Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика межличностных отношений на основе субъективных отношений




Психодиагностика межличностных отношений.

Социометрический тест.

Автором методики является Джекоб Морено 1934. Суть методики состоит в выявлении субъективных предпочтений членов группы по отношению друг к другу.

Структура исследования предполагает предъявление членам группы критериев, которые представляют собой вопросы (с кем бы вы хотели… или не хотели…) на которые нужно ответить путем выбора партнера для совместных занятий. Эти критерии могут быть позитивные и негативные. Первые выявляют позитивные отношения друг к другу, негативные – негативные взаимоотношения. Критерии могут быть сильными (выявляют кратковременные нестабильные отношения: если бы в классе сделали тур поход, то с кем бы вы хотели оказаться вместе). Каждому члену группы предлагается сделать выбор от 0 до 3 по каждому из критериев. Обычно предъявляют позитивные и негативные критерии. При этом вопросы могут касаться одной или нескольких сфер жизнедеятельности. По результатам обследования составляется социометрическая матрица, которая представляет собой таблицу, где строчки содержат фамилии тех, кто выбирает, а столбцы – те кого выбирают. На пересечении столбцов и строк с помощью символов + и – указывается выбор членов группы, при обработке результатов подсчитывается количество позитивных и негативных выборов. По результатам этого подсчета можно определить социометрический статус каждого члена группы, таких статусов 5:

1. лидер – те члены группы, у которых число полученных позитивных выборов вдвое больше, чем средний по группе.

N+≥2 N+ср

2. популярный – те члены группы, у которых число позитивных выборов меньше, чем у лидеров, но больше, чем в среднем.

N+ср<N+≤2 N+ср

3. малопопулярные

0<N+<N+ср

4. изолированные – те лица, присутствие которых не замечается их отвергают и не выбирают

N+=0, N-=0

5. отвергаемые – те у которых нет позитивных выборов, но негативных больше нуля

N+=0, 0< N-

На основе данных социометрической матрицы можно оценить степень сплоченности группы. Для этого кружочком в матрице обозначают взаимные выборы и подсчитывается количество дружеских пар. Коэффициент сплоченности подсчитывается по формуле:

теоретически возможное количество других пар

N+- количество дружеских пар в группе

Социометрический метод предполагает выявление неформальных группировок и их лидеров. Для этого лучше всего построить социограмму – графическое отображение межличностных отношений в группе.

Для ее построения используются обозначения:

- женский пол

- мужской пол

- односторонне позитивный выбор

- взаимно позитивный выбор

- односторонне негативный выбор

- взаимно негативный выбор

По социограмме в одну неформальную группировку объединяются те члены группы, которые связаны друг с другом взаимными выборами. Возможными лидерами становятся те члены группы, которые имеют наибольшее число позитивных выборов.

Аутосоциометрия.

Предложил минский психолог Я. Л. Коломинский 1984. Он предложил две методики.

А: Аутосоциограмма – для обследования межличностных отношений детей дошкольного и младшего школьного возраста. Испытуемым предъявляют лист бумаги, на котором 4 концентрических кольца и предлагают расположить фото или условные обозначения своих товарищей следующим образом:

в центральное кольцо – тех, кому симпатизируют очень многие сверстники

во второе – тех кому симпатизируют многие

По данным аутосоциограммы можно определить статус каждого члена группы.

При этом показатель более достоверный, чем при использовании социометрии, т.к. испытуемый выражает свое отношение к каждому члену группы.

Б: Аутосоциоматрица (АСМ) – предназначена для получения ряда количественных показателей осознания и переживания школьниками своих взаимоотношений со сверстниками. Раздают матрицы, в которых для каждого ученика по горизонтали отведены 2 строчки, а вертикальные столбики обозначены порядковыми номерами члены группы. Испытуемого просят сделать 3 выбора за себя, указывая их в верхнем ряду клеток, и 3 выбора за каждого члена группы, обозначая их в нижнем ряду клеток.

Средства прямой оценки группы в целом.

Ориентированы на общую оценку группы ее членами. Вопрос: на сколько привлекательна для вас эта группа? Во-вторых предлагается дать оценку собственного членства в данной группе: хотите ли вы остаться членом данной группы? Прямые вопросы, которые задаются в данном случае не позволяют надеяться на получение искренних ответов, но позволяют получить общий интегральный показатель привлекательности данной группы для каждого ее члена.

В: Диагностика межличностных отношений путем выделения субъективных предпочтений членов группы, обладает недостатками сходными с недостатками метода интроспекции в общей психологии (необходимо осознать содержание своего сознания относительно группы). Сознательная оценка может кардинально изменятся под влиянием социальных установок, психологических защит, а также отношения испытуемого к самому процессу обследования. Поэтому социальные психологи стремились разработать косвенные методы оценки межличностных отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.