КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные вопросы по теме
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ Хронокарта Содержание (план), хронокарта 1. Вступление. Мотивационная характеристика темы - 3 мин. 2. Программированный тестовый контроль первичного уровня знаний по теме "Нарушение микроциркуляции" - 10 мин. 3. Опрос-беседа студентов по вопросам темы занятия - 70 мин. 4. Интерпретация мазков крови - 20 мин. 5. Чтение и интерпретация гемограмм - 32 мин. 1. Таблицы. 2. Ситуационные задачи. 3. Программированный контроль. ПАТОЛОГИЯ СИСТЕМЫ ЭРИТРОЦИТОВ. 1. Гипер- и гиповолемия. Виды, общая характеристика. 2. Анемия. Определение понятия, принципы классификации. Общая характеристика. 3. Патологические формы эритроцитов, патологические образования в эритроцитах. 4. Этиопатогенез постгеморрагических анемий. Картина крови.Механизмы развития компенсаторно-приспособительных реакций при кровопотере. 5. Железодефицитные анемии. Этиопатогенез, морфофункциональные проявления. Картина крови, способы диагностики. 6. Мегалобластные анемии. Анемии при недостаточности витамина В-12 и фолиевой кислоты. Этиопатогенез, морфо-функциональные проявления. Картина крови. Пернициозная анемия (болезнь Аддисона-Бирмера). 7. Наследственные гемолитические анемии. Этиология, классификация, механизмы развития. Картина крови. Принципы диагностики. 8. Гемолитическая болезнь новорожденных (ГБН). Этиопатогенез, общая характеристика основных форм. Принципы диагностики и профилактики. 9. Аутоиммунные гемолитические анемии (АИГА). Этиология, принципы классификации, механизмы развития. Характеристика АИГА по серологической характеристике АТ. Способы диагностики. 10. Первичные и вторичные полицитемии. 11. Характеристика компенсаторно-приспособительных механизмов при анемиях и полицитемиях. Кровь является внутренней средой организма и выполняет множество функций. Она состоит из форменных элементов (42-45%) и плазмы (55-58%); такое соотношение называется ГЕМАТОКРИТОМ. Напоминаем, что в эритрон входят три субсистемы, тесно между собой взаимосвязанные: 1. Система эритропоэза - костный мозг; 2. Система разрушения, или эритродиереза (селезенка, костный мозг, печень, система мононуклеарных фагоцитов. Это мофрологический субстрат разрушения. Не последнюю роль будет играть и программируемая гибель клеток - эритроцитов - АПОПТОЗ); 3. Система циркуляции - микро-и макроциркуляторное русло. КРОВЕТВОРЕНИЕ начинается во внутриутробном периоде с 20 дня жизни плода. 1. Мезодермальный этап кроветворения. Клетки крови образуются внутрисосудисто в желточном мешке. Этот период заканчивается к 4 мес. Образующиеся примитивные клетки получили название эритробластов (мегалобластов), впоследствии превращающиеся в мегалоциты. Они содержат фетальный гемоглобин (HbF). 2. Гепатолиенальный период кроветворения начинается с пятой недели и продолжается до 5 мес. Здесь большая роль принадлежит селезенке. Этот тип кроветворения относится к нормобластическому (эритроциты содержат HbF). 3. Вытесняет гепатолиенальный период миелоидный (костно-мозговой), начиная с пятого мес внутриутробного развития. Эритроциты также содержат HbF, но к моменту рождения HbA уже занимает 50% обьема нормоцита. Родоначальной клеткой кроветворения является стволовая полипотентная клетка, которая путем асимметричного митоза дает потомство полипотентных клеток, получивших наименование колониеобразующих единиц бластов (КОЕ), КОЕ-гранулоцитарно-эритроцитарно-мкакрофагально-мегакариоцитарной клетки и, наконец, клетки - предшественницы отдельных классов гемопоэза - - эритроидного - - миелоидного - УНИПОТЕНТНЫЕ КЛЕТКИ - моноцитарного - - мегакариоцитарного - Класс унипотентных клеток эритроидного ряда представлен двумя типами единиц: зрелая и незрелая формы колониеобразующая единица БОЕ-Э эритроцитов (КОЕ-Э) Типа клеток обладают высокой чувствительностью к эритропоэтинам, под действием которых образуется зрелая форма гемоглобина. --------------------------- Ген человеческого эритропоэтина (ЭП) кодирует 193 аминокислоты на хромосоме 7. В последующем из основной последовательности удаляются 27 аминокислот и терминальный аргинин, и гликопротеин, состоящий из 165 аминокислотт, секретируется в плазму. ЭП имеет массу 30 4000 и содержит 39% углеводов. Он имеет 4 места гликозилирования на молекуле, что чрезвычайно важно для биологической активности молекулы in vivo. ЭП существует в альфа- и бета-форме, которые различаются только по количеству углеводов. При использовании современных иммунологических методов было показано, что мРНК для ЭП обнаруживается в интерстициальных клетках между канальцами и перитубулярными капиллярами. Эти клетки являются перицитами, имеющими узкий ободок цитоплазмы. Под влиянием эритропоэтина за одну неделю число клеток КОЕ-Э увеличивается с 8 до 49, а БОЕ-Э даже до 250 клеток, правда, в присутствии остальных стимуляторов эритропоэза. Кроме того, ускоряется деление, созревание и выход ретикулоцитов и эритроцитов в кровеносное русло. Стимулятором образования эритропоэтина является гипоксия. Так, в нормальных физиологических условиях содержание эритропоэтинов в крови составляет 0,01-0,08 МЕ/мл, а при гипоксии их концентрация возрастает в тысячи раз, в том числе и в условиях сниженного показателя гематокрита. Реализация биологического действия ЭП осуществляется через системы циклических нуклеотидов (см. схему). Помимо особой роли эритропоэтинов, исследователи, занимающиеся данной проблемой, придают значение и тромбопоэтину, трем различным миелоидным колониестимулирующим факторам (гранулоцит-моноцитарный-, гранулоцит- и моноцит-колониестимулирующий фактор) в гранулоцитарно-моноцитарной линии и интерлейкины (ИЛ). Нами перечислены оснополагающие факторы микроокружения. Большая роль принадлежит и нейрогуморальной регуляции. Для образования гемоглобина необходимо - ЖЕЛЕЗО - суточная потребность 20-25 мг, а депо железа составляет 1-1,5 г; Для синтеза нуклеиновых кислот - ФОЛИЕВАЯ КИСЛОТА - сут. потребность 100-200 мкг; Для всасывания железа - Аскорбиновая кислота (витамин С) - 50-100 мг; Для синтеза гема - Витамин B6 - 2-3 мг; Для образования стромы эритроцита - Витамин B2 - 2-4 vu; Для антиоксидантной защиты фосфолипидов мембран - витамин E; Для синтеза фосфолипидов мембран - пантотеновая и никотиновая кислоты. Крайне важное значение среди микроэлементов имеют медь, никель, кобальт, цинк, селен. Симпатическая нервная сисмтема стимулирует, а парасимпатическая - тормозит эритропоэз. Особенно выраженное влияние на кроветворение оказывает гипоталамус, реализующий свое действие через адепогипофиз. Подавляющее большинство гонадотропинов, а также гормоны надпочечников, щитовидной железы и мужских половых жеелех усиливают, а женских половых желез - угнетают эритропоэз. У здорового человека в периферической крови находятся только эритроциты и ретикулоциты. При патологии возможно появление нескольких вариантов клеток эритроидного ряда - 1. Появление или увеличение клеток физиологической регенерации; 2. Появление клеток патологической регенерации; 3. Появление дегенеративных форм эритроцитов. (См. таблицы) При патологии гематологи и врачи-лаборанты встречаются со следующими нарушениями:
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |