Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Косвенные методы оценки межличностных отношений




Наиболее популярными являются методики, основанные на закономерностях проксемического поведения людей. Главная особенность проксемического поведения состоит в том, что выбор субъектом своего положения в пространстве относительно другого лица или группы зависит от его межличностных отношений. Средства исследования, основанные на феноменах проксемического поведения можно разделить на три категории:

а) наблюдение реальной ситуации

б) символическое моделирование реальной ситуации

в) проективные средства

Считается, что наблюдение дает наиболее достоверную информацию. Наиболее простая процедура состоит в фиксации наблюдением проксемического поведения людей. Более сложная схема состоит в записи на видеопленку проксемического поведения группы людей с последующим анализом поведения каждого. Наиболее простая процедура состоит в следующем: В комнате стоит два стула и стол, стулья расположены на расстоянии друг от друга. Экспериментатор, сидящий на одном из стульев, при входе испытуемого в комнату, просит взять второй стул и сесть на него. Дистанция между экспериментатором и испытуемым связывается с психологической дистанцией, выражающей межличностные отношения.

Методики символического моделирования межличностных отношений, достаточно разнообразны. В одной из них испытуемому предлагается набор фотографий на которых зафиксированы разные положения стола и стульев. Испытуемого просят выбрать ту фотографию, на которой запечатлено наиболее комфортное для него расположение стульев. В других вариантах данной методики испытуемый проявляет большую активность самостоятельно структурируя ситуацию, располагая символы или игрушки изображающие людей или объекты определенным образом в пространстве. Например: ребенку предлагается сложить вырезанные фигуры людей на бархатной доске, линейное расстояние между фигурами оценивается как эмоциональное расстояние между соответствующими людьми.

Проективные средства косвенной диагностики межличностных отношений. Они существенно не отличаются от предыдущих, но своей процедурой и стимульным материалом ориентированным на определенную сферу межличностных отношений. Например:

- методика К. Петерсона направлена на изучение семейных отношений, в нее входят модель комнаты и игрушечные фигуры членов семьи, пол комнаты маркирован поперечными линиями для удобства измерения расстояния. Ребенок играя расположенными определенным образом фигурки в комнате, расстояние интерпретируется с точки зрения межличностных отношений.

- рисуночная проба «Моя семья». Ребенку предлагается нарисовать рисунок, при анализе учитывается не только расстояние между изображаемыми членами семьи, но и ряд других параметров: порядок рисования, размер, цвет, качество, наличие или отсутствие некоторых деталей и т.д.

Имеются попытки создания косвенных методов диагностики межличностных отношений основанные на особенностях паралингвистических аспектов речи, таксики и контакта глаз.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.