КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изучение межличностных отношений наблюдением
Наблюдение широко используется в социальной психологии для исследования межличностных отношений. Наблюдение предполагает объективное и обширное описание интеракций с последующей их интерпретацией исходя из определенных теоретических воззрений. Содержание схемы наблюдения зависит от теоретической ориентации психолога и специфики решаемых прикладных задач. Схема Бейлса (1970). Разработал схему позволяющую, определить по единому плану интеракцию в группе. каждое взаимодействие кодируется путем отнесения к одному из 12 показателей, которые объединены в 4 более общие категории: 1. область позитивных эмоций 2. область решения проблем 3. область постановки проблем 4. область негативных эмоций Данная процедура наблюдения позволяет определить разные уровни групповой динамики, статус и роли участников взаимодействия. Например: человек получивший высокий балл в области решения проблем оценивается как деловой лидер, а в области позитивных эмоций как эмоциональный лидер. Матрица регистрации интеракций между родителем и ребенком. Методика применяется в ситуации свободной игры родителей с ребенком, она предназначена для выявления особенностей интеракций и постановки задач психокоррекции. Наблюдение проводится двумя наблюдателями, первый фиксирует поведение матери как предшествующее событие, а поведение ребенка как последующее, второй фиксирует поведение ребенка – предшествующее, а матери – последующее. Результаты наблюдения фиксируются в специальной матрице, у первого наблюдателя строки называются, предшествующее поведение матери, а столбцы последующее поведение ребенка, у второго строки – предшествующее поведение ребенка, столбцы – последующее поведение матери. Наблюдатель делает отметку в определенной клетке своей матрицы через каждые 10 секунд отмечая только последнюю оцениваемую единицу интеракции за этот период. После 10 секундного периода наблюдения делается пауза 5 секунд. Для фиксации поведения матери используются следующие стандартные категории, которые являются названиями строк. 1 категория – «приказ» (указания, прямые приказы) 2 «приказ-вопрос» (не подашь ли мне…, не замолчишь ли ты…) 3 «вопрос» 4 «похвала» вербальное или невербальное одобрение, поддержка, принятие поведения ребенка 5 «негативное отношение» 6 «взаимодействие» поддерживание обоюдного контакта вербально или невербально 7 «нет ответа» (игнорирование) когда за 10 секунд не наблюдается какое-либо поведение из шести названных выше Для фиксации поведения ребенка категории: 1 подчинение, отмечается, если поведение ребенка соответствует 1 или 2 категории матери 2 независимая игра 3 вопрос 4 негативное отношение 5 взаимодействие 6 нет ответа Наблюдение продолжается определенное время, в дальнейшем матрицы сравниваются для получения картины особенностей интеракции взаимодействия родителей и ребенка. Данная схема наблюдения требует определенных навыков и хорошей согласованности действий наблюдателей.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |