КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровни и типы определения предмета социологии
Представляется целесообразным различать два типа определения предмета социологии — экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный (от лат. extensivus — расширяющий, удлиняющий) надо понимать как расширительный, связанный с увеличением, сбором и распространением фактов, а интенсивный (фр. intensif, лат. intensio — напряжение, усиление) — напротив, как углубленный, появляющийся за счет внутренней организации теоретического знания. Под экстенсивным определением предмета социологии понимается совокупность всех тем социологических исследований, которые в данный исторический момент предпринимаются научным сообществом, т.е. это тематическое (проблемное) поле социологии, совокупность всех исследований: эмпирических, теоретических и прикладных. Экстенсивное определение важно по нескольким причинам. Установив весь круг проводимых в стране эмпирических исследований, методолог может определить, насколько актуальны и популярны те или иные темы, насколько полно охватывается социальная реальность эмпирическими исследованиями, не осталось ли в науке белых пятен, а если остались, то где именно. Например, в годы застоя не было проведено ни одного исследования диссидентов, заключенных, наркоманов, проституток, воров и мошенников, взяточников и т.д., т.е. отсутствовала социология девиантного5 поведения. Ни одного эмпирического исследования не было проведено по проблемам бедности. Создавалось впечатление, что в СССР нет ни проституток, ни диссидентов, ни бедных. По идеологическим соображениям (т.е. вненауч-ным факторам) кругозор социологии в то время был искусственно ограничен. Социологические исследования охватывали лишь часть реальности. Та же тенденция сохранялась во времена горбачевской «перестройки», когда в стране происходили исторические события, — социологи вновь ограничились узким сегментом, хотя причиной этого были не столько идеологические, сколько финансовые и внутринаучные факторы, главным образом научная инерция, сила сложившейся традиции скользить по поверхности. Социологи изучали то, к чему были готовы, с помощью того понятийного аппарата, который был наработан в советское время и который был приспособлен (насколько хорошо — это вопрос другой) именно к тому обществу и к тем условиям. Попытка описать новые явления с помощью старого концептуального аппарата не принесла ощутимых результатов. Как уже говорилось выше, составляя перечень тем эмпирических исследований в стране, мы решаем множество важных методологических вопросов: насколько адекватно и полно социологическая наука отражает социальную реальность, какова глубина такого отражения, какие темы остались неисследованными. К примеру, составив список эмпирических исследований на середину 90-х гг., а затем сгруппировав их в крупные блоки, мы обнаружили, что 20 исследований посвящено теме социальной адаптации, 40 — социальной стратификации, 60 — теме формирования новых классов6. Подобную процедуру можно назвать выявлением тематического поля социологии, которое дает нам экстенсивное определение предмета данной науки. Это определение предмета на эмпирическом — самом низком — уровне. Можно «подняться этажом выше» и, суммировав все множество частных теоретических понятий, используемых в данной науке, получить концептуальное (понятийное) определение предмета социологии. Предметом социологии в таком случае является совокупность всех теоретических понятий, при помощи которых наука описывает реальные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы. Среди основных понятий социологии выделяют понятия общества и личности, социального пространства и времени, социальной структуры и стратификации, социальных институтов, статусов и ролей, социального контроля, социализации и др. Совокупность этих категорий и понятий, так же, как 5 Девиантный — отклоняющийся от нормы. 6 Со временем некоторые крупные тематические направления (социальная солидарность, социальнаяадаптация, бедность и неравенство, социальная стратификация) становятся самостоятельными отраслями социологии. По разным оценкам, в социологии насчитывается от 15 до 40 отраслей. и тематика эмпирических исследований, сгруппированных в крупные блоки (разделы социологии), составляет концептуальное определение предмета социологии. В том и другом случаях — при экстенсивном и концептуальном определениях предмета — элементы (темы исследований и категории) подчинены определенной логике и как-то связаны между собой. Природа такой связи методологией до конца еще не изучена, но очевидно, что логическая связь категорий и понятий та же, что в научной картине мира и, возможно, в общей социологической теории. Кроме концептуального уровня, к интенсивному типу определения предмета социологии относится еще один уровень — категориальный. Этот самый общий уровень определяется одним или несколькими предложениями. Когда спрашивают, что такое социология, то коротко отвечают: это наука об обществе (поведении больших социальных групп, социальных институтах, социальных отношениях и т.д.). Самое краткое и самое общее определение может заканчиваться данной фразой, но может дополнительно содержать некоторую расшифровку, к примеру: социология — это наука об обществе, изучающая его строение и динамику, взаимодействие социальных групп и классов, закономерности развития общества, становление и функционирование социальных институтов.
Таким образом, мы выяснили, что определение предмета социологии как науки (не путать с предметом социологического исследования) предусматривает три уровня— эмпирический, концептуальный и категориальный. Первый связан с экстенсивным, а два других — с интенсивным типом определения предмета. При экстенсивном определении перечисляются все темы эм- лирических, теоретических (например, по истории социологии) и прикладных исследований; при интенсивном определении, которое разворачивается на двух уровнях — концептуальном (понятийном) и категориальном, даются спецификации аналитической мощи социологии. На концептуальном уровне составляется список всех понятий и категорий, при помощи которых социология способна описывать и анализировать объективную реальность. Рассматривая такой список, методолог может выявить, как и в случае эмпирической тематики, серьезные пробелы в функционировании теоретического знания социологии, нехватку понятий и абстрактных конструктов, их дублирование, противоречивость и т.д. Наконец, на самом верхнем и самом общем уровне никаких списков не составляется. Социология определяется одной-тремя фразами. Подобное иерархическое определение предмета можно обнаружить в любой из существующих наук — методолог должен провести лишь соответствующую работу. Каждый уровень необходим и выполняет свою полезную функцию. Давая характеристику социологии, можно ограничиться общей фразой, перечислением основных понятий либо конкретно определить эмпирическую тематику. Двигаясь от общего к частному и конкретному уровням, мы подробно раскрываем особенности своей науки и даем ей исчерпывающую характеристику. Итак, предмет социологии определяется на трех уровнях обобщения: всеобщем, частном и единичном: ♦ на всеобщем уровне социология — это наука об обществе; ♦ на частном уровне социология — это наука о поведении людей как представителей больших социальных групп и функционировании социальных институтов. Когда мы начинаем расшифровывать, что такое большие социальные группы и институты, то обязательно всплывают все другие фундаментальные категории социологии: статусы и роли, социальные структуры, социальная стратификация и др. Таким образом, на частном уровне мы выявляем предмет социологии как взаимосвязанную систему основных понятий; ♦ на единичном уровне мы получаем очень широкое определение социологии как совокупности всех тем эмпирических исследований. При помощи этого тематического перечня проводимых исследований мы определяем, насколько полно описана социальная реальность, на что направлен был исследовательский интерес ученых, какова плотность достигнутых результатов. Когда мы определяем предмет социологии на самом общем уровне, возникает проблема разграничения предметных областей соседних наук. Чтобы уточнить предмет социологии, мы конкретизируем общее положение. Тогда у нас получается следующая формулировка: социология в целом (т.е. общая социология) — это наука, изучающая отношения между группами людей, занимающих различное положение в обществе, принимающих неодинаковое участие в экономической, социальной и политической жизни, различающихся не только уровнем, но и источником своих доходов, структурой потребления, образом, качеством и стилем жизни, а также структурой ценностных ориентации, мотивами и типом поведения. Социологи редко задумываются над тем, изучают ли они проблемы, строго относящиеся к социологии знания или социологии образования, или же выходят на смежные области, скажем, социальную или индустриальную психологию. Они исследуют объективную реальность, предоставляя возможность другим решать, куда относить полученные результаты. Так поступают и отечественные, и зарубежные социологи. Чаще всего они считают свои исследования комплексными, смело комбинируя методы экономики, психологии и социологии. Тем не менее существуют определенные различия между научными традициями и странами. В СССР более отчетлива склонность расставлять все точки над «и», когда дело касается предмета социологии. Вспомним, сколь острыми были дискуссии по предмету марксистской социологии в 20-е, 60-е, 70-е и, наконец, в 80-е гг. Иногда они заходили в тупик, однако на новом историческом витке возобновлялись с такой силой, будто вопрос шел по крайней мере о том, быть ли вообще социологии или нет. В действительности вопрос стоял именно так. В 30-е и 50-е гг. социологию считали буржуазной наукой, которой не находилось места в марксистском обществоведении. Поэтому вопрос о предмете социологии означал вопрос о существовании социологии в принципе. Идеологическое давление привело к тому, что чисто научная проблема приобрела политическую окраску. В США ничего подобного не происходило. Научные вопросы решались в рамках самой науки. А наука понималась как непрерывно текущая работа, в которой постоянно возникает нечто новое; старое пересматривается, а окончательную истину получить невозможно. Вопрос о том, что понимать под социологией в целом или социологией труда в частности, редко дискутировался с той остротой, которая всегда была присуща отечественной социологии. Под социологией каждый волен был понимать то, что он считает нужным. >езка ериканские исследователи Т. Бредшоу и Макферрод изучили программы курсов со-хлогии в 682 отделениях колледжей и уни-юитетов и выявили серьезные разночтения пределении предмета социологии, ее мес-среди других социальных наук7. Так, в 62% чаев социологию определяли как самосто-!льную дисциплину, но при этом оговарива-;ь, что она изучает те же вопросы, что и дру-i социальные науки. Итак, первое определе-э: социология — самостоятельная наука, орая не имеет своего собственного предме-Видимо, самостоятельность как статусная гактеристика не всегда совпадает со специ-чностью предмета исследования. t6% случаев социологию понимали и как са-стоятельную, и как специфическую науку. iee свой круг проблем, лишь отчасти пере-<ающийся с предметом других дисциплин, наш взгляд, второе определение наиболее екватно отражает объективное положение п. Это гибкая формулировка, учитывающая стро меняющуюся историческую реаль-сть. Интересным представляется третье определение, которое набрало 31% голосов: социология по своему содержанию четко отличается от других социальных наук. Ее можно определить как узкопрофессиональную, скорее академическую, чем прикладную науку. Наконец, 10% мнений сводилось к тому, что социология не отличается от других наук и незачем проводить здесь жесткие границы. Эта четвертая позиция устраивает ученых, которые знакомы с несколькими дисциплинами и не видят между ними различий. Им все равно, что преподавать, лишь бы это относилось к социальной проблематике. Вряд ли они когда-либо задумывались о серьезности своих методологических устремлений. ГЬе American Sociologist. 1980. Vol. 15. № 1. P. 8-9. Итак, в американских колледжах и университетах не существует единодушия в вопросе о предмете социологии. Разброс мнений очень широк — от признания социологии «королевой социальных наук» до полного игнорирования ее самостоятельности, а точнее, до сведения ее предмета к самым общим проблемам социальной организации. Интересно, что расплывчатость в определении границ социологии порождает тенденцию роста числа междисциплинарных курсов на социологических факультетах: лишь 16% обследованных отделений устояли перед модным увлечением. Попытки провести жесткие междисциплинарные границы популярностью на Западе не пользуются. Чисто академических социологических журналов в США всего два — «American Sociological Review» и «Journal of American Sociology», остальные (их около 50) — главным образом междисциплинарные, которые также причисляются к социологическим. Отсутствие в американской социологии общей теории наподобие исторического материализма в нашей стране обычно оценивается как негативный факт. Конкурирующих теорий в США достаточно, однако это не приводит к хаосу и не снижает качества социальных исследований. У методологического плюрализма, точно так же, как у методологического монизма, исповедуемого нами, имеются свои достоинства и недостатки. И это еще одно социокультурное различие между двумя типами социологии, имеющее исторические причины и по-разному влияющее на определение предметной области науки. Расплывчатость в определении предмета социологии тесно корреспондирует с размытостью границ между социологическими дисциплинами, изучающими трудовую деятельность. Так, в 31,5% американских колледжей и университетов преподается социология труда, в 20,3% — индустриальная социология, в 37,8% — социология профессий8. Чем они различаются? Не дублируют ли они друг друга? На подобные вопросы до сих пор нет ответа. По мнению одних американских историков, предмет индустриальной социологии — вопросы бюрократической организации, поведение и мотивация рабочих, изучение социотехнических систем, принципы неформальной и формальной структур, исследование деятельности профсоюзов и коллективных договоров, а также трудовые отношения9. Другие относят поведение и мотивацию, формальные и неформальные структуры к индустриальной психологии либо к организационной социологии. В одном случае Макса Вебера считают представителем индустриальной психологии и индустриально-организационной социологии10, а в другом — основателем экономической социологии". Совершенно очевидно, что между этими дисциплинами существуют немалые различия, хотя они и не демонстрируются явным образом. Для наведения порядка в море бесконечных определений социологии их необходимо выстроить в иерархическом порядке и систематизировать, как это было сделано ранее. В результате мы выяснили, что предмет социологии нужно рассматривать на трех уровнях: ♦ всеобщем (наука об обществе стоит в ряду фундаментальных наук вообще: физика, биология, психология, экономика и т.д.); 8 The American Sociologist. 1980. Vol. 15. № 3. P. 144. 9 Parker S.R., Brown R.K., Smith M.A. The Sociology of Industry. L., 1969. 10 Organizatione and Human Behavior: A Book Readings. New Jersey, 1967." Braude L. Work and Workers. A Sociological Analysis. N.Y., 1975. ♦ частном (социология воспринимается как наука о поведении людей какпредставителей больших социальных групп и функционирующих социальных институтов); ♦ единичном (совокупность всех тем эмпирических исследований). Подведем итоги. Предмет — совокупность понятий, при помощи которых данная наука описывает объективную реальность. Физики, изображая материальный мир, употребляют понятия гравитации, электрического взаимодействия, капиллярности, энергии и множество других терминов, которые вы усвоили из школьного курса. Они описывают предмет физики. Предметом социологии является совокупность основных теоретических понятий, при помощи которых ученый описывает реальные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |