Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностика семейных отношений




 

В диагностике семейных отношений главным образом выделяют опросники родительско-детских и супружеских отношений.

Наиболее известными методиками диагностики родительско-детских отношений являются опросник Э.Г. Эйдемиллера «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) и тест А.Я. Варга, В.В. Столина «Опросник родительского отношения к детям» (ОРО). Первая методика позволяет диагностировать тип семейного воспитания, характер его нарушений, а также выявить причины неправильного воспитания, среди которых могут скрываться личностные проблемы родителей. Опросник ОРО ориентирован на выявление типов родительского отношения, проявляемых в их поведенческих стереотипах, эмоциональном принятии и понимании поведения собственного ребенка.

Диагностика супружеских отношений связана с задачами выявления проблемных зон в различных аспектах семейной жизни. В эту группу методик входят опросники, оценивающие степень удовлетворенности браком; семейные ценности; ролевые ожидания и притязания; поведение в ситуации семейных конфликтов и проч.

 

Уровень усвоения учебного материала

1. Иметь представление о подходах к диагностике межличностных отношений.

2. Понимать возможности и ограничения методов.

3. Иметь представление о принципах диагностики коллектива.

4. Знать основные методики диагностики межличностных отношений.

5. Иметь представление о психодиагностике семейных отношений.

 

Основные понятия темы

Социометрия. Социометрический статус. Групповая сплоченность. Стратометрическая концепция. Интерперсональное поведение.

 

Содержание самостоятельной работы студентов, рекомендации к ее выполнению, формы отчетности

1. Изучить учебно-методическую литературу по разделам темы. Рекомендуется включать работу с психодиагностическим справочником и сборниками тестов.

2. Самостоятельно подобрать методики по диагностике каждого слоя коллектива согласно стратометрической концепции А.В. Петровского.

3. Составить список опросников, выявляющих межличностные отношения. Дать им характеристику. Рекомендуется использовать систематические сборники тестов и словарь-справочник по психодиагностике.

Лабораторное занятие по теме 8. Психодиагностика межличностных отношений

План проведения занятия

1. Изучение методики диагностики интерперсональных отношений Т. Лири.

2. Двукратное заполнение опросника и построение психограммы.

3. Интерпретация данных.

4. Разработка программы психологических мероприятий по результатам теста.

4. Составление письменного отчета.

 

Содержание занятия

 

Методика Т. Лири предназначена для исследования представлений субъекта о себе, а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Опросник состоит из 128 лаконичных оценочных суждений, по которым испытуемый оценивает себя. Результаты отражают 8 типов отношений к окружающим, которые на дискообразной психограмме выделяются как сектора. Чем дальше результаты испытуемого от центра окружности, тем сильнее выражен тот или иной тип интерперсональных отношений.

Вторичное заполнение опросника с оценкой «идеального Я» дает возможность изучения внутриличностной конгруэнтности индивида, выявить проблемные зоны. В соответствии с полученной информацией составляются программы психологических мероприятий по результатам опросника.

 

Организация занятия

 

  1. Подготовка к занятию:

· изучить методические рекомендации к опроснику Т. Лири;

· иметь представление о процедуре тестирования, способе подсчета результатов.

  1. В ходе занятия студенты:

· получают брошюры с тестами и регистрационные бланки;

· заполняют и обрабатывают опросник;

· строят психограмму и интерпретируют показатели;

· вторично заполняют опросник и с оценкой «идеального Я», дополняют психограмму и интерпретируют показатели.

· разрабатывают программу психологических мероприятий по результатам опросника.

  1. Заключительный этап: подведение итогов занятия и составление письменного отчета.

Уровни освоения материала

 

Студенты должны получить навыки практического изучения интерперсональных отношений и планирования программы психологических мероприятий по результатам опросника.

Контрольные мероприятия

 

Письменный отчет по теме занятия.

Оборудование

 

Брошюры с тестом Т. Лири, регистрационные бланки, стандартные листы бумаги, ручка.

 

Литература

 

1. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2008.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб.: Питер, 1999.

3. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. – СПб.: Речь, 2003.

4. Практическая психодиагностика: методики и тесты. – Самара: Изд. дом «Бахрах», 2007.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.