Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии к Главе 10




§ 122 Представляется любопытным неустойчивое использование в этой главе и далее множественной формы «Dwarfs» (гномы) (форма «Dwarves», которая восходит к началу и была формой, использованной в «Хоббите», встречается в предыдущей главе, § 118). В АБ 2 «Dwarves» лишь в одном случае (примечание 41) было изменено на «Dwarfs». Форма «наугрим» впервые встречается здесь; в «Утраченных Сказаниях» гномы назывались «науглат», в К – «науглир». В третьем Древе Языков (с. 196) их язык называется «науглиан».

В АБ 2 (аннал 104) «большие рудники и города гномов располагались на востоке Эредлиндона, далеко на юге Белерианда, и главными из этих городов были Ногрод и Белегост», это было указано и на первой Карте (Восточные Земли), т. IV, с. 231-232; но в КС города гномов расположены в горах на востоке от Таргэлиона (как это и осталось впоследствии), и в АБ 2 были внесены соответствующие исправления (примечание 17). То, что гномам «иногда разрешали входить и в сам Дориат», ранее не говорилось, но мысль о том, что они уже были хорошо знакомы Темным Эльфам Белерианда в те времена, когда номы впервые повстречали их в Синих Горах, появилась во второй версии АБ 1 (см. т. IV, с. 332, 336), и там говорится, что их древняя дорога доходила до реки Арос, то есть до границ Дориата.

Примечательно, что утверждение «гномы… некоторыми своими чертами больше походили на народ Моргота, нежели на эльфов», сохранилось из К (т. IV, с.104); но здесь оно смягчено тем утверждением в § 123, что сходство гномов и орков происходит только из аналогичных ограничений их природы, наложенных на них происхождением.

 

§ 123 Это третий пересказ легенды о происхождении гномов после АБ 2 (аннал 104) и § 9 «Ламмас». Обе предыдущие версии содержат примечательное утверждение, что у гномов нет «души»; см. комментарии к обоим отрывкам. Обе версии были модифицированы в соответствии с настоящей версией; текст «Ламмас» претерпел крупные изменения в связи с особым указанием следовать данному отрывку КС, начиная с «Но все же их разум и бытие произошли лишь от одной из Сил…». Но и сам этот отрывок в КС был написан поверх другого, полностью стертого. В таком случае, похоже на то, что в КС тоже была фраза касательно отсутствия «души» у гномов, и отец правил КС и «Ламмас» в одно и тоже время, как он это делал и в других местах. Более того, рассказ о судьбе гномов, данный здесь, об их возвращении «под землю» и превращении в «камень гор, из которого были сотворены» взят из соответствующего отрывка АБ 2 (в «Ламмас» он отсутствует), и он явно сопутствует концепции об отсутствии у гномов «души».

Квадратные скобки, в которые заключен этот отрывок, похоже, принадлежат ко времени рукописи; очевидно, они обозначают текст, который согласно примечанию на полях является «словами Пенголода». Вновь возникает вопрос (см. § 49), почему Пенголод появляется как автор примечаний, если он был автором текста, что явно указано в предисловии к «Квэнта Сильмариллион», с.201: «Этот рассказ изначально был записан Пенголодом из Гондолина». Возможно, объяснение можно найти в других версиях предисловия, с. 203-204. Из первой версии можно понять, что ссылка идет на текст «Сильмариллиона» в более широком смысле (то есть, с включением «Анналов» и «Ламмас»), поскольку сказано, что Пенголод «использовал многое из записей Румиля … главным образом, в «Анналах Валинора» и в работе о языках»). Вторая (машинописная) версия предисловия делает указание менее точным: «он использовал многое из работ Румиля … касающихся дел иных, нежели войны Белерианда». Обе версии также говорят, что он пользовался рассказами, записанными в «Золотой Книге», хотя и не уточнено, какие сведения она содержала. В любом случае, нет определенных утверждений относительно именно «Квэнта Сильмариллион». Возможно, так случилось потому, что отец теперь считал Пенголода скорее редактором и составителем, нежели автором (во всяком случае, в определенных частях книги), и в этих частях Пенголод отделял собственный вклад в книгу и называл себя в качестве автора только относительно него – так, как он делал в «Анналах Валинора» и «Ламмас». Таким образом, здесь, как и в § 9 «Ламмас», отрывок касательно происхождения гномов – это добавление Пенголода к старым сведениям (в данном случае написанным Румилем). Примечание о языке гномов, содержащее специальное указание на «Ламмас», явно принадлежит ко времени написания рукописи.

 

§ 124 «Кхузуд»: первое появление этого названия или вообще гномьих самоназваний. Ср. с «Властелином Колец», Приложение F: «Кхазад-Дум, Чертоги Кхазад; ибо это было их собственным именем, и было оно таким с тех пор, как в глубинах времен Аулэ назвал их так при сотворении».

«Энфенг»: ср. с К (т. IV, с.104): «тех, кто жил в Ногроде, они называли индрафангами, Длиннобородами, из-за того, что бороды подметали пол у них под ногами». Название «энфенг» здесь появляется впервые. Изначально Длиннобородами были гномы Белегоста (т. II, с.247).

«Кхазаддум» - это первое появление широкоизвестного имени. Интересно отметить, что оно существовало (но как гномье название Ногрода) уже в это время. Позднее гномьим именем Ногрода было «Тумунзахар» (см. «Сильмариллион», с.91); «Габильгатол» (которое впервые появилось здесь) так и осталось гномьим названием для Белегоста.

В этом параграфе впервые указано на связь Мэглина с гномами. Название «Долмед» здесь заменяет «Долм» (и в АБ 2 тоже было соответствующее изменение, примечание 17).

 

§ 125 В § 103 КС сказано, что это Фингон разгромил орков в Дрэнгисте. – Относительно новых дат, присутствующих здесь со времени первоначального создания рукописи, см. заметку о хронологии на с. 257-258.

 

§ 126 Параллельно с удлинением Осады Ангбанда на двести лет встреча Фелагунда и Беора, первоначально датированная 200 годом (АБ 2), претерпевает соответствующий временной сдвиг.

 

§ 128 Примечание к тексту написано одновременно с рукописью. В то время как в «Сильмариллионе» слово «мудрость» на языке народа Беора было «Ном» (см. т. IV, с. 175), здесь оно звучит как «Видрис» (Widris). Несомненно, оно связано с индоевропейским корнем, например, на санскрите «veda» - «я знаю»; на греческом – «idein» (от «*widein») – «видеть» и «oida» (от «*woida») – («я видел»>) – «я знаю»; на латыни – «videre» - «видеть»; на староанглийском – «witan» - «знать» и «wat» - «я знаю» (>архаическое «I wot»), и слова, сохранившиеся доныне - «wit», «wise», «wisdom». Ср. с § 10 «Ламмас»: «Но были и другие люди, что остались к востоку от Эредлиндона, они придерживались собственной речи, и от нее, близкой к талиска, произошли после долгих веков изменений языки, сохранившиеся еще на севере мира».

Относительно того, что люди забыли свой язык в Белерианде, см. § 10 «Ламмас» и комментарии; а о принадлежности цитаты Пенголоду см. комментарий к § 123 выше.

«и так Беор Вассал получил свое имя среди номов»: в «Этимологиях» имя «Беор» - «последователь, вассал» - это имя на нолдорине (корень BEW), в то время как в «Сильмариллионе», с.142, сказано, что «Беор означало «вассал» на языке его народа».

 

§ 131 По первоначальной хронологии АБ 2 Беор родился в 170 году и умер в 250; по измененной хронологии - родился в 370 году и умер в 450.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.