Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проективные методы диагностики мотивов




Они основаны на представлениях Фрейда о механизмах проекции, а также на исследовании влияния мотивации на воображение и восприятие.

Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых.

Наиболее популярные проективные методики:

1. Тематический апперцептивный тест Мюррея (ТАТ).

2. Тест фрустрации Розенцвейга.

3. Тест незаконченных предложений.

4. Тест неоконченных рассказов.

Существуют различные модификации ТАТ Мюррея.

Рисуночный тест фрустрации Розенцвейга.

Он имеет формы для детей и взрослых, в нем используются рисунки, на которых изображены различные ситуации межличностного взаимодействия. На рисунке приводится высказывание одного из персонажей, а испытуемый должен дать ответ за другого персонажа. В этом тесте оцениваются особенности поведения человека при фрустрации потребностей. Этот тест также выявляет особенности агрессии при интерпретации результатов выделяется три типа направленности агрессии:

- экстрапунитивный – вина за создавшееся положения приписывается другим

- интрапунитивный – себе

- импунитивный – ситуации

Методика мотивационной индукции Ж. Ньютена (NIM).

Эта методика представляет собой проективный метод незаконченных предложений. При интерпретации ответов используется специальная система категорий. Диагностируются различные стороны познавательной ситуации, мотивы достижения, коммуникативная мотивация и др.

Диагностика мотивации через искажение объекта восприятия.

В нашей стране методика, основанная на этом принципе, была создана в лаборатории Л. И. Божович.

Методика предназначалась для обследования подростков, им предъявлялись для оценки на глаз длинные прямые отрезки, которые были по-разному ориентированы в пространстве. При этом определение длины линий мотивировалось по-разному. Сила мотива оценивалась по степени преобладающих ошибок в разных ситуациях.

Методика включает экспериментальные процедуры актуализации мотивов, методику предъявления графического стимула, процедуру выявления доминирующей мотивации.

Диагностика мотивов через личностный смысл.

Эта методика предназначена для диагностики так называемых обобщенных мотивов, которые выявляются через те смыслы, которые имеют для человека разные характеристики поведения, ситуации, отношения и т.д.

Диагностика мотивов через характеристику преград.

На пути к достижению цели могут возникать различные преграды, которые блокируют процессы реализации действия, эти преграды делятся на внешние и внутренние, различаются по степени трудности. Они могут возникать на разных этапах мотивационного процесса и т.д.

Отношения, существующие между мотивами и преградами, могут использоваться для конструирования методик. Одну из таких методик сконструировал Столин.

Проективная методика диагностики мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи Х. Хекхаузена.

Диагностика проводится как групповой эксперимент, вся процедура состоит из трех этапов:

I Организация экспериментальной ситуации, который включает в себя выбор помещения и аппаратуры, инструктирование.

Эксперимент проводится в помещении приспособленном для демонстрации слайдов на экране и может затемнятся. Для испытуемых ситуация должна быть одинаковой, поэтому психолог должен вести себя нейтрально, по деловому, он не должен своим поведением актуализировать мотивацию достижения испытуемых. Лучше всего если экспериментатором является человек с невысоким статусом. Ситуация не должна восприниматься испытуемыми как оценка их способностей, поэтому экспериментатор должен вести себя очень сдержанно и одинаково по отношению ко всем, он не должен ходить по рядам и смотреть через плечо что пишут испытуемые, т.к. это сильно влияет на их мотивацию. Все испытуемые должны обследоваться одновременно, иначе теряется стандартная ситуация обследования. Психолог не должен вести себя “пани братски’’ ни с холодной официальностью. Лучше если экспериментатор наблюдает со стороны, а эксперимент ведут его помощники. Не допустимо нахождение в помещении представителей администрации, испытуемые должны быть уверены, что результаты не будут известны администрации. Испытуемые должны быть посажены так, чтобы исключалась ситуация списывания.

Испытуемым дают 6 бланков, на каждом бланке, на равном расстоянии друг от друга 4 вопроса: 1. Что здесь происходит и кто эти люди? 2. Как возникла эта ситуация и что произошло перед этим? 3. Что думают изображенные на картинке люди и чего они хотят? 4. Что произойдет дальше, чем все это кончится? Далее читают инструкцию, после этого каждому испытуемому присваивается номер, который каждый из них записывает на каждом из 6 бланков.

2. Проведение теста. На 20 секунд затемняется комната и на экране предъявляется одна из 6 картинок, включение света является сигналом, по которому испытуемые начинают сочинять рассказ, после истечения 1 минуты экспериментатор сообщает об этом и говорит «Переходите к следующему вопросу». Когда проходит 4 минуты экспериментатор говорит «У вас есть еще 1 минута», всего на составление рассказа 5 минут. По истечении 5 минут комната снова затемняется и предъявляется очередная картинка. Паузы делать нельзя.

Для проведения теста требуется 40-45 минут, большая психологическая культура.

3. Анализ протоколов. На основании выделенных в рассказах категорий подсчитываются индивидуальные индексы мотивов стремления к успеху и избегания неудачи.

Для мотива стремления к успеху выделены следующие категории:

1. потребность в достижении успеха

2. инструментальные действия для успеха

3. ожидание успеха

4. похвала

5. положительное эмоциональное состояние

6. тема успеха

Категории для мотива избегания неудачи:

1. потребность в избегании неудачи

2. инструментальные действия для избегания неудачи

3. ожидание неудачи

4. порицание

5. негативное эмоциональное состояние

6. неуспех

7. тема неуспеха

Индекс мотивации стремления к успеху равен сумме всех категорий в первой части контент - анализа выделенных во всех рассказах, а для мотива избегания неудачи сумме категорий второй части контент – анализа. При этом в одном рассказе каждая категория подсчитывается только один раз, если одно и то же высказывание можно отнести как к одной, так и к другой категории, то подсчитывается только одна из этих категорий. При анализе результатов для каждого испытуемого находится разность. Затем для всей выборки производится ранжирование этих разностей. Люди с выраженным мотивом стремления к успеху это те которые попали за 75 процентиль, с мотивом избегания неудач, те которые находятся ниже 25 процентиля.

Тест юмористических фраз.

Это оригинальная компактная методика, которая соединяет в себе достоинства стандартизированного теста и индивидуализированной проективной техники. Стимульный материал представляет собой текст 80 юмористических фраз, из которых 40 фраз однозначно относятся к одной из 10 тем, а 40 фраз являются многозначными. Испытуемому предлагается разложить колоду карточек с юмористическими фразами на группы, так чтобы в одну группу попали фразы на одну тему. Испытуемому необходимо предоставить максимальную свободу. Следует предупреждать перекладывание карточек из одной группы в другую. Нужное сказать что самое правильное решение, то которое первым приходит в голову. Закончив классификацию фраз испытуемый дает названия выделенным классам, по этим названиям легко можно выделить. 10 используемых в тесте тем:

1. садизм

2. секс

3. пагубное пристрастие

4. деньги

5. мода

6. карьера

7. семейные неурядицы

8. социальные неурядицы

9. бездарность в искусстве

10. человеческая глупость

При обработке подсчитывается количество карточек в каждой группе 10 подсчитанных показателей можно визуализировать профили. При анализе выявляется порядковая структура мотивационных тем, какие темы доминируют, какие являются второстепенными…

При анализе результатов теста следует учитывать, что напряженность мотивационной темы может отражать не только силу мотива, но и силу преграды, поэтому мотивационные структуры испытуемого интерпретируются либо в терминах предмета потребности, либо в терминах преграды или фрустратора потребности. Для разведения этих двух аспектов анализа необходимы дополнительные данные.

Темы, используемые в тесте не имеют теоретического обоснования, они получены эмпирическим путем с помощью кластерного анализа несколько сотен опубликованных шуток, они отражают наиболее устойчивый и распространенный конструкты обыденного сознания.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.