны.

Мы уже знаем, что объект может быть один, а теорий много, и наоборот: одна теория может описывать не один, а множество объектов. Человек как объект изучения, пользуется одинаковым вниманием со стороны философов, психологов, социологов, антропологов, педагогов. Но каждый из них видит свое: философ описывает человека совсем иначе, чем психолог или социо­лог. Угол зрения философа, психолога и экономиста определяется предме­том исследования соответствующей науки. Иначе говоря, предмет — это активная, а объект — пассивная сторона. Хотя именно изменения в социаль­ной или экономической реальности, в жизни людей и в самом обществе сти­мулируют ученых к научному поиску. Ведь конечная цель науки — лучше и всестороннее познать реальные объекты.

Итак, предмет — это определенный аспект, сторона объекта, взятая дан­ной наукой в качестве главной. Психолога в человеке интересует его внут­ренний мир, его душа, врача — тело, социолога — совокупность социальных качеств и т.д.

Изучение объекта (людей, транспорта, предметов быта или труда) не рас­крывает специфики конкретной науки. Ни у одной науки нет монополии на тот объект, который она больше всего исследует. Человек, общество, эконо­мика, труд — это объекты изучения многих наук. Эти объекты настолько мно­гогранны, что места под научным солнцем хватит всем, даже тем наукам, ко­торые еще только зародились или которые появятся в будущем.

Использование конкретного метода (анкетирования, интервью, наблюде­ния, анализа документов, эксперимента, анализа статистики или теоретическо-

го анализа) тоже не раскрывает специфики науки. Научные методы универ­сальны, и ни у одной науки, как уже говорилось, нет монополии на эти мето­ды. А вот то, что узнали ученые при помощи этих методов, их интерпретация показаний приборов, полученных данных, иными словами, то, каким ученые увидели объект, измеренный или описанный при помощи выбранного мето­да, характеризует: а) предмет исследования; б) специфику науки.

Предмет науки — это модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением, детерминируемая, с одной стороны, объектом науки, с другой — условиями исследования: научными и практическими целями, научным знаниеми и методами. Только он отражает специфику соответствующей на­уки.

Социология изучает не какую-то одну сторону или сферу общества, а все общество. Следовательно, построив модель этого общества, использовав для описания всю мощь понятийного аппарата социологии, мы получим предмет этой науки. Сюда войдут социальные группы и социальные институты, цен­ностные ориентации и социальные практики, социальные отношения, стату­сы, роли и т.д. Выстроив из них логическое целое, которое наглядно и убеди­тельно представит человеческое общество, мы получим предмет социологии.

ЦМЕТ СОЦИОЛОГИИ — это совокупность основных понятий облем, при помощи которых описывается социальная реаль-ь. С помощью понятий мы описываем социальную реальность, эблемы указывают на темы эмпирических исследований.

Предмет науки включает все исследования, все тематические области, которые изучаются социологами, психологами или экономистами. В каждой науке ежегодно проводятся тысячи исследований, и все их данные охваты­ваются предметом конкретной науки.

Предмет науки описывает понятийный и категориальный аппарат, кото­рый применяется в этой науке, который используется ее специалистами для выбора объекта исследования, а затем для интерпретации полученных резуль­татов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.